ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-263/20 от 27.10.2020 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

дело № 7-263/2020

Р Е Ш Е Н И Е

город Салехард 27 октября 2020 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 на решение Салехардского городского суда ЯНАО от 17 июля 2020 года в отношении АО «Ямалэкосервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.4 КАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением врио начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 14 мая 2020 года юридическое лицо АО «Ямалэкосервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Салехардского городского суда ЯНАО от 17 июля 2020 года постановление должного лица государственного органа о привлечении АО «Ямалэкосервис» к административной ответственности по ч.2 ст.8.4 КоАП РФ отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Ямалэкосервис» по ч.2 ст.8.4 КоАП РФ прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не соглашаясь с решением суда старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 обратился в суд ЯНАО с жалобой, в которой считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Указывает о нарушении подсудности при рассмотрении дела.

В судебном заседании представитель АО «Ямалэкосервис» ФИО2 считает решение Салехардского городского суда от 17 июля 2020 года в отношении АО «Ямалэкосервис» законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Должностное лицо государственного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав ФИО2, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводам.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Часть 2 ст.8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Из обстоятельств дела следует, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой во исполнение задания генеральной прокуратуры РФ от 07.11.2019 года и п.5 перечня поручений Президента РФ от 15.11.2017 года проведена проверка с целью осуществления государственного надзора за соблюдением исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами за период времени 2018 года до 09.12.2019 года.

По результатам проверки установлено, что по данным учета в области обращения с отходами с 1 по 4 квартал 2019 года, на объекте, расположенном в с. Яр-Сале Ямальского района ЯНАО, АО «Ямалэкосервис» произведено обезвреживание 1829,43 тонн отходов V класса.

Вопреки положительному заключению государственной экологической экспертизы, разрешающей утилизацию установкой утилизации отходов «Форсаж-2» твердых бытовых и промышленных отходов следующих видов: отработанные фильтры и сорбенты, промасленные опилки и ветошь, бумажные изделия; АО «Ямалэкосервис» на объекте, расположенном в с. Яр-Сале Ямальского района ЯНАО, произведено обезвреживание на указанной установке 1820, 43 тонн отходов V класса опасности, в том числе: обезвреживание иных отходов с использованием отходы волос; отходы от уборки бань, саун; мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства; отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками: растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками: мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства; прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово - розничной торговли промышленными товарами; отходы объектов оптово-розничной торговли цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки; мусор от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания, содержащий преимущественно материалы, отходы которых отнесены к V классу опасности; отходы (мусор) от уборки помещений, организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово - розничной торговли промышленными товарами.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Ямалэкосервис» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.

На основании договора аренды от 06.11.2018 года АО «Ямалэкосервис» передан в аренду пункт переработки твердых и биологических отходов с подъездной дорогой, с.Яр-Сале Ямальского района, общей площадью 643,9 кв м.

05.12.2018 года АО «Ямалэкосервис» выдана лицензия № (89)-6810-СТО на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности.

Согласно ст.1 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с положениями п.1 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащей обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно ст. 30 ФЗ №174 «Об экологической экспертизе» определено, что нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются, в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экспертизы.

Установка для сжигания отходов «Форсаж-2М» предназначена для термической утилизации (сжигании) твердых бытовых и промышленных, в том числе нефтесодержащих отходов, на которой могут быть утилизированы следующие виды отходов: отработанные фильтры, промасленная ветошь и опилки, отработанные сорбенты, бумажные изделия, нефтесодержашие отходы, биоорганические отходы

Как следует из паспорта установки «Форсаж-2М» она предназначена для термической утилизации (сжигании) твердых бытовых и промышленных, в т.ч. нефтесодержащих отходов, на которой могут быть утилизированы следующие виды отходов: отработанные фильтры, промасленная ветошь и опилки, отработанные сорбенты, бумажные изделия, нефтесодержащие отходы, биоорганические отходы (биологические отходы), другие горючие материалы калорийностью до 35500 ккал/кг. В установке не разрешается сжигать отходы, содержащие легковоспламеняющиеся вещества (бензин, растворители и др.), а также галогеносодержащие (фтор, хлорсодержащие) отходов и отходы, содержащие ионы тяжелых металлов.

На установку «Форсаж-2М» экспертной комиссией государственной экологической экспертизы материалов «Установка по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-2» выдано положительное заключение, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2004 № 273, согласно которому установка «Форсаж-2» предназначена для термической утилизации твердых бытовых и промышленных отходов с калорийностью до 5500ккал/кг следующих видов: отработанные фильтры и сорбенты, промасленные опилки и ветошь, бумажные изделия, - при запрете на сжигание отходов, содержащих галогены, тяжелые металлы и вещества, сжигание которых образует высокотоксичные газообразные соединения. Также указано, что на установке запрещено сжигать, помимо названных выше материалов, отходы, содержащие легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, растворители для красок), последнее запрещено использовать и для разжигания отходов (л.д 30-37).

Из представленного АО «Ямалэкосервис» (Яр-Сале) учета в области обращения с отходами с I по IV квартал 2019 года следует, что на объекте произведено обезвреживание 1820, 43 тонн отходов V класса опасности, в том числе, обезвреживание иных отходов с использованием установки утилизации отходов «Форсаж-2» по коду ФККО: 7 39 413 11 29 5 отходы волос; 7 39 421 01 72 5 отходы от уборки бань, саун; 73120002725 мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства; 73120003725 отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев; 73130001205 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками; 73130002205 растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками; 73120002725 мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства; 73490000000 прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам; 73510001725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; 73510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово - розничной торговли промышленными товарами; 7 35 151 11 71 5 отходы объектов оптово-розничной торговли цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки; 7 36 211 11 72 5 мусор от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания, содержащий преимущественно материалы, отходы которых отнесены к V классу опасности; 7 36 400 00 00 0 отходы (мусор) от уборки помещений, организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам; 73710001725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений: 73510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово - розничной торговли промышленными товарами.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому перечисленные в оспариваемом постановлении отходы, утилизированные АО «Ямалэкосервис» за период с I по IV квартал 2019 года с использованием установки «Форсаж-2», относятся к 7 блоку - отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению.

Из буквального толкования заключения государственной экологической экспертизы материалов «Установка по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-2» следует, что в нем указаны отходы, которые нельзя сжигать в установке, то есть, установлены запреты на сжигание конкретных твердых бытовых и промышленных отходов, перечисленных в заключении. Запрета на обезвреживание отходов V класса опасности, которые в I по IV квартале 2019 года сжигались АО «Ямалэкосервис» на установке по утилизации «Форсаж-2», в заключении не содержится.

Данный вывод также подтверждается паспортом установки по утилизации «Форсаж-2».

С учетом данных обстоятельств выводы административного органа о допущенных должностным лицом АО «Ямалэкосервис» нарушениях по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, являются необоснованными и не подтвержденными.

Таким образом, судьей принято обоснованное решение об отсутствии в действиях состава АО «Ямалэкосервис» вмененного административного правонарушения, поскольку АО «Ямалэкосервис» осуществляло обезвреживание отходов в соответствии с условиями, изложенными в экспертном заключении и в паспорте Установки «Форсаж-2», доказательств обратного административным органом не представлено.

В силу ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, из чего следует, что надзорный орган обязаны доказать, что при сжигании отходов, указанных Обществом, образуются высокотоксичные газообразные соединения, что прямо запрещено заключением экспертизы. Однако, эти доводы носят предположительный характер и не подтверждены фактическими данными.

Доводы о рассмотрении жалобы на постановление с нарушением правил подсудности также подлежат отклонению в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения.

При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа (п. 30 Пленума ВС РФ № 5).

При этом необходимо учитывать, что, несмотря на то, что местом совершения правонарушения является Ямальский район, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурора и в постановлении по делу об административном правонарушении в качестве места совершения правонарушения указан г. Салехард, куда и обратился заявитель с жалобой. При этом рассмотрение судьей Салехардского городского суда данной жалобы не является существенным процессуальным нарушением, поскольку решение по существу является правильным и по указанному основанию отмене не подлежит.

В целом доводы жалобы основаны на субъективном толковании закона и утверждениях, не подтвержденных материалами дела, подлежат отклонению, являлись предметом исследования в процессе рассмотрения и оценены судьей в совокупности с представленными доказательствами.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта по делу не имеется.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Салехардского городского суда ЯНАО от 17 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении АО «Ямалэкосервис» оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

судья С.А. Семейкина