ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-264/17 от 16.08.2017 Томского областного суда (Томская область)

Судья Лысых Ю.А. Дело №7-264/2017

РЕШЕНИЕ

16 августа 2017 года г. Томск

Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев дело по жалобе ФИО1 на постановление председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области от 19 апреля 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 12 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области П. № 8 от 19.04.2017 директор ООО «Тинтория» ФИО1 признана виновной и привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 12.07.2017 указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным и необоснованным, ФИО1 подала жалобу в Томский областной суд, в которой просит об отмене решения судьи, признании незаконным и отмене постановления должностного лица. Выражая несогласие с выводами судьи, в обоснование жалобы указывает, что предмет инвестиционного соглашения от 22.11.2013 № 145 определен как «реализация инвестиционного проекта «Открытие цеха по чистке ковров, ковровых покрытий на период с 01.10.2012 по 13.10.2017», инвестиционное соглашение заключено в рамках гражданского законодательства, в соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Ссылаясь на понятие «инвестиционный проект», определенное в Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», указывает, что предмет указанного инвестиционного соглашения, определенный в п. 1.1 соглашения как реализация инвестиционного проекта, является ничем иным, как реализацией и осуществлением капитальных вложений в основные средства, п. 1.1 соглашения не содержит в качестве предмета иных условий, в частности условий об исполнении каких-либо плановых показателей. По мнению заявителя, толкование судом предмета и условий соглашения не только как вложений в основные средства, но и как иные обязательства, не предусмотренные в качестве таковых соглашением, не соответствует положениям ст.431 ГК РФ, ФЗ № 39-ФЗ от 25.02.199, ст. 1 инвестиционного соглашения. Указывает, что обязательства исполнителя, определенные в ст. 5 указанного инвестиционного соглашения, также не содержат в качестве условий соглашения обязательств по исполнению плановых показателей согласно приложению к инвестиционному соглашению, инвестиционное соглашение № 145 не определяет в качестве безусловных условий получения субсидий исполнение показателей и достижение результатов хозяйственной деятельности, не определено это и нормативными актами. Ссылается, что действующее законодательство различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия реализации субсидии», что следует из буквального толкования ст. 78,78.1 БК РФ во взаимосвязи со ст. 34 и 38 БК РФ, достижение определенных результатов хозяйственной деятельности, которыми являются плановые показатели согласно приложению, являются условием использования субсидии, а не условием ее предоставления. Полагает, что основания для привлечения ее к административной ответственности по ст. 15.15.5 КоАП РФ отсутствуют. Кроме того, полагает, что суд необоснованно подошел к постановке выводов об отсутствии оснований для применения ст. 4.1.1 и ст. 2.9 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела­­­ об административном правонарушении, заслушав пояснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, пояснения должностного лица, вынесшего постановление по делу, П., заключение прокурора Ярцевой Е.Г., полагавшей вынесенные по делу акты законными и обоснованными, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из положений ч. 2 и 3 ст. 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Согласно требованиям ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлено, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Часть 3.1. статьи 78 БК РФ устанавливает, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2.5 ст. 2 Закона Томской области от 18.03.2003 № 29-03 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» одной из форм предоставления государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти Томской области является предоставление субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона Томской области от 18.03.2003 № 29-03 одним из оснований для прекращения государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности является невыполнение субъектом инвестиционной деятельности обязательств по реализации инвестиционного проекта, взятых на себя в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области, регулирующими порядок предоставления конкретных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности при отсутствии решения Совета об изменении инвестиционного соглашения.

В соответствии со ст. 10 Закона Томской области от 18.03.2003 № 29-03 лица, нарушившие требования настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Томской области, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Администрации Томской области от 22.02.2008 № 27а «О предоставлении субсидий в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов».

Согласно пункту 2 Положения о предоставлении субсидий в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 22.02.2008 № 27а (далее - Положение), получателями субсидий являются субъекты инвестиционной деятельности (инвесторы), под которыми в целях настоящего Положения понимаются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в том числе иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, - производители товаров, работ, услуг в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Томской области.

Субсидия является одной их форм государственной поддержки со стороны органов государственной власти Томской области субъектов инвестиционной деятельности (инвесторов), осуществляющих инвестиционную деятельность по реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам социально- экономического развития Томской области, обеспечивающих увеличение налогооблагаемой базы, создание рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, и (или) сохранение высокопроизводительных рабочих мест на территории Томской области (п. 5 Положения).

В соответствии с пунктом 9 Положения условиями предоставления субсидий являются: заключение инвестиционного соглашения между Администрацией Томской области, Департаментом инвестиций Томской области и субъектом инвестиционной деятельности (инвестором) о реализации проекта; соблюдение условий инвестиционного соглашения; подтверждение в Департаменте инвестиций Томской области целевого использования привлеченных средств в рамках реализации проекта путем предоставления документов, указанных в разделе 5 настоящего Положения, и согласован расчет предоставляемых субсидий; отсутствие оснований прекращения государственной поддержки.

Согласно пункту 10 Положения субсидии по кредитам, привлеченным в кредитных организациях на срок до восьми лет на реализацию проектов, за счет областного бюджета предоставляются сроком до пяти лет в целях возмещения процентной ставки по кредитным договорам.

Субсидии по кредитам предоставляются: в части кредита, направленной на приобретение, модернизацию и создание основных средств или предоставление займов субъектам малого предпринимательства с целью приобретения, модернизации и/или создания основных средств в рамках инвестиционного проекта; в размере 8 процентов годовых, но не более размера платы за пользование кредитом, предусмотренного кредитным договором; в сумме не более 2500 тыс. рублей в год; после подтверждения целевого использования кредитных средств, привлеченных в рамках реализации инвестиционного проекта, где датой подтверждения целевого использования кредитных средств, привлеченных в рамках реализации инвестиционного проекта, является дата начала использования кредитных средств на реализацию инвестиционного проекта; при своевременности уплаты основного долга по кредиту и начисленных процентов по нему согласно условиям кредитного договора.

Пункт 35 Положения устанавливает, что для получения субсидий по кредитам субъекты инвестиционной деятельности (инвесторы) представляют в Департамент инвестиций Томской области следующие документы: заявление о предоставлении субсидий на имя начальника Департамента инвестиций Томской области с указанием: реквизитов распоряжения Губернатора Томской области о предоставлении субсидий, названия проекта, периода расчета субсидирования, суммы субсидий, банковских реквизитов и полного официального наименования получателя субсидий - субъекта инвестиционной деятельности (инвестора); заверенные подписью индивидуального предпринимателя, руководителя организации - субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) копии кредитных договоров с приложением графиков возврата кредита и уплаты процентов по нему; отчет о целевом использовании средств кредита; расчет субсидий по установленной форме, а также заверенные подписью индивидуального предпринимателя, руководителя организации - субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) копии платежных документов, подтверждающих уплату начисленных процентов и возврат кредита в соответствии с кредитными договорами.

В соответствии с положениями ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо не надлежащем исполнении своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что должностным лицом - директором ООО «Тинтория» ФИО1, как единоличным исполнительным органом указанного общества, не выполнены условия инвестиционного соглашения от 22.11.2013 №145, нарушены п. 9 Положения, п. 4 ч.1 ст. 9 Закона Томской области от 18.03.2003 № 29-03, п. 5.1 инвестиционного соглашения от 22.11.2013 №145, ч. 1, 2 ст. 78 БК РФ, в части соблюдения условий получения субсидии, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Правонарушение совершено 02.11.2016 по месту нахождения юридического лица: /__/, при обстоятельствах, подробно изложенных должностным лицом в постановлении от 19.04.2017.

Факт совершения ФИО1 указанного административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным и.о. прокурора Ленинского района г. Томска 29.03.2017, Анализом реализации инвестиционного проекта «Открытие цеха по очистке ковров и ковровых покрытий на период с 01.10.2012 по 13.10.2017», проведенным в рамках контрольного мероприятия от 29.11.2016, ответом Департамента инвестиций Томской области от 20.03.2017, инвестиционным соглашением № 145 от 22.11.2013, заключенным между Администрацией Томской области и ООО «Тинтория», и приложениями к нему, платежными поручениями, расчетами субсидии, кредитным соглашением от 10.10.2012, которым при рассмотрении дела должностным лицом, наряду с другими материалами дела, дана надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ в их совокупности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, вынесшим постановление по делу, установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее, постановление надлежащим образом мотивировано, оснований полагать, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.1 КоАП РФ, не имеется.

Доводы ФИО1 об отсутствии оснований для привлечения ее к административной ответственности основаны на неверном толковании норм права и инвестиционного соглашения № 145 от 22.11.2013, были предметом проверки при рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда, обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых актах.

Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о предоставлении субсидий в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 22.02.2008 № 27а, инвестиционным соглашением № 145 от 22.11.2017, должностное лицо, а затем и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, оснований для отмены постановления от 19.04.2017 и решения судьи от 12.07.2017 при пересмотре дела не установлено, иные доводы жалобы верных выводов должностного лица и судьи суда первой инстанции о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения не опровергают.

Судебные решения, на которые в обоснование своей позиции по делу ссылается заявитель, вынесены по конкретным делам с другими фактическими обстоятельствами.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по данному делу допущено не было.

Вопреки доводам жалобы, судья районного суда пришел к верному выводу, что определенные должностным лицом вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, личности виновного. Наказание назначено ФИО1 в минимальных пределах санкции ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и соответствует требованиям статей 3.1, 4.1 КоАП РФ.

С учетом характера совершенного административного правонарушения оснований для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным не усматривается, как не усматривается и оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку, вопреки доводам жалобы, совокупность всех обстоятельств, указанных в ч. 2 статьи 3.4 КоАП РФ, отсутствует.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 -30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области № 8 от 19.04.2017 и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 12.07.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15. 15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Томского областного суда А.И. Гончаров