ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-264/2023 от 19.10.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 7-264/2023

УИД 38RS0033-01-2023-001635-76

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск 19 октября 2023 г.

Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного контролер-ревизора Контрольно-ревизионного отдела в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования УФК по Иркутской области ФИО1 на постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2023 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования ФИО2 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - ФИО1 просит об отмене постановления судьи районного суда, как незаконного и необоснованного, и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы выражает несогласие с выводами судьи районного суда о принятии ФИО2 соответствующих реальных мер к исполнению предписания от Дата изъята Номер изъят. Указывает о том, что срок исполнения предписания от Дата изъята не продлевался в связи с обращением о продлении указанного срока позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока исполнения предписания, установленного пунктом 20 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят, что по мнению автора жалобы свидетельствует о ненадлежащем со стороны ФИО2 контроле исполнения возложенных обязанностей. Также указывает о необходимости учитывать, что исполнение предписания от Дата изъята включало не только применение гражданско-правовых механизмов в виде подачи исковых заявлений к ООО «(данные изъяты)», но и возмещение причиненного ущерба федеральному бюджету за счет средств местного бюджета, а именно бюджета <адрес изъят>. Указывает о том, что данные меры предприняты не были, что свидетельствует о наличии вины в действиях ФИО2

29 сентября 2023 г. в адрес Иркутского областного суда поступили письменные возражения ФИО2, указывающие о законности и обоснованности постановления судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2023 г.

Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования ФИО2, в отношении которой ведется производство по делу, должностное лицо ФИО1, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, о причинах неявки не сообщили Учитывая, что при подготовке к рассмотрению жалобы обязательным и необходимым присутствие в судебном заседании указанных лиц не признано, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении Номер изъят (судебный Номер изъят), проанализировав доводы жалобы и возражений, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 судьей районного суда не выполнены.

Частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Положениями части 20.1 указанной нормы установлена административная ответственность за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 20 настоящей статьи.

Как усматривается из представленных материалов дела, основанием для составления в отношении председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования ФИО2 протокола об административном правонарушении послужили выводы о том, что Дата изъята по адресу: <адрес изъят>, ФИО2, будучи привлеченной к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление о назначении административного наказания от Дата изъята Номер изъят, вступило в законную силу Дата изъята ), повторно не выполнила в установленный срок, до Дата изъята , законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля, не приняв меры:

- для обеспечения возврата средств за принятые и оплаченные за счет средств федерального бюджета фактически невыполненные работы в сумму (данные изъяты) руб. (с учетом НДС), либо не обеспечила выполнение работ;

- для обеспечения возврата средств за принятые и оплаченные за счет средств федерального бюджета работы, содержащие материалы (витражи (данные изъяты), (данные изъяты), (данные изъяты), (данные изъяты)), не соответствующие фактически примененным при монтаже витражей конструкций фасадов, что привело к завышению стоимости выполненных работ в сумме (данные изъяты) руб. (с учетом НДС).

Доказательства исполнения предписания УФК в срок не предоставлены.

При рассмотрении материалов дела судья Куйбышевского районного суда г. Иркутска пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения по тем основаниям, что Дата изъята в адрес УФК по Иркутской области направлено письмо «О принятых мерах по предписанию», содержащее сведения об обращении комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования в арбитражный суд с исковыми заявлениями в адрес ООО «(данные изъяты)», по которым проводятся судебные разбирательства, в которых к участию в качестве третьего лица привлечено УФК по Иркутской области (дела Номер изъят).

Кроме того, судьей районного суда было приняты во внимание обращение ФИО2 Дата изъята в комитет по финансам администрации Иркутского района о внесении внесении изменений в бюджетную роспись 2022 г. комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования на основании Постановления от 3 июня 2022 г. №329 о внесении изменения в Решение (Постановление от 27 июня 2018 г. №313 об утверждении решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на строительство объекта «СОШ на 725 учащихся в <адрес изъят>») путем увеличения за счет средств местного бюджета на основании предписания УФК по Иркутской области от Дата изъята Номер изъят, бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 2022 г., для возмещения причиненного ущерба Российской Федерации не позднее Дата изъята ; ответ председателя Комитета ФИО3 от Дата изъята Номер изъят.

Изложенное послужило основанием для прекращения производства по данному делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.

Между тем, выводы судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска являются преждевременными.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Так, из ответа председателя комитета по финансам администрации Иркутского района от Дата изъята Номер изъят на обращение ФИО2 о внесении изменения в бюджетную роспись на 2022 г. следует, что отказ в предоставлении запрашиваемых денежных средств обусловлен некачественной подготовкой ФИО2 документов, в частности неверным указанием кода бюджетной классификации, что противоречит порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденному приказом Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», отсутствием полного пакета документов (указания получателя бюджетных средств, платежных реквизитов получателя, кода цели, принятых и принимаемых мер для возмещения денежных средств в районный бюджет).

Кроме того, указанный ответ содержит рекомендации о необходимости обращения к главному администратору бюджетных средств, ранее предоставившего межбюджетный трансфер, за счет которого была произведена оплата за невыполненные работы, так как в случае возврата объектом контроля в доход бюджета использованных с нарушением средств бюджета на основании соответствующего представления и (или) предписания органа контроля администратором доходов указанных средств будет являться главный администратор бюджетных средств, ранее их предоставивший (л.д.124-125 т. 2).

Между тем, сведения о повторном обращении ФИО2 в комитет по финансам администрации Иркутского района с должным образом подготовленным пакетом документов, а также об обращении к главному администратору бюджетных средств, ранее предоставившего межбюджетный трансфер, за счет которого была произведена оплата за невыполненные работы, отсутствуют, что свидетельствует о непринятии ФИО2 исчерпывающих мер к своевременному исполнению предписания, повторно выданного Управлением Федерального казначейства по Иркутской области Дата изъята

Указанное оставлено судьей районного суда без должного внимания и надлежащей правовой оценки.

В нарушение требований статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда не истребовал и не исследовал доказательства, подтверждающие, принятие ФИО2 исчерпывающих мер к своевременному исполнению в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, сама ФИО2 о причинах по которым она не обратилась в комитет по финансам администрации Иркутского района с должным образом подготовленным пакетом документов, а также к главному администратору бюджетных средств, ранее предоставившего межбюджетный трансфер, за счет которого была произведена оплата за невыполненные работы, не опрашивалась, что свидетельствует о том, что судьей районного суда при рассмотрении дела оставлены без внимания и должной правовой оценки юридические значимые обстоятельства, образующие объективную сторону административного правонарушения, что, в свою очередь, свидетельствует о допущении по делу существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные по настоящему делу, являются существенными, влекущими отмену постановления судьи районного суда, поскольку они повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, с учетом пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2023 г., подлежит отмене, и учитывая, что срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению в Куйбышевский районный суд г. Иркутска на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность представления доказательств участникам процесса, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства, и принять законное и обоснованное постановление в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 –30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Жалобу главного контролер-ревизора Контрольно-ревизионного отдела в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования УФК по Иркутской области ФИО1 удовлетворить.

Постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования ФИО2 отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Куйбышевский районный суд г. Иркутска.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Н.Ф. Полозова