Дело № 7-265/2018 судья Иванкович А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тверь 17 октября 2018 года
Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Кувшиновского района Гасанова Ф.А.майора полиции ФИОМВД России " на постановление судьи Кувшиновского районного суда Тверской области от 23 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Кувшиновского района ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Кувшиновского районного суда Тверской области от 23 августа 2018 года должностное лицо - глава администрации Кувшиновского района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В протесте, поданном в Тверской областной суд, прокурор Кувшиновского района Гасанов Ф.А.майора полиции ФИОМВД России " просит вышеуказанное постановление изменить, исключив из мотивировочной части выводы о нерассмотрении представления прокурора Кувшиновского района от 18 сентября 2017 года № ввиду его неизвещения; о незаконности п. 2 представления от 18 сентября 2017 года № в части неконкретизации мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В обоснование доводов протеста не соглашается с выводами судьи районного суда, исключившего из вменения такие указания. Указывает, что представление прокурора Кувшиновского района от 18 сентября 2017 года № поступило в администрацию Кувшиновского района 20 сентября 2017 года, а не 18 сентября, как указывает администрация. Представление рассмотрено единолично ФИО1 11 октября 2017 года, который выявленные прокуратурой нарушения посчитал необоснованными. Отмечает, что прокурор в представлении не требовал привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а лишь предлагал рассмотреть такой вопрос, так как это является правом, а не обязанностью работодателя. Таким образом, ФИО1 имел реальную возможность организовать рассмотрение представления прокурора в установленном порядке и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, однако он умышленно не выполнил законные требования прокурора, а также игнорировал требования действующего федерального законодательства.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов протеста прокурора, выслушав ФИО1 и его защитника Брусову А.И., возражавших против удовлетворения протеста прокурора и ходатайствовавших о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
В п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу п. 3 ч. 6.1 и ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, обеспечивает осуществление местной администрацией, в структуру которой могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведённой прокуратурой Кувшиновского района Тверской области, прокурором Кувшиновского района Тверской области в адрес главы администрации Кувшиновского района ФИО1 18 сентября 2017 года внесено представление № об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основанием для внесения указанного представления послужили выявленные в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района нарушения требований законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Указанное представление получено районной администрацией 20 сентября 2017 года, что следует из записей в книге учета входящей корреспонденции администрации Кувшиновского района.
11 октября 2017 года глава администрации Кувшиновского района ФИО1 направил прокурору Кувшиновского района Тверской области письменное сообщение №, поступившее в прокуратуру 18 октября 2017 года, в котором указал, что представление об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассмотрено главой администрации единолично 11 октября 2017 года, указанные в представлении нарушения считает необоснованными.
30 марта 2018 года прокурор Кувшиновского района Тверской области вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Кувшиновского района ФИО1
Указанным постановлением ФИО1 вменено, что он в нарушение требований закона прокурора о дате, времени и месте рассмотрения представления не известил, какие-либо меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона и недопущения их в будущем, в установленный законом срок не принял, указанные в представлении нарушения посчитал необоснованными, при этом мотивированного обоснования своей позиции о несогласии с доводами представления не представил, что свидетельствует об умышленном невыполнении законных требований прокурора.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях главы администрации Кувшиновского района ФИО1 вмененного состава правонарушения, при этом исключил из объема вменяемого ФИО1 административного правонарушения указание на отдельные обстоятельства правонарушения, изложенные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 марта 2018 года, а именно: факт неизвещения прокурора о дате, времени и месте рассмотрения представления и непредставление прокурору письменного сообщения о результатах рассмотрения представления, а также факт непринятия ФИО1 мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и недопущение их в будущем.
Вместе с тем имеются основания для изменения судебного постановления, исходя из следующего.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре.
В представлении об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 18 сентября 2017 года № содержались требования:
1. безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Кувшиновского района Тверской области, своевременно уведомив о дате, времени и месте его рассмотрения;
2. в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений, их причин и условий, им способствующих;
3. по указанным в представлении фактам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц;
4. о результатах принятых мер необходимо письменно сообщить в прокуратуру Кувшиновского района Тверской области в течение месяца со дня внесения представления.
Законность вышеуказанного представления подлежит проверке при рассмотрении настоящего дела.
С учетом установленных обстоятельств прихожу к выводу о том, что пункты 1, 2, 4 представления законны, а пункт 3 таковым признать нельзя.
В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений коммерческими и некоммерческими организациями.
То обстоятельство, что ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 предусматривает обязательное извещение прокурора о дне заседания при рассмотрении представления коллегиальным органом, не свидетельствует о том, что у прокурора отсутствует право знать о дате и времени рассмотрения представления должностным лицом единолично.
Из материалов дела усматривается, что глава районной администрации ФИО1 единолично рассмотрел представление прокурора, не известив его о времени и месте рассмотрения представления в нарушение п. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1, тем самым не исполнил законное требование прокурора, изложенное в пункте 1 предписания от 18 сентября 2017 года.
При таких обстоятельствах из мотивировочной части постановления следует исключить вывод о том, что главой администрации фактически рассмотрение представление прокурора не проводилось.
Кроме того, положения статей 22, 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 предоставляют прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления. Однако характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление, и потому выводы судьи о том, что указанный пункт представления прокурора в части предпринимаемых мер не конкретизирован, нельзя признать законным, так как ФИО1 являясь должностным лицом самостоятельно должен принять решение о перечне предполагаемых мер, в связи с чем подлежит исключению из мотивировочной части постановления.
Кроме того, в нарушение требований ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 главой администрации не было сообщено прокурору в письменной форме о результатах принятых мер, а в письменном сообщении ФИО1 сослался на необоснованность нарушений, указанных в представлении, не представив никакого мотивированного ответа о результатах рассмотрения представления.
В свою очередь, представление прокурора Кувшиновского района Тверской области от 18 сентября 2017 года № в числе прочих содержит требование по указанным в представлении фактам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Между тем данное требование, изложенное в представлении прокурора, не соответствует положениям п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора Кувшиновского района от 18 сентября 2017 года № императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, невыполнение указанного требования представления прокурора необоснованно вменено ФИО1, являющемуся главой администрации Кувшиновского района, при привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ.
Доводы протеста о том, что в представлении не содержалось каких-либо конкретных требований о привлечении виновных работников к дисциплинарной ответственности, не указывают на законность указанного пункта представления. Вопросы, затрагивающие дисциплинарную ответственность работников, находятся вне компетенции прокурора, и потому требования, изложенные в актах прокурорского реагирования по этим обстоятельствам вне зависимости от формулировок изложения («рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности», «привлечь к дисциплинарной ответственности» и др.), не основаны на законе.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей назначено должностному лицу в соответствии с санкцией статьи 17.7 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, соответствует содеянному и целям административного наказания.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении постановления, влекущих отмену принятого по делу судебного акта не допущено.
Исключение из мотивировочной части постановления судьи районного суда части выводов соответствует требованиям ч. 3 ст. 30.6, ст. 26.11 КоАП РФ, не указывает на существенность нарушений, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, так как они устранимы при его проверке.
При таких обстоятельствах постановление судьи Кувшиновского районного суда Тверской области от 23 августа 2018 года подлежит изменению в связи с необоснованным исключением из объема вменяемого ФИО1 административного правонарушения факта не извещения прокурора и факта не принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ввиду их неконкретизации.
Кроме того, подлежит исключению указание на невыполнение п. 3 представления прокурора Кувшиновского района от 18 сентября 2017 года №, содержащего требование о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Кувшиновского районного суда Тверской области от 23 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Кувшиновского района ФИО1 изменить, исключив из мотивировочной части постановления выводы о не рассмотрении представления прокурора Кувшиновского района от 18 сентября 2017 года № ввиду его не извещения и не предоставления прокурору письменного сообщения о результатах рассмотрения представления; о незаконности п. 2 предписания в части не конкретизации мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
исключить указание на невыполнение п. 3 представления прокурора Кувшиновского района от 18 сентября 2017 года № содержащего требование о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, протест прокурора Кувшиновского района Гасанова Ф.А.майора полиции ФИОМВД России " – без удовлетворения.
Судья Е.А. Каширская