ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-266 от 22.12.2014 Тверского областного суда (Тверская область)

  Дело № 7-266 судья Струсовский С.В. 2014 год

 РЕШЕНИЕ

 22 декабря 2014 года город Тверь

 Судья Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев жалобу Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 62632», поданную <данные изъяты> ФИО1, действующим на основании доверенности на постановление судьи Заволжского районного суда города Твери от 07 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Войсковой части 62632,

 установил:

 постановлением судьи Заволжского районного суда города Твери от 07 октября 2014 года юридическое лицо Войсковая часть 62632 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 В жалобе <данные изъяты> ФИО1, действующий на основании доверенности от имени Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 62632», просит постановление судьи Заволжского районного суда города Твери от 07 октября 2014 года отменить, поскольку ссылка суда на статью 31 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» необоснованна, так как речь в ней идет на главенство Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, в силу пункта 1.2 которых, их действие не распространяется на перевозку отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами принадлежащими вооруженным силам. Таким образом, перевозка опасных грузов транспортным средством вооруженных сил не является административным правонарушением. Кроме того, он как представитель, о слушании дела судом надлежащим образом не извещался.

 В дополнении к жалобе указано на то, что в 2011 году Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 предписано при перевозке опасных грузов руководствоваться Правилами, утвержденных во исполнения Постановления Правительства Российской Федерации № 372 от 23 апреля 1994 года. Статьёй 1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) определено, что термин «транспортные средства» означает автомобили, тягачи с полуприцепами, прицепы и полуприцепы, соответствующие определениям, приведенным в статье 4 Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года, за исключением транспортных средств, принадлежащих Вооруженным Силам одной из Договаривающихся Сторон или находящихся в ведении этих Вооруженных Сил. Таким образом правила ДОПОГ не распространяются на автотранспортные средства, принадлежащие Вооруженным силам Российской Федерации. Перевозка опасных грузов в Вооруженных силах Российской Федерации определяется Инструкцией о порядке оформления документов для допуска транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации к перевозке опасных грузов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, утвержденной приказом начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместитель Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2005 года № 19. Таким образом, суд за нарушение статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» незаконно и не обоснованно привлек юридическое лицо к административной ответственности, так как нарушение указанного закона не является административным правонарушением для войсковой части.

 Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителя войсковой части 62632 ФИО1, инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД России по Калининскому району Тверской области ФИО2, прихожу к следующему.

 Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

 В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

 Надлежащее извещение подразумевает, что судебное извещение должно быть направлено лицу, привлеченному к административной ответственности с таким расчетом, чтобы указанное лицо имело достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.

 Определением Заволжского районного суда от 25 сентября 2014 года дело слушанием было отложено на 11 часов 07 октября 2014 года (л.д.63).

 Войсковая часть 62632 находится в <адрес>. Почтовое уведомление о вручении Войсковой части 62632 судебного извещения, в материалах дела отсутствует. Из ответа Липецкого почтамта УФПС Липецкой области- филиала ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что почтовое отправление с заказным уведомлением № разряда «Судебное» от ДД.ММ.ГГГГ поступило 06.10.2014 г. в отделение почтовой связи Липецк <данные изъяты> и вручено 07.10.2014 г. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 т.е. в день рассмотрения дела. Представителю войсковой части 62632 ФИО1 судебное извещение не направлялось.

 Поступление извещения о слушании дела лицу, находящемуся в другом городе, в день рассмотрения дела об административном правонарушении, надлежащим извещением признать нельзя, поскольку войсковая часть 62632 не имела реальной возможности направить своего представителя в суд, находящийся в другом городе.

 При таких обстоятельствах в нарушение требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено судьей районного суда в отсутствие представителя войсковой части 62632 и данных о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.

 Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в обязательном порядке содержать указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).

 Однако судом при рассмотрении дела указанные требования закона не выполнены.

 Так, в постановлении не указаны обстоятельства вмененного правонарушения, на основании которых судья сделал вывод о нарушении войсковой частью 62632 положений статьи 31 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министертсва транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 года № 73, Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденного Приказом Министрерства транспорта РФ от 4 июля 2011 г. № 179 г. Москва «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов». Ограничившись изложением обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, судья не описал объективную сторону правонарушения.

 При таких обстоятельствах постановление судьи Заволжского районного суда города Твери от 07 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Войсковой части 62632 подлежит отмене.

 С учетом того, что на момент рассмотрения в Тверском областном суде, жалобы войсковой части 62632 срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 2 статьи 30. 7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

 Кроме того, следует отметить следующее.

 Согласно части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, перевозка опасных грузов водителем, не имеющим специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, перевозка тяжеловесных грузов должна осуществляться в соответствии со специальными правилами.

 Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

 Вместе с тем, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 Согласно статье 1 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международным договором Российской Федерации является межгосударственный, межправительственный договор и договор межведомственного характера независимо от его вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров). Пунктом «в» части 1 статьи 21 этого же Закона предусмотрено, что присоединение Российской Федерации к международным договорам от имени Правительства Российской Федерации производится Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 76 Российская Федерация официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) с 28.04.1994.

 Правительство Российской Федерации вправе было установить для внутрироссийских перевозок иные правила перевозки опасных грузов, однако своим Постановлением от 15.04.2011 N 272 Правительство Российской Федерации утвердило для внутрироссийских перевозок Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, пунктом 3 которых (вступил в силу 26.04.2012 года) ввело требования по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленные ДОПОГ, т.е. европейские стандарты перевозки опасных грузов.

 Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.07.2011 N 179 (далее - Порядок выдачи разрешения).

 В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Порядка выдачи разрешения опасные грузы, на которые необходимо получение специального разрешения, приведены в подпункте 1.10.3.1 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)

 Приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240, зарегистрированном в Минюсте России 25.01.2001 N 2548, утверждено наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В силу пункта 28.2 указанного наставления порядок допуска транспортных средств к перевозке опасных грузов, а также требования к конструкции, техническому состоянию и оборудованию таких транспортных средств определяется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

 Таким образом, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации с 28.04.1994 является составной частью правовой системы Российской Федерации.

 Пунктом «а» статьи 1 ДОПОГ определено, что термин «транспортные средства» означает автомобили, тягачи с полуприцепами, прицепы и полуприцепы, соответствующие определениям, приведенным в статье 4 Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года, за исключением транспортных средств, принадлежащих Вооруженным Силам одной из Договаривающихся Сторон или находящихся в ведении этих Вооруженных Сил

 Согласно пункту «с» статьи 1 ДОПОГ данная конвенция распространяется на международную перевозку опасных грузов, под которой понимается всякая перевозка, производимая через территорию по крайней мере двух Договаривающихся Сторон при помощи определенных в пункте «a» статьи 1 ДОПОГ транспортных средств.

 При таких обстоятельствах к рассматриваемому случаю подлежали применению соответствующие положения ДОПОГ, в силу которых правила перевозки в том числе и опасных грузов не распространяются на транспортные средства, принадлежащие Вооруженным Силам.

 Перевозка опасных грузов в Вооруженных Силах Российской Федерации определяется «Инструкцией о порядке оформления документов для допуска транспортных средств Вооруженных Сил РФ к перевозке опасных грузов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования», утвержденной приказом начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2005 года № 19.

 Специального разрешения на перевозку опасных грузов Инструкцией о порядке оформления документов для допуска транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации к перевозке опасных грузов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования не предусмотрено.

 Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 решил:

 постановление судьи Заволжского районного суда города Твери от 07 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Войсковой части 62632 отменить.

 Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Судья С.А. Улыбина