ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-266/2018 от 08.06.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Цыганкова С.Р. дело 7-266/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Астрахань 08 июня 2018 года

Судья Астраханского областного суда Мальманова Э.К.

при секретаре Тутариновой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации МО «Город Астрахань» на решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 марта 2018 года по жалобе администрации МО «Город Астрахань» на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Астраханской области № от 01 февраля 2018 года в отношении администрации МО «Город Астрахань» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Астраханской области № от 01.02.2018 года юридическое лицо - администрация муниципального образования «Город Астрахань» привлечено к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе представитель администрации МО «Город Астрахань» по доверенности Джумагазиева О.Г. ставит вопрос об отмене постановления суда ввиду его незаконности, прекращении производства по делу, поскольку несанкционированная свалка строительных отходов по адресу: <адрес> расположена в границах водоохраной зоны ерика Казачьего, который в силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации находится в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Решением судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 марта 2018 года постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Астраханской области № от 01 февраля 2018 года оставлено без изменения, жалоба администрации МО «Город Астрахань» - без удовлетворения.

Не согласившись с данным решением, представитель администрации МО «Город Астрахань» обратился с жалобой, в которой просит названное решение судьи отменить, принять по делу новое решение, в котором постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Астраханской области № от 01 февраля 2018 года отменить, производство по административному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель администрации МО «Город Астрахань» и представитель Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья областного суда полагает жалобу подлежащей удовлетворению, производство по делу об административном правонарушении – прекращению.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно материалам дела, 12 декабря 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области в рамках рассмотрения обращения (вх. № 3638 от 28.11.2017) по вопросу неудовлетворительного санитарного состояния территории за домом <адрес> проведена внеплановая выездная проверка указанной территории на основании распоряжения № 1165 от 06.12.2017.

В ходе проверки территории участка берега ерика Казачий вблизи дома <адрес> на указанной территории обнаружено несанкционированное скопление бытовых и строительных отходов (разбитые бетонные блоки, панели, битый кирпич, отделочные материалы, пластмассовые пакеты, бутылки, упаковки, спиленные ветви деревьев) в нарушение требований п. 8.5 СП 3.1.7.3148-13 «Профилактика крымской геморрагической лихорадки», п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».

При визуальном осмотре территории несанкционированное скопление бытовых и строительных отходов протянулось вдоль берега ерика Казачий на расстоянии около 100 метров и в ширину на 50 метров до бетонного ограждения.

Таким образом, муниципальным образованием «Город Астрахань» не обеспечено выполнение требований п.п. 11, 24 ст. 16, главы 3 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: не было организовано проведение мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (санитарного состояния указанной территории).

Вместе с тем с таким решением суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями статьей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Эти требования закона судьей не выполнены, обстоятельства дела исследованы неполно.

Так, статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно пункту 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.6. постановления Правительства Астраханской области № 190-П от 13 июня 2006 года «О службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области» охрану водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Астраханской области, осуществляет служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.

В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Устава муниципального образования Город Астрахань», принятого Решением Городской Думы муниципального образования Город Астрахань» от 31.03.2016 № 24, органы местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» не входят в систему органов государственной власти.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Астраханской области в отношении муниципального образования «Город Астрахань» и органов местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Астраханской области.

Органы местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» вправе осуществлять отдельные государственные полномочия в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами Астраханской области, с одновременной передачей им материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии со статьей 13 Устава МО «Город Астрахань», наделение органов местного самоуправления МО «Город Астрахань» отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Астраханской области, отдельными государственными полномочиями Астраханской области - законами Астраханской области. Наделение органов местного самоуправления МО «Город Астрахань» отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «Город Астрахань», осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления МО «Город Астрахань» несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных МО «Город Астрахань» на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы местного самоуправления МО «Город Астрахань» участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае принятия администрацией муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Вместе с тем доказательства того, что администрацией МО «Город Астрахань» были приняты такие решения в материалах административного дела отсутствуют.

Кроме того, исходя из ответа Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 29 сентября 2016 года № 13/12090, ежегодно по результатам защиты бюджетных проектировок в Федеральном агентстве водных ресурсов бюджету Астраханской области предоставляются средства федерального бюджета в виде субвенций на проведение мероприятий по охране водных объектов, включая работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 года № 389-П утверждена Государственная программа «Охрана окружающей среды Астраханской области». Согласно перечню мероприятий данной программы расчистка участков ерика Казачий запланирована на 2019-2020 годы. Исполнителем мероприятий является Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.

Таким образом, достоверных доказательств вины администрации МО «Город Астрахань» в загрязнении и порчи земельных участков, расположенных в водоохраной зоне водного объекта ерика Казачий, в материалах дела не иммется.

На основании частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Следовательно, виновность администрации МО «Город Астрахань» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недоказана.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах нельзя признать обоснованными выводы районного суда о наличии в действиях администрации МО «Город Астрахань» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с указанным, решение суда подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО «Город Астрахань» отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.