дело № 7-26/2022года
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 21 января 2022 года
Судья Астраханского областного суда Обносова М.В., при помощнике судьи Выстроповой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» ФИО1 на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 10.11..2021 №, решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 15.12.2021 по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 10.11.2021 № ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 15.12.2021 постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» просят отменить постановление административного органа и решение судьи районного суда, указав, что действующее законодательство в момент ввода объекта в эксплуатацию не требовалось получения соответствующего заключения органа федерального государственного экологического надзора, также на данный момент не предусмотрено его получение при эксплуатации «Объекты обустройства месторождения им. Ю. Корчагина Блок-кондуктор». Считают, что в их действиях отсутствует состав административного правонарушения. Просят производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Выслушав защитников ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» ФИО2, ФИО3, ФИО4, поддержавших доводы жалобы, представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО5, возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило то обстоятельство, что Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям во исполнение п. 1.1 Протокола совещания с территориальными органами Росприроднадзора на тему «Об итогах проведенной территориальными органами Росприроднадзора работы в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора в 2020 году и 1 квартале 2021 года» п. 1.5.4 решения коллегии Росприроднадзора «О результатах работы Росприроднадзора в 2020 году и приоритетных задачах на 2021 год» от 30.04.2021 № СР-1-рк, проведен анализ реестра ОНВОС 1 категории, поставленных на федеральный государственный учет с 01.01.2017 по 26.05.2021 по Астраханской и Волгоградской областям.
По результатам проведенного анализа в отдел государственного экологического надзора по Астраханской области из Межрегионального отдела государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и администрирования Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям поступила служебная записка от 14.05.2021 №, содержащая информацию об ОНВОС, поставленных на федеральный государственный учет с 01.01.2017 по 26.05.2021 по Астраханской и Волгоградской областям, в том числе об ОНВОС, эксплуатируемом ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», «Объекты обустройства месторождения им. Ю. Корчагина Блок-кондуктор».
Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду от 29.09.2020 № «Объекты обустройства месторождения им. Ю. Корчагина Блок-кондуктор» №-П относится к 1 категории объектов негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе анализа вышеуказанной служебной записки и свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду от 29.09.2020 № установлено, что данный объект ОНВОС введен в эксплуатацию 07.08.2018.
По мнению административного органа, данный объект введен в эксплуатацию без предварительного получения соответствующего заключения органа федерального государственного экологического надзора, в связи с чем считают, что в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда согласился с выводом надзирающего органа.
Вместе с тем, постановление административного органа и решение судьи подлежат отмене, по следующим основаниям.
В судебном заседании государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО5 пояснила, что общество привлечено к административной ответственности, в связи с тем, что объект 1 категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, введен в эксплуатацию и эксплуатируется без предварительного получения соответствующего заключения органа федерального государственного экологического надзора.
В силу положений статьи 49, части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, спорный объект при строительстве являлся объектом, в отношении которого осуществлялся государственный строительный надзор.
На основании пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции. Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ, действующей на момент ввода объекта в эксплуатацию на 7.08.2018), для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
Часть 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ, действующей на момент ввода объекта в эксплуатацию на 7.08.2018), предусматривала, что не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Согласно пункту 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды", государственный экологический надзор включает в себя: государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации; государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации; государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; федеральный государственный охотничий надзор; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
Пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N426 (ред. от 27.07.2017) "О федеральном государственном экологическом надзоре", Федеральный государственный экологический надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляется в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Исходя из буквального толкования части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 11 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре", действовавших на момент ввода объекта в эксплуатацию, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта 1 категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, необходимо было представить заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, только в отношении объектов 1 категории, строительство, реконструкция которых осуществлялись в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Материалами дела установлено, что Блок - кондуктор представляет собой морскую ледостойкую стационарную платформу, предназначенную для обеспечения сбора продукции скважин, то есть спорный объект размещен в Российском секторе Каспийского моря, по адресу: Российский сектор Каспийского моря. Лицензионный участок недр расположенный в северной части Каспийского моря; Координаты:
БК: №
Трубопровод для подачи многофазной продукции с БК на ЛСП-1, две нитки подводных силовых кабелей со встроенной оптико-волоконной жилой с ЛСП-1 на БК: (Начало трассы БК) № (Окончание трассы МЛСП) №
Таким образом, спорный объект расположен в Российском секторе Каспийского моря, на момент ввода в эксплуатацию не находился в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а значит не подпадал под действие части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 11 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре".
Требование о наличии заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в российской части (российском секторе) Каспийского моря введено Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.07.2021.
Так, на основании пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти выдается в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой:
при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора): государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории».
Таким образом, на объекты, расположенные в российской части (российском секторе) Каспийского моря, введенные в эксплуатацию до 01.07.2021, в том числе при вводе в эксплуатацию объекта - «Обустройство месторождения им. Ю. Корчагина (второй этап строительства)», в составе: устьевой блок-кондуктор (БК), трубопровод для подачи многофазной продукции с БК на ЛСП-1, две нитки подводных силовых кабелей со встроенной оптико-волоконной жилой с ЛСП-1 на БК» - не требовалось заключение органа федерального государственного экологического надзора.
Кроме того, из системного толкования приведенных выше норм права, для получения заключения органа федерального государственного экологического надзора на момент ввода объекта в эксплуатацию, такой объект должен был относиться к 1 категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, спорный объект «Объекты обустройства месторождения им. Ю.Корчагина Блок-кондуктор», как объект 1 категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, поставлен на государственный учет только в феврале 2019 г., согласно свидетельству от 13.02.2019 № (л.д. 223).
То есть на момент вода в эксплуатацию (07.08.2018) данный объект не был объектом, относящимся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам 1 категории.
Согласно разъяснениям, приведенным Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в письме от 18.06.2021 № указано, что при подаче заявки на выдачу КЭР необходимо соблюдение следующего условия – объект должен относиться к 1 категории НВОС. До 2021 г. постановка на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрена. Также указано, что отнести объект к 1 категории возможно только после ввода в эксплуатацию (л.д.66).
В постановлении о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» к административной ответственности от 10.11.2021 обществу вменяется в том числе эксплуатация спорного объекта без предварительного получения соответствующего заключения органа федерального государственного экологического надзора при вводе объекта в эксплуатацию.
В соответствии с Методическими рекомендациями по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, утвержденных приказом Росприроднадзора от 28.06.2019 N 347 (на которое имеется также ссылка в постановлении от 10.11.2021), основанием для выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора является: часть 7 статьи 54, пункт 9 части. 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заключение органа государственного экологического надзора в соответствии с частью 7 статьи 54, пунктом 9 части. 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдается при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как установлено в судебном заседании строительство спорного объекта проводилось в 2018 г., реконструкция объекта не проводилась. Выдача же заключения органа федерального государственного экологического надзора при эксплуатации объекта Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 22 июня 2021 №06-500/2021 и о внесении изменений в него от 28.10.2021 г. обществу не вменялось такое нарушение как эксплуатация спорного объекта без предварительного получения соответствующего заключения органа федерального государственного экологического надзора.
В силу части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Таким образом, эксплуатация спорного объекта без предварительного получения соответствующего заключения органа федерального государственного экологического надзора обществу не вменялось.
Также, в протоколе об административном правонарушении ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в действиях (бездействиях), заключающихся в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства,.
При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено обществу, должностное лицо фактически ограничилось указанием на диспозицию указанной нормы, то есть в протоколе об административном правонарушении сведения, касающиеся объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, не конкретизированы.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе от 22.06.2021 №06-500/2021 с изменениями, внесенными 28.10.2021, также не конкретизированы нарушения экологических требований в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что влечет в свою очередь невозможность установления конкретного действия (бездействия) ответственность за которое, предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении о привлечении к административной ответственности от 10.11.2021 также приводится диспозиция статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и без указания на конкретные нарушения, установленные нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды».
С учетом изложенного, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения, то постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 10.11.2021 № 06-500/2021 и решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 15.12.2021, вынесенные в отношении ООО «ЛУКОЙЛ- Нижневолжскнефть», по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 10.11..2021 № и решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 15.12.2021 о привлечении к административной ответственности ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения в действиях ООО «ЛУКОЙЛ- Нижневолжскнефть».