ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-273/20 от 19.03.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

дело №7-273/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород 19 марта 2020 года

Судья Нижегородского областного суда Столбов Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 14 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении начальника Управления финансового мониторинга ПАО НКБ «Радиотехбанк» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением первого заместителя начальника Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО4 от 04 июня 2019 года должностное лицо – начальник Управления финансового мониторинга ПАО НКБ «Радиотехбанк» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 14 октября 2019 года постановление первого заместителя начальника Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО4 от 04 июня 2019 года оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, ФИО1 просит отменить решение судьи районного суда и прекратить производство по делу ввиду отсутствия в ее действиях состава вменяемого правонарушения.

Срок обжалования постановления суда, предусмотренный ст. 30.3 КоАП РФ, по настоящему делу соблюден.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя административного органа ФИО5 и ФИО1, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннею контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1,2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ примечанию к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей; руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со ст. 3, п. 4 ч. 1 ст. 6, п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее Закон о ПОД/ФТ), Положением банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по надлежащему обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых их клиентами, в том числе:

сведения, необходимые для идентификации представителя юридического лица, совершающего операцию с имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на договоре, законе: в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства представителя юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя получателя по операции с имуществом: в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество,

гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства представителя получателя.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится в том числе зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности к второго не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление де нежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия (подп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ).

Указанные сведения представляются в уполномоченный орган в виде электронного сообщения (ОЭС) в соответствии с порядком представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, установленным Положением N 321-П. Перечень и структура показателей, включаемых кредитной организацией в ОЭС, приведены в приложении 4 Положения N 321-П.

Из материалов дела следует, что на момент совершения административного правонарушения ПАО НКБ «Радиотехбанк» (далее Банк) имело Генеральную лицензию Банка России на осуществление банковский операции и являлось кредитной организацией, которая имела исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

31 октября 2018 года на депозитный счет ООО «РОУ-НН» [номер], открытый Банком в тот же день (31.10.2018), были зачислены денежные средства в размере [номер] руб. Дата совершения операции и дата открытия счета подтверждаются выпиской по указанному счету за период с 01.01.2018 по 01.01.2019, а также платежным поручением от 31.10.2018 № 696.

На дату совершения операции ООО «РОУ-НН» (ИНН <***>) являлось клиентом Банка, что подтверждается представленной Банком копией анкеты клиента, согласно которой дата начала отношений с клиентом - 21.10.2010.С учетом изложенного, указанная операция подлежала обязательному контролю на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (код вида операции 4006 в соответствии с приложением 8 Положения № 321-П), поскольку сумма операции превышала 600 000 руб. и по указанному счету операции не проводились с момента его открытия.

Данные обстоятельства отражены в «Подтверждении сделки» № Э2/13-08 от 31.10.2018, и в выписке по счету ООО «РОУ-НН» в период с 01.01.2018 по 01.01.2019.

В связи с этим 01.11.2018 Банком в Росфинмониторинг был направлен ОЭС №5258.

Законным представителем клиента (единоличным исполнительным органом), согласно анкете, а также данным из единого государственного реестра юридических лиц, является ФИО2. Анкета ФИО2, содержащая его ИНН, имелась в распоряжении Банка на момент создания и направления ОЭС и была представлена в рамках проверки. Согласно анкете, а также данным из единого государственного реестра юридических лиц ИНН ФИО2 - [номер]

При этом в полях «ND1» (информация об ИНН представителя лица, свершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом) и «ND2» (информация об ИНН представителя получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом) (пункты 123, 164 приложения 4 Положения № 321-П) Банк указал недостоверную информацию об идентификационном номере налогоплательщика ФИО2, указав «0», вместо «[номер]».

Факт отправки, получения и принятия ОЭС №5258 Уполномоченным органом подтвержден извещением в виде электронного сообщения (далее 4ЭС) от 01.11.2018.

Судом также установлено, что 31.10.2018 на депозитный счет ООО «СпецСтрой НН» [номер], открытый Банком в тот же день (31.10.2018) зачислены денежные средства в размере 800 000,00 руб. Дата совершения операции и дата открытия счета подтверждаются выпиской по указанному счету за период с 01.01.2018 по 01.01.2019, а также платежным поручением от 31.10.2018 №208.

На дату совершения операции ООО «СпецСтрой НН» (ИНН <***>) являлось клиентом Банка, что подтверждается представленной банком копией анкеты клиента, согласно которой дата начала отношений с клиентом 31.10.2018.

С учетом изложенного, указанная операция подлежала обязательному контролю на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (код вида операции 4006 в соответствии с приложением Положения № 321-П), поскольку сумма операции превышала 600 000 руб. и по указанному счету операции не проводились с момента его открытия.

Данные обстоятельства подтверждаются заявлением на размещение средств в депозит № 1/33-04 от 31.10.2018 года и выпиской по счету ООО «СпецСтрой НН» в период с 01.01.2018 по 01.01.2019.

В связи с этим 01.11.2018 Банком в Росфинмониторинг был направлен запрос ОЭС №5262.

Законным представителем клиента (единоличным исполнительным органом), согласно анкете, а также данным из единого государственного реестра юридических лиц, является ФИО3. Анкета ФИО3, содержащая его ИНН, имелась в распоряжении Банка на момент создания и направления ОЭС и была представлена в рамках проверки Согласно анкете, а также данным из единого государственного юридических лиц ИНН ФИО3 - [номер]

При этом в полях «ND1» и «ND2» (пункты 126, 164 приложения 4 Положения № 321-П) Банк указал недостоверную информацию об идентификационном номере налогоплательщика ФИО3, указав «0» вместо «[номер]».

Факт отправки, получения и принятия ОЭС №5262 Уполномоченным органом подтвержден ИЭС от 01Л 1.2018.

Таким образом, Банком в Уполномоченный орган были представлены недостоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Согласно приказу о приеме на работу от 03.09.2018, а также должностной инструкции начальника Управления финансового мониторинга, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, является начальник Управления финансового мониторинга ПАО НКБ «Радиотехбанк» ФИО1

Установленные нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1 ненадлежащим образом выполняла свои функции в части организации деятельности предприятия по выполнению положений и требований Федерального закона № 115-ФЗ, таким образом, в ее действиях содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения и вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, полностью подтверждается материалами дела и исследованными судом доказательствами, которые суд правильно счел достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств в соответствии с правилами ст.26.11 КоАП РФ пришел к мотивированным и обоснованным выводам по делу.

Доказательства исследованы судьей районного суда в полном объеме, выводы по исследованным в судебном заседании доказательствам приведены в мотивировочной части решения суда.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в судебном решении.

Таким образом, административный орган правомерно привлек ФИО1 к административной ответственности, а собранные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судьей городского суда по правилам, установленным в статье 26.11 КоАП РФ.

Несогласие с выводами суда и толкованием им норм законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судом были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу заявителя, по делу не усматривается.

Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ. Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи районного суда при рассмотрении дела, в материалах дела не имеется. Принцип презумпции невиновности, установленный статьей 1.5 КоАП РФ, при рассмотрении административного дела не нарушен. Нарушений требований КоАП РФ, при производстве по данному делу не установлено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции

Р Е Ш И Л:

решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 14 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении начальника Управления финансового мониторинга ПАО НКБ «Радиотехбанк» ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Судья Е.М. Столбов