ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-275/18 от 18.07.2018 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Мисулин М.М. дело № 7-275/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пенза 18 июля 2018 года

Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,

при секретаре Никулиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Караван Сервис» В.Н. Боброва на решение судьи Каменского городского суда Пензенской области от 21 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора Каменского, Пачелмского и Белинского районов по пожарному надзору <данные изъяты> от 16 апреля 2018 года № 41 ООО «Караван Сервис»привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Решением судьи Каменского городского суда Пензенской области от 21 мая 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО «Караван Сервис»без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, защитник ООО «Караван Сервис»Бобров В.Н. просит изменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда в части назначенного наказания, назначив наказание в виде предупреждения.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО «Караван Сервис» Боброва В.Н., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Емановой О.И., полагавшей удовлетворить жалобу, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 года, организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, согласно действующему законодательству, несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Материалами дела установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства пожарной безопасности в здании торгового центра «Центральный» ООО «Караван Сервис», расположенного по адресу: <...>, выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390; Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования; Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы; Свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», а именно:

- здание торгового центра не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности статья 54, Свод правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования А1 п. 10.1.2);

- руководителем организации не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»);

- на объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 61);

- руководитель организации не организует проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего пожарного водопровода не реже 2-раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующего акта (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 55);

- руководитель организации не организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раз в год) (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 55);

- руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (Правила протипожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 57);

- помещение магазина DUTIFREE различных классов функциональной пожарной опасности склада и торгового зала не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 88);

- в помещении склада DUTIFREE отсутствует пожарный извещатель (Свод правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования п. 13.3.2);

- ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале магазина DUTIFREE при торговой площади до 100 м2 не менее 1,4 метра (Свод правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 7.2.4);

- ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале «Метизный двор» при торговой площади до 100 м2 не менее 1,4 метра (Свод правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 7.2.4);

- в помещении кухни, раздевалок, серверной магазина «Корпорация-центр» отсутствует пожарный извещатель (Свод правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования п. 13.3.2);

- ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале «Корпорация-Центр» при торговой площади свыше 400 м2 не менее 2,5 метра (Свод правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 7.2.4);

-в помещении торгового зала «Корпорация-центр» на подходе к пожарному крану внутреннего противопожарного водопровода размещена мебель (Правила протипожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 23 п.п. ж.);

- на путях эвакуации из помещения кинозала № 1 кинотеатра «Центральный» размещено торговое оборудование (Правила протипожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 36 б);

- в помещении администраторской кинотеатра «Центральный» отсутствует пожарный извещатель (Свод правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования п. 13.3.2);

- в помещении администраторской кинотеатра «Центральный» эксплуатируется электропровод с видимыми нарушениями изоляции (Правила протипожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 42 п.п. а);

- в помещении администраторской кинотеатра «Центральный» к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода размещена мебель (Правила протипожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 23 п.п. ж);

- в помещении менеджерской, столовой, раздевалки ООО «Фортуна» отсутствуют пожарные извещатели (Свод правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования п. 13.3.2);

- в помещении торгового зала ООО «Фортуна» над эвакуационными выходами отсутствуют световые оповещатели «Выход» (СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 5.3);

- в помещении праздничной детской игровой площадки ООО «Донна» отсутствуют пожарные извещатели (Свод правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования п. 13.3.2);

- ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале «Вьет-шоп» при торговой площади свыше 400 м2 не менее 2,5 метра (Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 7.2.4);

- в помещении торгового зала «Вьет-шоп» над эвакуационными выходами отсутствуют световые оповещатели «Выход» (СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 5.3);

- руководитель организации «Вьет-шоп» не обеспечивает помещения торгового зала огнетушителями по нормам, согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и Приложениям № 1 и 2 (Правила протипожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 70);

- в торговом павильоне «Модный стиль» отсутствует пожарный извещатель (Свод правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования п. 13.3.2);

- ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале ООО «Караван» при торговой площади свыше 400 м2 не менее 2,5 метра (Свод правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 7.2.4);

- на путях эвакуации торгового центра размещена мебель и торговое оборудование (Правила протипожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 36 б).

Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 апреля 2018 года; актом проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности от 29 марта 2018 года, которым зафиксированы выявленные нарушения пожарной безопасности; и иными доказательствами по делу, оцененными судьей в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ООО «Караван Сервис» правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств по делу.

Вместе с тем, оценивая назначенное ООО «Караван Сервис» наказание, считаю, что оно не является соразмерным содеянному и не отвечает принципу справедливости юридической ответственности.

По смыслу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей цели административного наказания, выбор административной санкции в каждом конкретном случае необходимо осуществлять с учетом целей административной ответственности (карательной и превентивной), что предполагает выбор такой меры воздействия, которая не может выходить за пределы, противоречащие указанным принципам и целям.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из материалов дела не усматривается, что характер совершенного ООО «Караван Сервис» административного правонарушения, обстоятельства совершенного административного правонарушения, раскаяние в содеянном, совершение правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принятие мер к устранению нарушений и иные обстоятельства, не свидетельствуют о наличии в рассматриваемом случае такой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которые вызывали бы необходимость применения такого сурового наказания, как административный штраф.

Санкция части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, кроме административного штрафа, усматривает и наказание в виде предупреждения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, считаю, что имеются достаточные основания для изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в части назначенного наказания в виде штрафа, и назначения административного наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора Каменского, Пачелмского и Белинского районов по пожарному надзору <данные изъяты>. от 16 апреля 2018 года № 41 и решение судьи Каменского городского суда Пензенской области от 21 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Караван Сервис» изменить, заменив административное наказание, назначенное в виде административного штрафа в размере 150000 рублей, на «предупреждение».

В остальной части постановление главного государственного инспектора Каменского, Пачелмского и Белинского районов по пожарному надзору <данные изъяты> от 16 апреля 2018 года № 41 и решение судьи Каменского городского суда Пензенской области от 21 мая 2018 года оставить без изменения.

Жалобу защитника ООО «Караван-Сервис» В.Н. Боброва - удовлетворить.

Судья Пензенского областного суда: П.Г. Попов