Судья Сафронов А.Ю. Дело № 7-278/2019
РЕШЕНИЕ
17 сентября 2019 года <...>
Судья Алтайского краевого суда Новикова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А.Н. на постановление судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 16 июля 2019 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении акционерного общества «Алтайвзрывпром», расположенного по адресу: <адрес>, офис 2, ИНН: ***, ОГРН: ***
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 09 июля 2019 года ***, составленному государственным инспектором Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А.Н., в ходе проведения административного расследования в отношении АО «Алтайвзрывпром» 31 мая 2019 года в 14-00 часов выявлены нарушения обязательных норм и правил на опасном производственном объекте – «Рудник Степной» по адресу: <адрес>, промышленная площадка Степного рудника, принадлежащего АО «Сибирь-Полиметаллы», которые при повторной проверке 08 июля 2019 года не устранены, а именно: при ведении взрывных работ АО «Алтайвзрывпром» изготовление и применение взрывчатого вещества «НПГМ» осуществлялось с отступлением от технологических условий на взрывчатое вещество типа «НПГМ», так как при его изготовлении и применении организатором взрывных работ в карьере используется эмульсия «СИПЕКС», в то время как согласно технических условий в качестве компонента должна применяться только эмульсия типов «А» и «Б» по ТУ 2241-002-3794533-2014.
Данные действия нарушают часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 года № 605, статью 3 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, государственный инспектор просит отменить постановление судьи и возвратить дело на новое рассмотрение, указывая, что использование АО «Алтайвзрывпром» взрывчатого вещества «НПГМ» на основе эмульсии «СИПЕКС» и ведение взрывных работ с применением этого вещества подтверждается протоколом о временном запрете деятельности, протоколом об административном правонарушении, отчетом о производстве, отгрузке и остатках взрывчатых материалов промышленного назначения за июнь 2019 года. Прекращение производства по делу ставит под угрозу жизнь и здоровье сотрудников АО «Алтайвзрывпром».
В судебное заседание генеральный директор АО «Алтайвзрывпром» и защитник Р.С.Г. не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствуют, в связи с чем дело может быть рассмотрено в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, выслушав инспектора Д.А.Н., настаивавшего на удовлетворении жалобы, защитника М.С.Г., возражавшую против отмены постановления судьи, проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается нарушение АО «Алтайвзрывпром» требований промышленной безопасности к изготовлению и использованию взрывчатых веществ на опасном производственном объекте, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения.
С данными выводами судьи следует согласиться по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В соответствии пунктом 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 года № 605, взрывчатые материалы, применяемые при взрывных работах, должны иметь разрешение на постоянное применение в соответствии со статьей 3 ТР ТС 028/2012.
Взрывчатые вещества и изделия на их основе, разрабатываемые (проектируемые) и изготавливаемые для использования энергии взрыва в промышленных целях должны иметь Разрешение на постоянное применение, выданное одним из уполномоченных органов в области промышленной безопасности государства - члена Таможенного союза (статья 3 «ТР ТС 028/2012. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе»).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 5 «ТР ТС 028/2012. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» указанные выше взрывчатые вещества и изделия на их основе могут изготавливаться при наличии разрешения на постоянное применение, выданного одним из уполномоченных органов в области промышленной безопасности государства - члена Таможенного союза.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом привлекаемое к административной ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу данного лица.
В вину АО «Алтайвзрывпром» было вменено то, что не устранены нарушения обязательных норм и правил при изготовлении и применении взрывчатого вещества «НПГМ» на основе эмульсии «СИПЕКС» на опасном производственном объекте «Рудник Степной», обнаруженные 31 мая 2019 года. При этом указано, что данное обстоятельство установлено при повторной проверке 08 июля 2019 года.
В качестве доказательств виновности АО «Алтайвзрывпром» представлены: протокол о временном запрете деятельности, протокол об административном правонарушении, сведения о производстве, отгрузке и остатках взрывчатых материалов промышленного назначения за июнь 2019 года (далее также – отчет).
Указанные сведения о производстве, отгрузке и остатках взрывчатых материалов промышленного назначения за июнь 2019 года (нарастающим итогом), подписанные 05 июля 2019 года, содержат информацию об изготовлении, отгрузке и остатках взрывчатого вещества «НПГМ», в том числе за последний месяц отчетного периода. Вместе с тем, ответ не свидетельствует о том, что названное вещество изготавливалось на основе эмульсии «СИПЕКС», а также, что вещество произведено и (или) использовано именно на опасном производственном объекте «Рудник Степной», где ранее были выявлены нарушения и приостановлена деятельность организации.
Судьей также обоснованно учтено, что согласно постановлению судьи Змеиногорского городского суда от 18 июня 2019 года по делу *** АО «Алтайвзрывпром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности, а именно запрета производства взрывчатого вещества «НПГМ» ТУ 7276-001-37945333-2014 на основе эмульсии «СИПЕКС» ТУ 2241-005-84776326-2014 и ведения взрывных работ с использованием «НПГМ» ТУ 7276-001-37945333-2014 на основе эмульсии «СИПЕКС» ТУ 2241-005-84776326-2014 на опасном производственном объекте рудник «Степной» ОАО «Сибирь-Полиметаллы» на срок 22 суток (засчитав в указанный срок период временного запрета деятельности указанного объекта), то есть с 15 часов 03 июня 2019 года до 15 часов 24 июня 2019 года.
Поскольку из вышеуказанного отчета не усматривается, в какой именно период использовалось взрывчатое вещество, при том, что в период с 03 июня 2019 года по 24 июня 2019 года был наложен запрет производства взрывчатого вещества «НПГМ» на основе эмульсии «СИПЕКС» и ведения взрывных работ с использованием указанного взрывчатого вещества, и нарушение данного запрета влекло бы административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ, а не по ст. 9.1 названного Кодекса, данный отчет обоснованно не принят в качестве доказательства совершения правонарушения.
Протокол об административном правонарушении и протокол о временном запрете деятельности при отсутствии иных доказательств, фиксирующих обстоятельства совершения и обнаружения административного правонарушения, нельзя признать достаточными для разрешения дела, учитывая при этом, что из материалов дела не усматривается, что государственный инспектор 08 июля 2019 года непосредственно зафиксировал факт изготовления и использования взрывчатого вещества «НПГМ» на основе эмульсии «СИПЕКС».
Ссылка на проведение осмотра опасного производственного объекта и результаты такого осмотра в протоколах отсутствует. В них лишь указано на наличие технической документации, подтверждающей совершение правонарушения. Однако таковая в материалах дела отсутствует.
Таким образом, из составленных процессуальных актов нельзя определить на основании чего должностное лицо установило, что после назначения наказания в виде приостановления деятельности юридическое лицо не устранило нарушение.
Несмотря на наличие возражений и приложенных к ним значительных по объему документов относительно производимых взрывов с использованием иных взрывчатых веществ, чем в апреле-мае 2019 года, а также закупки таких взрывчатых веществ, какая-либо оценка им не дана должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, данные доказательства не опровергнуты должностным лицом.
Кроме того протокол об административном правонарушении и протокол о временном запрете деятельности не содержат указаний и на то, когда допущено нарушение – повторное изготовление взрывчатого вещества «НПГМ» на основе эмульсии «СИПЕКС», и когда оно использовано при проведении взрывных работ.
В то же время АО «Алтайвзрывпром» представлены доказательства прекращения с 03 июня 2019 года производства указанного взрывчатого вещества и использования для проведения взрывных работ промышленных взрывчатых веществ эмуласт АС30-ФП, шашка ПТ-П500, аммонит 6ЖВ, а именно: приказ АО «Алтайвзрывпром» от 03 июня 2019 года о прекращении с 03 июня 2019 года производства взрывчатого вещества «НПГМ» на основе эмульсии СИПЕКС и ведения взрывных работ с использованием «НПГМ» на основе эмульсии СИПЕКС; счет-фактуры от 22 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 08 июня 2019 года, 11 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 22 июня 2019 года, 28 июня 2019 года, товарная накладная от 22 апреля 2019 года о приобретении перечисленных выше промышленных взрывчатых веществ, наряд-путевки на производство взрывных работ от 07 июня 2019 года, 10 июня 2019 года, 14 июня 2019 года, 21 июня 2019 года, 24 июня 2019 года, 01 июля 2019 года, техническими расчетами массового взрыва от 05 июня 2019 года, 07 июня 2019 года, 12 июня 2019 года, 18 июня 2019 года, 22 июня 2019 года, 28 июня 2019 года, согласно которым расчет предполагаемого расхода взрывчатых веществ производился исходя из использования при взрывах промышленных взрывчатых веществ.
Таким образом, имеющимися доказательствами не подтверждается факт изготовления и применения взрывчатого вещества «НПГМ» на основе эмульсии «СИПЕКС» в нарушение установленных требований на опасном производственном объекте «Рудник Степной» после истечения срока приостановления деятельности, в связи с чем судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу.
Доводы жалобы о доказанности вины АО «Алтайвзрывпром» имеющимися в материалах дела доказательствами не нашли своего подтверждения.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, влекущих за собой отмену либо изменение постановления судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 16 июля 2019 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А.Н. – без удовлетворения.
Судья Н.В. Новикова