ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-279/2016 от 28.11.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело №7-279/2016 судья Калько И.Н.

РЕШЕНИЕ

28 ноября 2016 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Сергуненко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя начальника Главного управления МЧС России по Тверской области Т.А.В. на постановление судьи Бологовского городского суда Тверской области от 18 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат <данные изъяты> Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Бологовского городского суда Тверской области от 18 октября 2016 года производство по делу в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат <данные изъяты> Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее - ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва) прекращено на основании п.2,ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ (л.д.63-69).

ДД.ММ.ГГГГ в Тверской областной суд поступил административный материал с жалобой заместителя начальника Главного управления МЧС России по Тверской области Т.А.В. на указанное постановление судьи Бологовского городского суда Тверской области от 18 октября 2016 года.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, заместитель начальника Главного управления МЧС России по Тверской области Т.А.В. просит отменить вышеуказанное постановление судьи. Критикуя выводы судьи, указывает, что ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва в нарушение норм законодательства РФ, а именно пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.2 Положения «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры», утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 года №69, осуществляет деятельность по пожаротушению, не связанную с извлечением прибыли, без лицензии, несмотря на то, что такая лицензия обязательна для данного вида деятельности. Вина Комбината подтверждается представленными в суд материалами проверки, однако судья необоснованно производство по делу прекратил (л.д.77-79).

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме и доводы жалобы, выслушав представителя ГУ МЧС России по Тверской области М.И.Н. поддержавшего жалобу по указанным основаниям, защитника ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва Я.Н.С.., возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.

В силу п.2 Положения «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры», утвержденного Постановлением Правительства РФ №69 от 31 января 2012 года, лицензирование данного вида деятельности осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

По делу установлено, что ФКГУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам, входит в единую федеральную систему государственного материального резерва. Деятельность комбината носит специальный характер, основной целью которого является хранение, обслуживание и выпуск запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

Отношения в указанной области регулируются Федеральным законом «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 года №79-ФЗ. В соответствии с п.2 ст.4 указанного Федерального закона №79-ФЗ деятельность организаций системы государственного резерва в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва регулируется вышеназванным Федеральным законом, актами Правительства Российской Федерации и лицензированию не подлежит.

25 августа 2016 года Государственным инспектором Тверской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Тверской области М.И.Н. в отношении ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва, расположенного по адресу: <адрес>, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес>, и в 12 часов 00 минут по адресу: <адрес>, Государственным инспектором Тверской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Тверской области М.И.Н. на основании распоряжения заместителя Главного государственного инспектора Тверской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка за соблюдением ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва обязательных требований пожарной безопасности. В ходе проверки было установлено, что на объектах ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 №1742 р/с созданы объектовые подразделения противопожарной службы для тушения пожаров на объектах ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва, деятельность по тушению пожаров не связана с извлечением прибыли. При этом, ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва не имеет лицензии МЧС России на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Следовательно, ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва в нарушение вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без лицензии, несмотря на то, что такая лицензия обязательна (л.д.4-7).

Вопреки доводам жалобы, судья городского суда обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях ФГКУ комбинат <данные изъяты> Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ по следующим основаниям.

Согласно Устава Федерального государственного казенного учреждения комбинат <данные изъяты> Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее именуется — Устав), утвержденному приказом Федерального агентства по государственным резервам от 29 декабря 2006 года № 248 и изменениям к нему, утвержденным Приказом Росрезерва от 12 мая 2011 года; Комбинат находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую систему государственного материального резерва.

В соответствии с пунктом 1.4 Устава в своей деятельности комбинат руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, иными законодательными и нормативными правовыми актами, положениями о Федеральном агентстве по государственным резервам и Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, а также приказами и распоряжениями Росрезерва, Территориального управления и Уставом комбината. Деятельность комбината по хранению и обслуживанию запасов государственного материального резерва лицензированию не подлежит (л.д.40).

В соответствии с пунктом 2.1 Устава, предметом деятельности комбината является обеспечение приемки материальных ценностей на хранение в государственный материальный резерв, количественной и качественной сохранности материальной ценностей и, по указанию Территориального управления или Росрезерва, выпуска материальных ценностей из государственного материального резерва (л.д.41).

В соответствии с пунктом 2.2 Устава деятельность комбината носит специальный характер, основной целью которого является хранение, обслуживание и выпуск запасов материальных ценностей государственного материального резерва (л.д.41).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2.3 Устава одной из основных задач комбината является обеспечение количественной и качественной сохранности материальных ценностей государственного материального резерва, находящегося на комбинате (л.д.42).

Согласно абзацев 2, 10 пункта 2.4 Устава, в соответствии с этой основной задачей комбинат осуществляет следующие функции: контролирует качественное состояние материальных ценностей государственного материального резерва, обеспечивает их сохранность; обеспечивает пропускной, внутриобъектовый и противопожарный режимы, а также поддерживает готовность работы в чрезвычайных ситуациях (л.д.42-43).

При осуществлении оперативного управления имуществом комбинат обязан эффективно и по целевому назначению использовать финансовые средства, закрепленное за комбинатом имущество, не допускать ухудшения его состояния (п.3.1 Устава) (л.д.43).

Комбинат не имеет объектового подразделения противопожарной службы, о котором указано в протоколе об административном правонарушении №3 от 25 августа 2016 года (л.д.4-7), какими-либо материалами дела указанный вывод должностного лица, а также наличие специализированной техники для тушения пожаров ГУ МЧС России по Тверской области не подтверждает.

На Комбинате существует Отдельная команда ведомственной охраны. Основными задачами Отдельной команды ведомственной охраны в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране» и пункта 6 Постановления Правительства от 30.12.2000 №1028 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства по государственным резервам» являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Иные задачи на ведомственную охрану могут быть возложены в соответствии с федеральными законами. Как следует из п.12 Положения о ведомственной охране Федерального агентства по государственным резервам, права и обязанности работников ведомственной охраны с учетом особенностей охраняемого объекта определяются Федеральным законом «О ведомственной охране».

В свою очередь ст.12 Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране» в числе обязанностей работников ведомственной охраны предусматривает участие в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушение пожаров, а также ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах. Данная обязанность вытекает из установленных задач охраны и не является её основной обязанностью.

Как указано законным представителем ФГКУ комбинат «Озерный» в письменном отзыве на жалобу ГУ МЧС России по Тверской области, Комбинатом согласован и утвержден «План взаимодействия администрации и команды ведомственной охраны (ВО) ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва с органами ФСБ, МВД, Государственной противопожарной службы и региональным центром МЧС по защите охраняемых объектов от противоправных посягательств и при возникновении чрезвычайных ситуаций» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором непосредственное тушение пожара возлагается на ГУ 7 отряд ФПС по Тверской области. Указанное утверждение представителем ГУ МЧС России по Тверской области в судебном заседании не оспаривалось.

В штатном расписании Комбината присутствуют должности отдельной команды ведомственной охраны (л.д.55-56), при этом отсутствуют должности сотрудников подразделения противопожарной службы.

Как пояснил в Тверском областном суде защитник ФГКУ комбинат <данные изъяты> Росрезерва Я.Н.С. в штате комбината отсутствуют лица, имеющие специальное образование, либо прошедшие профессиональное обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательной программе пожарно-технического профиля.

При таких обстоятельствах постановление судьи Бологовского городского суда Тверской области от 18 октября 2016 года является обоснованным.

Кроме того, согласно п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает возможности прерывания данного срока.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, может истечь и на дату вынесения решения судьей вышестоящего суда по жалобе должностного лица на постановление судьи районного суда.

Из материалов дела следует, что события, послужившие основанием для возбуждения дата дела об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ФГКУ комбинат «<данные изъяты> Росрезерва имели место 25 августа 2016 года.

В силу положений ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 25 ноября 2016 года.

Учитывая данные обстоятельства, а также то, что вопрос о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава правонарушения за пределами пресекательного срока обсуждаться не может, основания для отмены решения судьи также отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Бологовского городского суда Тверской области от 18 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат <данные изъяты> Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу ОСТАВИТЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, жалобу заместителя начальника Главного управления МЧС России по Тверской области Т.А.В. – БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Судья П.А.Сергуненко