ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-27/19 от 28.02.2019 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Семёнова Л.Л. Дело № 7-27/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Элиста 28 февраля 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,

при секретаре Эрендженове М.В.,

с участием защитника Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Югнефтепродукт» Кубенко А.Г., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия Оконова У.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Югнефтепродукт» Кубенко А.Г. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 20 ноября 2018 г. № <Данные изъяты> и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 января 2019 года, вынесенные в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО1 от 20 ноября 2018 г. № <Данные изъяты>, оставленным без изменения решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 января 2019 г. (с учетом определения об исправлении описки от 13 февраля 2019 г.) ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, выразившееся в порче земель в результате нарушения правил обращения опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, защитник ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы об их незаконности. Указывает, что в ходе рейдового осмотра видеозапись не осуществлялась и не прилагалась, при ознакомлении с материалами дела в административном органе отсутствовала; фототаблица не подписана должностным лицом, к фототаблице приложены непронумерованные фотографии; государственный инспектор ФИО1 в судебном заседании подтвердил нарушение подпунктов «к», «л», «м» Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, утвержденного приказом Минприроды России от 25 мая 2015 г. № 237. Не принят во внимание факт того, что с 27 сентября по 8 октября 2018 г. на территории г. Элисты неоднократно шел ливневый дождь и ветер, соответственно, кювет, место пробоотбора (канава около акведука) заливались дождевыми стоками с автодороги, на которой в сентябре-октябре 2018 г. велись строительные работы, в результате которых произошло загрязнение прилегающей территории. При пробоотборе не учтены близость проведения строительных работ и передвижения строительной техники по месту отбора; пробоотбор осуществлен из завезенного при строительстве автодороги грунта; не учтено скопление в месте отбора проб дождевых стоков с автодороги федеральной трассы Р-216. При отборе точечных проб не исключена возможность их вторичного загрязнения. В примененных при лабораторных исследованиях Гигиенических нормативах отсутствует вменяемое обнаруженное загрязняющее вещество «нефтепродукты». Данное исследование и протокол испытаний (измерений) проб почвы от 17 октября 2018 г. не могут являться относимым и допустимым доказательством загрязнения. Установить причинно-следственную связь выявленного нарушения обязательных требований с фактами причиненного вреда, установить химический состав проб и степень токсичности (класс опасности), имеется ли в результате сброса сточных вод угроза причинения вреда окружающей среде около АЗС, не представилось возможным. Государственный инспектор ФИО1 в судебном заседании подтвердил, что в момент выявления факта правонарушения 27 сентября 2018 г. он не смог определить, что же сливалось «очищенная вода» или «загрязненные нефтепродуктами ливневые стоки». Факт сброса ливневых сточных вод материалами проверки не подтвержден. В решении не приведены выводы судьи по оценке противоречивости доказательств и неустранимых сомнений в виновности Общества.

В судебном заседании защитник Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Югнефтепродукт» Кубенко А.Г. доводы жалобы поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия Оконов У.С. просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении <Данные изъяты>, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что 27 сентября 2018 г. должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия при проведении на основании приказа руководителя указанного органа от 27 сентября 2018 г. № 278 рейдового осмотра, обследования территории южной части г. Элиста вдоль федеральной трассы Р-216 установлен факт сброса сточных вод на рельеф прилегающей местности из резервуара дождевых стоков на автозаправочной станции «Лукойл», расположенной на <Данные изъяты>. Координаты места сброса <Данные изъяты> с.ш. <Данные изъяты> в.д. В результате сброса воды частично размыта стенка насыпи над резервуарным парком, сброс сточной воды произведен при помощи насосного оборудования на земельный участок, прилегающий к участку с кадастровым номером <Данные изъяты>, используемый для эксплуатации АЗС.

Результаты обследования зафиксированы должностным лицом Росприроднадзора по Республике Калмыкия в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № <Данные изъяты> с приобщением фототаблицы и план-схемы.

Определением должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 27 сентября 2018 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8 октября 2018 г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО1 в присутствии представителя юридического лица ФИО2 произведен осмотр прилегающего к АЗС № <Данные изъяты> земельного участка. Начальником сектора отбора образцов, прямых измерений Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-«ЦЛАТИ по Волгоградской области» ФИО3 произведен обмер земельного участка, отбор проб почвы.

В соответствии с протоколом испытаний (измерений) проб почвы от 17 октября 2018 г. №341, заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проб почвы от 17 октября 2018 г. №341 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южного Федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Волгоградской области» по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проб почвы, отобранных в точке №1, установлено наличие превышения нормативов ПДК нефтепродуктов: глубина отбора 0-5 см, 5-20 см - в 1,7 раза.

В связи с выявленными нарушениями требований ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 части 2 статьи 13, абз. 2,4,7,8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия 7 ноября 2018 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» постановления о назначении административного наказания по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Судьей Элистинского городского суда выводы должностного лица административного органа о том, что ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» нарушило требования в области охраны окружающей среды, допустив загрязнение земельного участка нефтепродуктами (порчу земель) в результате сброса сточной воды из резервуара АЗС № <Данные изъяты>, поддержаны.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

По настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязательному доказыванию то обстоятельство, что порча земли явилась следствием неправомерных действий ООО «Лукойл-Югнефтепродукт».

В качестве доказательств вины ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом представлены: приказ Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 27 сентября 2018 г. № 278; акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 27 сентября 2018 г. № <Данные изъяты> с приложением фототаблицы, план-схемы; протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 8 октября 2018 г. № <Данные изъяты>; протокол взятия проб и образцов от 8 октября 2018 г. № <Данные изъяты>; видеозапись отбора проб почв; протокол отбора (измерений) проб почвы от 8 октября 2018 г. № 269, схема отбора проб; протокол испытаний (измерений) проб почвы от 17 октября 2018 г. № 341, заключение по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проб почвы от 17 октября 2018 г. № 341, заключение по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 18 октября 2018 г. № 96; письмо ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» от 4 октября 2018 г. № 07-654 (вх. № 3219 от 5октября 2018 г.) с приложением; протокол об административном правонарушении от 7 ноября 2018 г. № <Данные изъяты>.

На всех стадиях производства по делу защитники ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» последовательно оспаривали виновность Общества в совершении вмененного административного правонарушения, заявляя о том, что материалы дела не содержат доказательств загрязнения почвы нефтепродуктами именно в результате сброса воды из резервуара сточных ливневых вод АЗС № <Данные изъяты>. Порча земли могла произойти в результате стока ливневых вод с автодороги, в частности, при проведении ремонтных работ на участке автодороги. При этом защитники утверждают, что все ливневые стоки на АЗС из первого резервуара после прохождения фильтра-нефтеуловителя и попадания во второй резервуар являются очищенной водой, сброс которой не представляет опасности для окружающей среды. Аналогичные доводы заявлены защитником Кубенко А.Г. в настоящей жалобе.

Позиция защитника ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» ничем не опровергнута.

Из пояснений представителя Управления Росприроднадзора по РК Оконова У.С. следует, что сброс ливневой воды был произведен из резервуара с очищенной водой.

Согласно постановлению о назначении административного наказания от 20 ноября 2018г., в 3 квартале 2018г. на участке трассы у АЗС велись ремонтные работы.

В материалах дела имеется паспорт очистной установки УОС-3-4, установленной на АЗС «Лукойл» № <Данные изъяты>, в пункте 1.6 которого указывается следующее. Установка состоит из корпуса и специального внутреннего оборудования очистки стоков и предназначена для локальной очистки ливневых и талых стоков, а также производственных сточных вод от механических примесей, взвешенных и растворенных нефтепродуктов. Степень очистки в установке УОС позволяет осуществить сброс очищенной воды в водоемы рыбохозяйственного назначения 1 категории, так как содержание нефтепродуктов не более 0, 05 мг/л, что соответствует предельной допустимой концентрации даже без последующего разбавления в водоеме согласно СанПиН 2.1.5.980-00.

Из заключения эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора ФИО4 от 18 октября 2018 г. № 96 следует, что по результатам лабораторно-аналитических работ в пробах почвы обнаружены превышения по нефтепродуктам по сравнению с фоновыми значениями в 1,7 раза. Установить причинно-следственную связь выявленного нарушения обязательных требований с фактами причиненного вреда, установить химический состав проб и степень токсичности (класс опасности), имеется ли в результате сброса сточных вод на рельеф местности угроза причинения вреда окружающей среде не представляется возможным, в связи с тем, что произвести отбор проб из резервуара сточной ливневой воды не представилось возможным в связи с отсутствием воды в резервуаре по адресу: <Данные изъяты>.

Между тем, данное заключение лишь устанавливает факт загрязнения почвы в местах отбора проб, не указывает на то, что порча земель произошла в результате сброса вод из принадлежащего АЗС «Лукойл» № <Данные изъяты> резервуара очищенных ливневых вод.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Из акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований <Данные изъяты> от 27 сентября 2018 г. следует, что к акту приложены: фототаблица, план-схема. Носитель видеофиксации рейдового (осмотра) обследования, в нарушение пункта «л» Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, земельных участков, утвержденного Приказом Минприроды России от 25 мая 2015 г. № 237, а также пункта 79.4 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора», утвержденного Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191, к акту рейдового осмотра (обследования) не прилагался. Приобщенная к материалам дела об административном правонарушении «Видеозапись рейдового обследования № р-95/09-2018. Сброс сточных вод с АЗС» не содержит сведений о дате и месте ее производства, лице, производившем эту видеозапись. Из видеозаписи не следует, что она производилась государственным инспектором ФИО1 в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования именно 27 сентября 2018 г.

С учетом изложенного, видеозапись рейдового осмотра (обследования) следует признать недопустимым доказательством по делу.

Частью 2 статьи 27.8 КоАП РФ предусмотрено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Из содержания протокола осмотра от 8 октября 2018 г. видно, что осмотр проводился с 15 часов 30 минут до 17 часов 30 минут в присутствии представителя ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» ФИО2 с применением фотосъемки, видеозаписи.

Между тем в нарушение требований части 5 статьи 27.8 КоАП РФ материалы, полученные при осуществлении осмотра (фото-съемка и видеозапись), к протоколу осмотра не приложены.

Таким образом, отсутствие двух понятых и отсутствие ведения видеозаписи при составлении протокола осмотра территории от 8 октября 2018 г., свидетельствует о не соответствии его требованиям ст. 27.8 КоАП РФ, в связи с чем, протокол осмотра, в силу ст. 26.2 КоАП РФ, является недопустимым доказательством и не может использоваться для установления вины юридического лица.

Просмотренная в судебном заседании видеозапись отбора проб почвы (54 секунды) лишь частично отражает ход указанного процессуального действия, и не является видеозаписью осмотра территории от 8 октября 2018г.

Все иные собранные должностным лицом Управления Росприроднадзора по РК доказательства: приказ Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 27 сентября 2018 г. № 278; акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 27 сентября 2018 г. № <Данные изъяты> с приложением фототаблицы, план-схемы; протокол взятия проб и образцов от 8 октября 2018 г. № <Данные изъяты>; протокол отбора (измерений) проб почвы от 8 октября 2018 г. № 269, схема отбора проб; видеозапись отбора проб почв; протокол испытаний (измерений) проб почвы от 17 октября 2018 г. № 341, заключение по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проб почвы от 17 октября 2018 г. № 341; протокол об административном правонарушении от 7 ноября 2018 г. № <Данные изъяты> устанавливают лишь факт загрязнения земель, но не содержат каких-либо сведений о том, что загрязнение почвы произошло в результате действий АЗС «Лукойл» № <Данные изъяты>.

Таким образом, приведенные доводы и обстоятельства, на которые ссылался защитник Кубенко А.Г., материалами дела не опровергаются. Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что 27 сентября 2018 г. имел место сброс именно загрязненных сточных вод из резервуара АЗС № <Данные изъяты>, повлекший порчу земель, по делу не имеется.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 20 ноября 2018 г. № <Данные изъяты> и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 января 2019 года, вынесенные в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Югнефтепродукт» Кубенко А.Г. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 20 ноября 2018 г. № <Данные изъяты> и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 января 2019 года, вынесенные в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление и решение.

Судья Кутланова Л.М.