Дело № 7-280(2)/2022
Судья Наговицына О.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 29 июня 2022 года
Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года, вынесенное в отношении Акционерного общества «Транснефть-Дружба» (далее по тексту АО «Транснефть-Дружба», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-310/2021 от 10 ноября 2021 года (далее также постановление должностного лица № 04-310/2021 от 10 ноября 2021 года) АО «Транснефть-Дружба» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
На указанное постановление генеральным директором АО «Транснефть-Дружба» ФИО2 была подана жалоба в суд.
Решением судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года постановление должностного лица № 04-310/2021 от 10 ноября 2021 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит данное решение судьи городского суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Указывает, что в ходе проверки программы производственного экологического контроля (ПЭК), утвержденной 15 апреля 2018 года, было установлено отражение в пункте 15 раздела «Общие положения» неверного наименования уполномоченного органа: «Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора по Тамбовской области». Данный факт свидетельствует о том, что программа ПЭК не была разработана в 2018 году, а разработана только после 2019 года, поскольку в 2018 году Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора не было сформировано.
Ссылается на тот факт, что изменение наименования уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, не является основанием для внесения изменений в программу производственного экологического контроля.
Кроме того, 02 сентября 2021 года в адрес Управления было направлен откорректированный отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год, в то время как действующим законодательством не предусмотрено предоставление и рассмотрение уточненного отчета.
Считает, что выводы суда о том, что постановление должностного лица опирается только на мнение инспектора, является необоснованным. Фактическое обстоятельство того, что представленная программа была разработана в окончательном виде не в 2018 году, доказано.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, поддержанные заявителем в судебном заседании, выслушав защитников АО «Транснефть-Дружба» ФИО3 и ФИО4, считавших обжалуемое решение законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Пунктом 7 статьи 67 указанного Федерального закона предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля.
Пунктом 3 указанных Требований предусмотрено, что раздел «Общие положения» должен содержать наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице.
В соответствии с п. 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
Порядок и сроки представления сведений производственного экологического контроля определены в приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и осуществления производственного экологического контроля».
Согласно п. 1 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Форма отчета утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2018 № 52042).
Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Судьей городского суда материалами дела установлено, что основани-ем для привлечения АО «Транснефть-Дружба» к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства того, что обществом допущены нарушения требований п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей седы», п. 1 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», п. 5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», выразившиеся в том, что: в ходе проверки программы производственного экологического контроля, утвержденной 15 апреля 2018 года, было установлено отражение в пункте 15 раздела «Общие положения» неверного наименования уполномоченного органа - Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора по Тамбовской области», что может свидетельствовать о том, что программа ПЭК не была разработана в 2018 году, а разработана только после 2019 года, поскольку в 2018 году Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора не было сформировано; в отчете об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте «Аппарат управления» в таблице 1.3 «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» в графе 4 отсутствуют сведения: о дате выдачи; наименование национального органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации.
По факту выявленных нарушений 21 октября 2021 года в отношении АО «Транснефть-Дружба» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 04-310/2021 от 10 ноября 2021 года АО «Транснефть-Дружба» привлечено к административной ответственности по указанной норме с назначением административного наказания.
Отменяя названное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, судьей городского суда с учетом представленных защитником общества доказательств установлено, что Программа производственного экологического контроля (ПЭК) была утверждена начальником МРУ АО «Транснефть-Дружба» 15 апреля 2018 года, в которой в пункте 15 раздела «Общие положения» было указано наименование уполномоченного органа - Управление Росприроднадзора по Тамбовской области. Данное наименование административного органа предшествовало наименованию, утвержденному Положением о Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 488 от 27.08.2019).
Также в опровержение вывода должностного лица в постановлении об отсутствии программы ПЭК в 2018 году была представлена номенклатура дел, которая представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, имеющихся в делопроизводстве общества, с указанием сроков хранения, оформленный в установленном порядке, где под № 03-05-24 значится «Программа производственного экологического контроля (ПЭК по МРУ АО «Транснефть-Дружба»).
Также из служебной переписки следовало, что 28 апреля 2018 года генеральному директору АО «Транснефть-Дружба» в соответствии с требованиями плана производственных заданий на апрель 2018 года направлялись программы ПЭК в цветном и сканированном виде.
Относительно вывода должностного лица в постановлении о нарушении обществом экологических требований, выразившихся в отсутствии в графе 4 таблицы 1.3 «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте «Аппарат управления» сведений: о дате выдачи, наименовании национального органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации, судья городского исходил из того, что в протоколе об административном правонарушении не указано, за какой конкретный календарный год подан отчет, в котором отсутствуют необходимые сведения об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте «Аппарат управления», то есть установить дату совершения административного правонарушения, исходя из данного процессуального документа, не представляется возможным.
Поскольку в материалах дела имеется лишь один отчет АО «Транснефть-Дружба» об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте Аппарат управления Мичуринского районного управления, 68-0168-000003-П за 2020 год, судья городского суда пришел к выводу, что нарушение природоохранного законодательства выявлено административным органом по результатам проверки именного этого отчета.
Отсутствие в отчете за 2020 год сведений о дате выдачи, наименовании национального органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации, не относится к длящимся правонарушениям, считается оконченным (совершенным) по истечении установленного законом срока, в данном случае - 25 марта 2021 года.
Установить иные события правонарушения и выйти за рамки предъявленного обвинения суд, рассматривающий жалобу, не вправе, поскольку этим ухудшается положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, и нарушается его право на защиту.
С учетом изложенных обстоятельств, судья городского суда пришел к обоснованному выводу об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Кроме того, поскольку на момент рассмотрения в Тамбовском област-ном суде жалобы должностного лица ФИО1 на решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года, ко-торым было отменено состоявшееся по настоящему делу постановление № 04-310/2021 от 10 ноября 2021 года, годичный срок давности привлечения АО «Транснефть-Дружба» к административной ответственности истек, с учетом положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вопрос о виновности данного юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения об-жалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года, вынесенное в отношении АО «Транснефть-Дружба» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Баранов