ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2809/2021/12-1553/2021 от 08.12.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Гонштейн Н.А.

Дело № 7-2809/2021 / 12-1553/2021 (5-1228/2021)

УИД 59RS0004-01-2021-006761-34

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 08 декабря 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Я. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

у с т а н о в и л:

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 октября 2021 г. открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Я. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, поскольку в настоящее время проводится дополнительная оценка уязвимости станции «Левшино» со сроком выполнения не позднее 31 декабря 2021 г., по результатам этой оценки будет разработан план обеспечения безопасности объекта и привлечено подразделение транспортной безопасности; вменение обществу нарушения подпункта «в» пункта 5 Требований является преждевременным, поскольку по настоящее время не истекли установленные требованиями сроки для добровольного исполнения обязанностей.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель ОАО «РЖД», защитники Я., Г., извещенные надлежаще, участие не принимали.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ действие (бездействие), предусмотренное частью 1 указанной статьи, совершенное умышленно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 г. № 1633 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» (далее Требования).

Согласно пункту 1 Требований, настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры, ОТИ).

Подпунктом «в» пункта 5 Требований предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:

работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);

специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Как следует из материалов дела, 13 августа 2021 г. УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора было выявлено, что на объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Левшино», внесенным 21 июля 2016 г. в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее — Реестр) с присвоением реестрового номера ЖСГ303392 и 3 (третьей) категории (на основании решения Федерального агентства железнодорожного транспорта от 28 июня 2021 г. № 2021/УТБ/869/К станции Левшино присвоена 2 (вторая) категория), принадлежащем ОАО «РЖД», которое обязано соблюдать требования законодательства РФ по обеспечению транспортной безопасности и несёт ответственность за их неисполнение в нарушение подпункта «в» пункта 5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08 октября 2020 г. № 1633, умышленно не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено для защиты ОТИ «Железнодорожная станция Левшино» подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) на критических элементах ОТИ, а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Привлекая ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ судья районного суда, исходил из того, что присвоение объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Левшино» 28 июня 2021 г. 2 категории и проведение оценки уязвимости не освобождало ОАО «РЖД» от выполнения вышеуказанных требований, поскольку данные требования по обеспечению транспортной безопасности распространяются на все категории объектов транспортной инфраструктуры, а объект транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Левшино» внесен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств еще 21 июля 2016 г.

Вместе с тем такие выводы обоснованными признать нельзя.

Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» вменяется нарушение подпункта «в» пункта 5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08октября 2020 г. № 1633.

Подпункт «в» пункта 5 Требований предусматривает обязанность субъекта транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта.

При этом согласно пункту 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны, в том числе: обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде (подпункт «д»); на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (подпункт «е»).

Подпунктом «с» пункта 5 Требований предусмотрено, что при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений; при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта, обеспечивать проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры.

Таким образом, Требования по обеспечению транспортной безопасности предусматривают определенную последовательность действий, направленных на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а именно: сформировать и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности необходимо в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта, который разрабатывается и представляется на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, объект транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Левшино» внесен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств 21 июля 2016 г. с присвоением реестрового номера ЖСГ303392 и 3 категории.

05 декабря 2017 г. Федеральным агентством железнодорожного транспорта утверждены результаты оценки уязвимости ОТИ ЖСГ303392.

На основании решения Федерального агентства железнодорожного транспорта от 28 июня 2021 г. № 2021/УТБ/869/К объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Левшино» присвоена 2 категория.

08 июля 2021 г. ОАО «РЖД» получено уведомление Федерального агентства железнодорожного транспорта о внесении изменений в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) в отношении ОТИ с реестровым номером ЖСГ303392 по ранее присвоенной категории, а также о необходимости выполнения подпункта «с» пункта 5 Требований.

ОАО «РЖД» 19 августа 2021 г. заключено дополнительное соглашение №4 к договору на выполнение работ от 31 марта 2020 г. № 3896065/269-20-00001 о проведении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Левшино» с указанием срока выполнения, окончания работ 31 декабря 2021 г.

Исходя из подпункта «с» пункта 5 Требований, в связи с изменением присвоенной объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Левшино» категории ОАО «РЖД» обязано обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утвердить в установленном порядке результаты дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры. В данном случае днем получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры является 08 июля 2021 г., следовательно, срок для выполнения приведенных требований истекал 08 октября 2021 г., после чего, ОАО «РЖД» следовало сформировать и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта.

Между тем, согласно протоколу об административном правонарушении от 15 сентября 2021 г. датой обнаружения/выявления данного правонарушения является 13 августа 2021 г.

Следовательно, по состоянию на дату выявления вмененного ОАО «РЖД» административного правонарушения срок исполнения обязанности, предусмотренной подпунктом «в» пункта 5 Требований, не истек.

Изложенное свидетельствует об отсутствии события вменяемого ОАО «РЖД» административного правонарушения по состоянию на 13 августа 2021 г.

С учетом приведенных обстоятельств внесение объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Левшино» в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств 21 июля 2016 г. не свидетельствует о нарушении ОАО «РЖД» подпункта «в» пункта 5 Требований, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 г. № 1633 и начали действовать с 24 октября 2020 г., поскольку в соответствии с действующим законодательством была изменена присвоенная категория объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД» подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Российские железные дороги» отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья - (подпись)