ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-282(2 от 06.07.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-282(2)/2022

Судья Паршина О.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 06 июля 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу Егоровой С.М. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-379/2021 от 27 декабря 2021 года и решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года, вынесенные в отношении должностного лица - инженера-эколога Сектора по технической безопасности АО «Тандер» Егоровой С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-379/2021 от 27 декабря 2021 года (далее также постановление должностного лица № 04-379/2021 от 27 декабря 2021 года), оставленным без изменения решением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года, должностное лицо - инженер-эколог Сектора по технической безопасности АО «Тандер» (далее также общество) Егорова С.М. (далее также должностное лицо Егорова С.М.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица № 04-379/2021 от 27 декабря 2021 года и решение судьи районного суда от 26 апреля 2022 года отменить, ссылаясь на их незаконность.

Считает не соответствующими действующему законодательству выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о необходимости постановки водозаборных скважин на учет в качестве самостоятельных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Ссылается на то, что единственным основанием в данном случае для постановки на учет артезианских водозаборных скважин в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является поступление от этих скважин загрязняющих веществ. Между тем, разрешенное изъятие компонентов природной среды, в том числе воды из водных объектов, без изменения баланса запасов природных ресурсов, в отсутствие действий, направленных на нерациональное использование природных ресурсов, не оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Также указывает, что в конкретном случае у АО «Тандер» отсутствует прямо установленная обязанность в постановке водозаборных артезианских скважин на учет, как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Распределительный центр АО «Тандер», на территории которого расположен участок недр, уже поставлен на учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Сам по себе данный участок недр не может являться самостоятельным объектом негативного воздействия на окружающую среду. Отдельная, самостоятельная постановка на учет скважин, расположенных на участке недр, не требуется, поскольку это приведет к повторной постановке и присвоению кода объекта негативного воздействия на территории объекта, который уже включен в реестр объектов негативного воздействия.

Полагает, что в рассматриваемом случае не применимы положения п. 10 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Кроме того, возможность постановки скважин на учет отсутствует в связи с отсутствием сведений по сбросам и выбросам, являющимися необходимыми данными для заполнения заявки для внесения в государственный реестр.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, до-воды жалобы, поддержанные в судебном заседании заявителем, выслушав представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Анохина С.А., считавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

В силу п. 1 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими ли-цами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяй-ственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномо-ченном Правительством Российской Федерации федеральном органе ис-полнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружаю-щей среды» определено, что постановка на государственный учет объек-тов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осу-ществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпри-нимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 59 Водного кодекса РФ физи-ческие лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или мо-жет оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объ-ектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засоре-ния подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Критерием для отнесения объекта к III категории в силу подпункта 4 пункта 6 названного постановления является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 указанного постановления.

Вместе с тем, пунктом 10 раздела III названного постановления установлено, что критерием отнесения к объектам IV категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки).

В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевре-менное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на госу-дарственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что Центрально-Черноземным межре-гиональным управлением Росприроднадзора в период с 17 по 30 ноября 2021 года проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Тандер» на объекте территории предприятия (код объекта: 68-0168-000747-П, III категория), расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Стрельцы, ул. Комплекс Мотель, д. 2

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет добычу пресных подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения промышленного объекта на основании лицензии на пользование недрами ТМБ 80117 ВЭ от 30.10.2015 г. с датой окончания лицензии - 01.01.2035 г.

С учетом наличия названной лицензии обществом используются скважины № 272Д и № 278Д, которые как объекты негативного воздей-ствия на окружающую среду не поставлены на государственный учет в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Факт совершения должностным лицом Егоровой С.М. административного правонарушения подтвержден: протоколом об административном правонарушении (т. 1 л.д. 103-108); копией приказа о приеме Егорову С.М. на работу (т. 1 л.д. 114); решением о проведении плановой выездной проверки (т. 1 л.д. 115-120); актом выездной проверки (т. 1 л.д. 121-139); должностной инструкцией инженера-эколога Сектора по технической безопасности (т. 1 л.д. 140-142) и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Деяние Егоровой С.М., не исполнившей надлежащим образом свои служебные обязанности, квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного выше Кодекса и законодательства в области охране окружающей среды.

Доводы жалобы заявителя о том, что субъектом ответственности, предусмотренной ст. 8.46 КоАП РФ, общество не является, поскольку ар-тезианские скважины как самостоятельный объект, не оказывают негатив-ного воздействия на окружающую природную среду, плата за их использование не вносится, у общества отсутствует обязанность по подаче заявки для постановки на государственный учет указанных скважин, состоятельными признать нельзя.

С учетом приведенных выше положений статьи 59 Водного кодекса РФ, статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 10 раздела III постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, деятельность, связанная с добычей подземных вод, оказывает или может оказать воздействие на состояние подземных водных объектов, следовательно, артезианские скважины, которые используются для ведения такой деятельности на основании лицензии на пользование недрами, являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

Вопреки доводу жалобы, то обстоятельство, что общество вносит плату за объект категории III – территория предприятия, который в сово-купности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не свидетельствуют об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения в действиях должностного лица Егоровой С.М., не исполнившей обязанность по постановке на учет в федеральном государственном реестре подземного водозабора в виде двух скважин № 272Д и № 278Д.

Кроме того, материалами дела не подтверждены сведения о том, что названные водозаборные скважины технически и технологически неразрывно связаны с указанным объектом - территория предприятия, что не позволяет их квалифицировать как единый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м»,«н»,«п» пункта 5 названных Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Указанная форма является универсальной для любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает указание параметров в соответствующих разделах, при их отсутствии ставятся «-» или «0», в зависимости от качественного или количественного показателя.

Иные доводы жалобы заявителя направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях должностного лица Егоровой С.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

Изложенные в жалобе доводы, основанные на ином толковании действующего законодательства, не свидетельствуют о неправильном применении судьей районного суда норм материального права.

Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств пра-вовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.

Постановление о привлечении должностного лица Егоровой С.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюдён.

Административное наказание назначено Егоровой С.М. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.46 КоАП РФ для должностных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-379/2021 от 27 декабря 2021 года и решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 апреля 2022 года, вынесенные в отношении должностного лица - инженера-эколога Сектора по технической безопасности АО «Тандер» Егоровой С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Егоровой С.М. - без удовлетворения.

Судья В.В. Баранов