К О П И Я
Дело № 7-282/2020
Р Е Ш Е Н И Е
06 октября 2020 года город Салехард
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 на решение судьи Надымского городского суда ЯНАО от 15 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации МО п. Приозерный,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 21 мая 2020 года № 03/4-154/2020 администрация МО пос. Приозерный признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Надымского городского суда ЯНАО от 15 июля 2020 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
В жалобе на решение судьи старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 просил решение отменить, принять по делу новый акт. В обоснование жалобы указал, что вывод судьи об отсутствии запрета размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, не распространяются до 01.01.2023 года, является необоснованным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Настаивал на наличии в действиях администрации состава административного правонарушения. Указал, что жалоба рассмотрена с нарушением правил подсудности, поскольку постановление должно быть обжаловано в Ноябрьский городской суд по месту рассмотрения дела.
Госинспектор, администрация п. Приозерный надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, в судебное заседании не явились, об отложении дела не ходатайствовали, дело рассматривается в отсутствие данных лиц.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды администрация МО пос. Приозерный признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с размещением отходов на объекте размещения отходов, не включенном в государственный реестр таких объектов.
Отменяя постановление должностного лица административного органа, судья, руководствуясь ст. 1.5 КоАП РФ, пришёл к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, поскольку материалы дела не содержат достаточных и достоверных доказательств виновности органа местного самоуправления в инкриминируемом ему правонарушении, прекратил производство по делу.
Указанный вывод нахожу обоснованным в силу следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с п. п. 6, 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Федеральным законом № 483-ФЗ от 25.12.2018 года «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», действующим с 05.01.2019 года, установлено, что до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи (пункт 2.1 статьи 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Пунктом 8 статьи 29.1 указанного Федерального закона установлено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством РФ.
В процессе рассмотрения дела установлено, чтообъект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный на территории МО п. Приозерный на земельном участке с кадастровым номером 89:04:020606:1, не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Заявление о включении объекта ТКО в п. Приозерный, введенного в эксплуатацию до 01 января 2019 года, и не имеющего документации, предусмотренной законодательством РФ, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ, наряду с аналогичными объектами ТКО других населенных пунктов Надымского района, направлено 30.08.2019 года в Департамент тарифной политики, энергетического и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО администрацией Надымского района. (л.д.30-31). Получен отказ от 29.10.2019 года (л.д.32-33).
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2016 года № 101-од утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016 - 2025 годов.
В приложении № 5 к Территориальной схеме перечислены объекты размещения отходов, введенные в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые предполагается использовать для размещения ТКО до 01 января 2023 года на основании п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в том числе, площадка для размещения отходов в п. Приозерный.
Таким образом, судья пришел к обоснованному выводу, что запрет на размещение отходов на объектах, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, не распространяется до 01.01.2023 года.
Кроме того, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют действия, заключающиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления, то есть факт размещения администрацией отходов на объекте также подлежал доказыванию.
Однако доказательств, опровергающих позицию привлеченного лица о том, что администрация не размещает отходы производства и потребления на объекте, поскольку не является хозяйствующим объектом и не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, должностным лицом контролирующего органа не представлено.
Перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что вина администрации п. Приозерный в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, не доказана, что в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу.
Довод жалобы о доказанности вмененного административного правонарушения подлежат отклонению, поскольку положения п. 8 ст. 29.1 ФЗ № 483-ФЗ от 25.12.2018 года «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» позволяют эксплуатировать объекты размещения отходов, если они отвечают условиям: объекты размещения твердых коммунальных отходов введены в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеют документации. Площадка для размещения отходов в п. Приозерный отвечает данным условиям.
Доводы о рассмотрении жалобы на постановление с нарушением правил подсудности также подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения. В протоколе об административном правонарушении от 1 апреля 2020 года указано, что местом совершения правонарушения является п. Приозерный Надымского района, аналогичное указание имеется и в постановлении по делу об административном правонарушении от 21 мая 2020 года.
При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа (п. 30 Пленума ВС РФ № 5).
Местом совершения правонарушения является Надымский район, дело рассмотрено с учетом юрисдикции контролирующего органа, следовательно, жалоба на постановление рассмотрена Надымским городским судом с соблюдением правил подсудности (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Иные обстоятельства, указанные в жалобе, правового значения для настоящего дела не имеют.
При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого решения не установлено.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Надымского городского суда ЯНАО от 15 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации МО п. Приозерный оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.В.Мочалова