ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-283(2 от 27.06.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-283(2)/2022

Судья Чепракова О.В.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 27 июня 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 13 мая 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица – ведущего инженера по охране окружающей среды (эколога) руководства и аппарата при руководстве филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ,

установил:

постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 04-007/2022 от 25 февраля 2022 года ведущий инженер по охране окружающей среды (эколог) руководства и аппарата при руководстве филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов ФИО2 (далее также должностное лицо ФИО2) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

На указанное постановление ФИО2 была подана жалоба в суд.

Решением судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 13 мая 2022 года указанное постановление должностного лица № 04-007/2022 от 25 февраля 2022 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель ФИО1 просит названное решение судьи районного суда от 13 мая 2022 года отменить и оставить без изменения вынесенное ею постановление о назначении административного наказания № 04-007/2022 от 25 февраля 2022 года.

Указывает, что в ходе проверки было установлено, что филиал ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов осуществляет добычу полезных вод для обеспечения водой промышленных объектов на участках, расположенных в 1 км восточнее ***. Данные объекты по водозабору представляют собой артезианские скважины.

Ссылается на то, что деятельность филиала ООО «Газпром трансгаз Москва», связанная с добычей подземных вод, оказывает или может оказать воздействие на состояние подземных водных объектов, следовательно, артезианские скважины, которые используются для ведения такой деятельности на основании лицензий на пользование недрами, являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

В этой связи филиал ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов обязан был подать заявку о постановке на учет в течение 6 месяцев с момента начала эксплуатации водозаборных скважин, однако соответствующие требования законодательства не выполнены.

Также указывает, что водозаборные скважины являются предметом геологического надзора, в связи с чем они подлежат отдельному государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В свою очередь линейный объект, в который включены газопроводные отводы, крановые узлы, узлы запуска приема поршней, газоизмерительные и газораспределительные станции, компрессорные станции, является предметом государственного экологического надзора, имеющего отдельный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, артезианские скважины и линейный объект подлежат постановке в разные реестры государственного учета.

Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства технической и технологической связи между артезианскими скважинными и линейным объектом, позволяющие их однозначно квалифицировать как единый объект.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, выслушав ФИО2 и его защитника Топильского Д.В., считавших жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующим выводам.

Пунктами 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.012002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 65 указанного Федерального закона перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Как усматривается из материалов дела, 16 апреля 2021 года прокуратурой г. Моршанска Тамбовской области была проведена проверка исполнения законодательства в области охраны атмосферного воздуха и добычи питьевой воды в филиале ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов.

В ходе проверки установлено, что указанный филиал ООО «Газпром трансгаз Москва» осуществляет добычу питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов на участках, расположенных в 1 км восточнее ***.

Заявка филиала ООО «Газпром трансгаз Москва», поданная в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по результатам рассмотрения которой было получено свидетельство № ECSUTJ1 от 20.02.2020 г., не содержала сведений об указанных артезианских скважинах, соответственно, данные скважины не поставлены на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 21 апреля 2021 года заместителем прокурора г. Моршанска Тамбовской области в отношении должностного лица ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, и привлечении его к административном ответственности по указанной норме постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 04-007/2022 от 25 февраля 2022 года.

Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, судья районного суда в решении исходил из следующих обстоятельств.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В силу ст. 4.2 указанного Федерального закона объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории.

Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС.

Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», вступившим в силу с 01.01.2021 (далее - Критерии № 2398).

Таким образом, в случае, если объект подпадает под приведённое в статье 1 Закона № 7-ФЗ определение объекта НВОС и соответствует одному или нескольким критериям отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, он подлежит постановке на государственный учёт объектов НВОС.

Пунктами 1, 6 и 11 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, по постановке на учёт, актуализации сведений и снятию с учёта указанных объектов НВОС.

Филиал ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов осуществил постановку на учет линейного объекта, в который включены газопроводы отводы, крановые узлы, узлы запуска приема поршней, газоизмерительные и газораспределительные станции, компрессорные станции как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Данному объекту был присвоен код НВОС №68-0168-000618-Л и II категория негативного воздействия на окружающую среду.

В пп. 7 Методических рекомендаций по постановке объектов НВОС, относящихся к объектам нефтегазового комплекса (письмо Росприроднадзора от 22.12.2016 г. № АС-03-04-36/25858) указано, что линейное производственное управление магистральных газопроводов (трубопроводов) (ЛПУМГ) подлежит постановке на учет как линейный объект II категории в границах субъекта РФ (включая элементы линейной части магистральных газопроводов: газопроводы отводы, крановые узлы, узлы запуска приема поршней, газоизмерительные и газораспределительные станции, компрессорные станции).

В состав компрессорной скважины входит система производственно-хозяйственного и пожарного водоснабжения согласно пп.в п.3.02 раздела 3 ОНТП 51-1-85/Мингазпром Общесоюзные нормы технологического проектирования. Магистральные трубопроводы. Часть 1. Газопроводы.

Артезианские скважины являются частью системы производственно-хозяйственного и пожарного водоснабжения, входящей в комплекс систем обеспечения функционирования компрессорной станции согласно пункту 7.1.1 СТО Газпром 2-3.5-454-2010 Правила эксплуатации магистральных газопроводов (утв. приказом ПАО «Газпром» от 24.05.2010 №130).

Артезианские скважины имеют непосредственную физическую и технологическую связь с компрессорной станцией, объединены сетью водопроводов, обеспечивающих выполнение функций хозяйственно-бытового, промышленного и противопожарного водоснабжения, необходимого для нормального функционирования компрессорной станции, создавались и эксплуатируются исключительно для обеспечения функционирования компрессорных станций, которые предназначены для обеспечения транспортировки (прокачки) природного газа по газопроводам, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию, учетными карточками скважин.

С учетом изложенных обстоятельств, судья районного суда пришел к выводу, что артезианские скважины являются частью производственного комплекса филиала Моршанского линейного производственного управления магистральных газопроводов, поставленного на государственный учет объектов НВОС II категории код 68-0168-000618-Л, как единый линейный объект, в связи с чем требование о постановке их на государственный учет объектов НВОС, как отдельного объекта НВОС противоречит определению понятия объекта НВОС, указанному в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Также судьей указано, что ООО «Газпром трансгаз Москва» 14 февраля 2020 года была подана заявка в Управление Росприроднадзора об актуализации учетных сведений об объекте НВОС код 68-0168-000618-Л и получено свидетельство №ECSUTJ1 от 20.02.2020 г. При этом форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, которая утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554, не содержит специальных разделов и граф для указания информации о наличии артезианских скважин и лицензий на право пользования недрами.

Из скриншотов страниц личного кабинета природопользователя юридического лица ООО «Газпром трансгаз Москва» для объекта НВОС 68-0168-000618-Л (официальный сайт Росприроднадзора https://lk.rpn.gov.ru) ведется два вида надзора - Федеральный государственный экологический надзор с 04.01.2019 г. и Федеральный государственный земельный надзор с 06.08.2021 г.

Таким образом, Управление Росприроднадзора имеет сведения об эксплуатируемых артезианских скважинах, так как на них оформлены лицензии на пользование недрами. Лицензионными требованиями установлены обязательные для исполнения мероприятия по охране недр при добыче подземных вод, об исполнении которых филиалом ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов подается ежегодный отчет. Эксплуатируемые артезианские скважины включены в состав единого объекта НВОС II категории, что не исключает необходимости проведения всего комплекса природоохранных мероприятий, предусмотренных законодательством для данного объекта НВОС II категории, в том числе и в отношении артезианских скважин.

Ввиду наличия названных обстоятельств, судья районного суда пришел к выводу об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Статья 8.46 КоАП РФ включена в Главу 8 названного Кодекса «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.

В рассматриваемом случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении должностного лица ФИО2 настоящего дела об административном правонарушении, имели место 16 апреля 2021 года.

Следовательно, годичный срок давности привлечения указанного должностного лица к административной ответственности по данному делу истек 16 апреля 2022 года.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

Поскольку на момент рассмотрения в Тамбовском областном суде жалобы государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 13 мая 2022 года, которым постановление о назначении административного наказания № 04-007/2022 от 25 февраля 2022 года отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения ведущего инженера по охране окружающей среды (эколога) руководства и аппарата при руководстве филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов ФИО2 к административной ответственности истек, с учетом положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вопрос о виновности данного должностного лица в совершении вмененного ему административного правонарушения обсуждаться не может.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

р е ш и л:

решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 13 мая 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица – ведущего инженера по охране окружающей среды (эколога) руководства и аппарата при руководстве филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов ФИО2 по делу об административном правонарушении, преду-смотренном ст. 8.46 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 - без удовлетворения.

Судья В.В. Баранов