Судья Сташ И.Х. дело № 7-284 2018 год
Р Е Ш Е Н И Е
23 августа 2018 года г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Тхагапсова Е.А., рассмотрев жалобу Начальника Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 27 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением заместителя начальника Управления Государственного финансового контроля Республики Адыгея от 20 апреля 2018 года № 72, оставленным без изменения решением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 27 июня 2018 года, начальник Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея Колесников ФИО12 признан виновным в нарушении казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В поданной в Верховный Суд Республики Адыгея жалобе на невступившее в законную силу решение судьи Майкопского городского суда от 27 июня 2018 года ФИО1 считает незаконным привлечение его к административной ответственности.
В судебном заседании ФИО2, представитель привлеченного к административной ответственности лица, просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава вмененного ему административного правонарушения именно в действиях ФИО1, поскольку действующим регламентом не исполненная обязанность подлежала исполнению бухгалтером – ведущим специалистом 1 разряда.
Представители Управления Государственного финансового контроля Республики Адыгея ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании считали постановление от 20 апреля 2018 года № 72 в отношении начальника Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея ФИО1 законным, так как в нарушение п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абз. 5 п. 11 раздела 1V приказа Минфина РФ от 20 ноября 2007 № 112н подп. 1 п. 3 раздела 111 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденного приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 20 января 2016 № 22/1-к в 2017 не вносились изменения в бюджетную смету. Документ «Изменение показателей бюджетной сметы» не составлен на изменение и распределение бюджетных ассигнований по расходам и лимиты бюджетных обязательств республиканского бюджета от 31 октября 2017 № 641 на сумму <данные изъяты> рублей. В связи с указанным, ФИО1 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав представителя ФИО1 - ФИО2, представителей Управления Государственного финансового контроля Республики Адыгея ФИО3 и ФИО4, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу о незаконности постановления должностного лица и судебного решения, принятых по делу.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
Вопреки этим нормам, в постановлении должностного лица о привлечении к административной ответственности событие вмененного административного правонарушения не изложено в соответствии с этими требованиями: не описаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; решение по делу не мотивировано. Установочная часть постановления указывает не на установленные события административного правонарушения, а на наличие протокола об административном правонарушении от 18.04.2018 №72, в котором изложен факт невнесения изменений в бюджетную смету.
Состоявшиеся по настоящему делу постановление должностного лица и решение суда по жалобе не отвечают требованиям статей 26.1, 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По правилам статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 29.10 Кодекса установленные обстоятельства должны быть указаны в мотивированном постановлении об административном правонарушении.
Судья, рассмотрев жалобу, не дал надлежащей правовой оценки тексту постановления, которое не содержит правовых фактов, положенных в основу признания привлеченного лица виновным.
Состав правонарушения, предусмотренного нормой статьи 15.15.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, образует нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных государственных учреждений приняты соответствующие нормативные акты, регламентирующие Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных органов исполнительной власти и подведомственных федеральных казенных учреждений.
В частности, такой порядок и общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы центрального аппарата и территориальных органов для территориальных органов Росприроднадзора утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.03.2015 № 249 (далее – Порядок).
Этот нормативный акт принят в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения» и от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
На основании пункта 13 Правил составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора, утвержденных приказом Росприроднадзора от 25.03.2015 № 249, внесение изменений в бюджетную смету, не требующее изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляется получателем средств федерального бюджета (центральный аппарат, территориальный орган) самостоятельно в течение всего финансового года после каждого внесения изменения, осуществленного через территориальные Управления Федерального казначейства.
Получатели средств федерального бюджета (центральный аппарат, территориальные органы) данные перераспределения осуществляют самостоятельно через территориальные Управления Федерального казначейства в установленном порядке.
Факт извещения территориального Управления о необходимости внесения изменений в смету подтвержден в судебном заседании Верховного суда Республики Адыгея, восполнено отсутствовавшее доказательство – справка-уведомление от 10.08.2017 №08-193, подписанная, в том числе исполнителем ФИО5, о согласованных с и.о. Министра финансов Республики Адыгея ФИО6 изменениях от 10.08.2017 №08‑193 №418 в распределение бюджетных ассигнований по расходам и лимиты бюджетных обязательств республиканского бюджета.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из протокола от 18.04.2018 № 72 об административном правонарушении, составленном главным специалистом-экспертом отдела финансового контроля по исполнению бюджета и межбюджетных отношений Управления государственного финансового контроля Республики Адыгея ФИО4, «в нарушение п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абз. 5 п. 11 раздела 1V приказа Минфина РФ от 20 ноября 2007 № 112н подп. 1 п. 3 раздела 111 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденного приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 20 января 2016 № 22/1-к в 2017 не вносились изменения в бюджетную смету. Документ «Изменение показателей бюджетной сметы» не составлен на изменение и распределение бюджетных ассигнований по расходам и лимиты бюджетных обязательств республиканского бюджета от 31 октября 2017 № 641 на сумму <данные изъяты> рублей.
Таким образом, в проверяемом периоде начальником Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея ФИО1 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дата совершения административного правонарушения: 15.11.2017.»
Рассматривая вопрос о наличии состава административного правонарушения в действиях привлеченного лица, исхожу из необходимости установления наличия (отсутствия) в его действиях признаков состава: объекта; объективной стороны; субъекта и субъективной стороны. Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава правонарушения.
Между тем, из материалов дела следует, что ФИО1 не является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
Рассматривая вопрос о виновности должностного лица, руководителя территориального Управления органа исполнительной власти ФИО1, суд обязан установить, какие действия он должен был совершить в соответствии с регламентом своей деятельности, но не совершил.
В соответствии с подпунктами 9.2, 9.4 пункта 9 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Положение), утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2016 № 513 в числе прочих обязанностей руководитель Управления территориального органа: организует учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности работников Управления, определяет их должностные обязанности.
Исполняя свою функцию, начальник территориального Управления организовал учет исполнения смет, издав приказ от 20.01.2016 №22/1-к «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет в Управлении по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея» (далее – Порядок).
Выполняя функцию определения должностных обязанностей работников, 23.07.2017 начальник Управления ФИО1 утвердил обязанности ведущего специалиста 1 разряда Управления, пунктом 2.1 возложил на него обеспечение составления отчета об исполнении бюджетов денежных смет, выполнение государственного задания, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
Приказом от 03.07.2017 №131-к на эту должность была принята ФИО5
Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что начальник Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея ФИО1 организовал учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, принял на государственную службу конкретное лицо, возложив на него эти обязанности.
Именно ведущий специалист Управления (бухгалтер), в чьи обязанности вменена непосредственно эта функция, была обязана исполнить установленное пунктом 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в бюджетную смету.
Вывод о виновности в совершении правонарушения ФИО1 - руководителя территориального органа Росприроднадзора в постановлении сделан на основании того обстоятельства, что последним не издан приказ о возложении на специалиста (бухгалтера) ФИО5 обязанностей по составлению бюджетных средств.
Данный вывод не основан на законе, поскольку начальником Управления при утверждении 23.07.2017 основных должностных обязанностей ведущего специалиста 1 разряда ФИО5 пунктом 2.1 эти обязанности включены в ее компетенцию.
Вследствие изложенного, вынесение специального приказа не требуется в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
Кроме того, приказом начальника Управления ФИО1 от 20.01.2016 «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет в Управлении по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея» также согласно части 3 раздела II ведение бюджетных смет Управления возложено на ведущего специалиста 1 разряда.
Поскольку материалами дела установлено, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, соответственно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу, которое не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Установленные обстоятельства свидетельствуют об ошибочном выводе суда о наличии состава административного правонарушения в действиях привлеченного лица.
Таким образом, постановление заместителя начальника Управления Государственного финансового контроля Республики Адыгея от 20.04.2018 № 72 и решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 27.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях привлеченного лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2,9, 24.5 настоящего кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л А:
Постановление Управления Государственного финансового контроля Республики Адыгея № 72 от 20 апреля 2018 года и решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 27 июня 2018 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 ФИО13 прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судья – подпись.
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.А. Тхагапсова