ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-285/2022 от 29.03.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Гуцало А.А. дело (номер)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск 7-285/2022 29 марта 2022 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ФИО)5 на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз»,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ФИО)6. (номер) от (дата) общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее – ООО «РН-Юганскнефтегаз», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти пяти тысяч рублей за нарушение правил пожарной безопасности, выразившееся в хранении (дата) нефти в открытых ёмкостях и котлованах на участке лесного фонда в выделе (адрес)

Решением судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от (дата) указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, (ФИО)1(ФИО)7 просит решение судьи Сургутского районного суда отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение. Считает вину ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полностью доказанной, поскольку она подтверждена самим фактом инцидента на трубопроводе. Процессуальных нарушений на стадиях возбуждения административного производства и рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не допущено.

Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав защитника ООО «РН-Юганскнефтегаз» (ФИО)8 нахожу решение судьи подлежащим отмене.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении суд пришел к выводу, что действия должностных лиц Сургутского управления Природнадзора Югры при выявлении административного правонарушения и возбуждении административного производства носили характер внеплановой проверки в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз», в силу чего последним следовало руководствоваться в ходе данной проверки нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так же судом сделан вывод, что мероприятие по определению размера вреда, причиненного землям лесного фонда не предусмотрено и не регламентировано какими-либо нормами федерального законодательства о контрольно-надзорной деятельности.

С данным выводом судьи согласиться нельзя.

Основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности могут являться не только результаты проведенной в рамках Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки, но и выявленные факты нарушения действующих норм и требований, выявленные при проведения иных мероприятий, не требующих взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является как непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, так и сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Согласно части 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

Согласно подпункта «в» пункта 3, 9 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года №1098, государственный контроль (надзор) осуществляют уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), - на землях лесного фонда. Объектами государственного контроля (надзора) являются, в том числе деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства: использование лесов; охрана лесов; защита лесов; воспроизводство лесов и лесоразведение;

На основании пункта 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 299-п от 24 августа 2020 года, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Согласно подпункта 5.3.3 указанного Положения, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры) осуществляет федеральный государственный лесной надзор на землях лесного фонда.

Пунктом 5.8 Положения, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, определяет размер вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требованиях законодательства в установленной сфере деятельности.

Из материалов дела усматривается, что факт совершения ООО «РН-Юганскнефтегаз» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен должностным лицом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (дата) – в день поступления в Сургутское управление Природнадзора Югры заключения СО Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» результатов проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний (номер) от (дата) образцов почв, отобранных в ходе проведения мероприятия по исчислению размера вреда при обнаружении должностным лицом нахождения горючих веществ в период пожароопасного сезона на территории лесного фонда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Согласно Приказа (номер) от (дата) Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в округе установлен пожароопасный сезон.

Согласно акта технического расследования причин отказа на трубопроводе от (дата), представленного ООО «РН-Юганснефтегаз», загрязнение земель лесного фонда произошло по причине аварии (инцидента) на высоконапорном водоводе (адрес). Указанный загрязненный участок находится в выделе (адрес), (адрес)-(адрес)

Таким образом, факт наличия ООО «РН-Юганскнефтегаз» в период пожароопасного сезона на лесных участках горючих веществ был установлен Природнадзором Югры на основании доказательств, добытых в ходе мероприятий по контролю (надзору), дело об административном правонарушении возбуждено в рамках статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.

ООО «РН-Юганск нефтегаз» не было лишено возможности давать объяснения по делу на этапе возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения должностным лицом по существу.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Жалобу начальника Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ФИО)9 удовлетворить.

Решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление начальника Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ФИО)10. (номер) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на новое рассмотрение иному судье.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова