Дело № 7-285/2022 Судья: Симонова М.В.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 30 марта 2022 года
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу <данные изъяты> АОр «НП «ЧРУ» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4№ от 25 мая 2021 года и решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 26 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АОр «НП «ЧРУ»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4№ от 25 мая 2021 года, АОр НП «ЧРУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Увельского районного суда Челябинской области от 26 июля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, законный представитель общества ФИО1 обратился с жалобой в Челябинский областной суд, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на вынесение постановления с допущенными процессуальными ошибками, что свидетельствует о его незаконности. Считает неправомерным вывод суда о необходимости соблюдения требований, предъявляемых к ЗСО. Указывает на отсутствие состава преступления. В дополнениях указал, что в протоколе об административном правонарушении не определена дата и время совершения правонарушения, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого постановления нормам действующего законодательства.
Законный представитель АОр НП «ЧРУ», защитник Афанасьева Л.М., представители Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание в Челябинский областной суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно ст.12 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
В силу ч. 1 ст. 59 Водного кодекса РФ от 30 июня 2006 года № 74-ФЗ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
Подпунктом 10 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлена Правительства РФ от 11.02.2016 №94, проектирование и устройство наблюдательных скважин производство наблюдений за состоянием подземных вод и лабораторный контроль качества подземных вод осуществляются пользователями недр и (или) иными лицами, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты, являющиеся потенциальными источниками загрязнения и (или) истощения запасов подземных вод.
Пунктом 13 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлен Правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94 охрана месторождений подземных вод осуществляет соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 14 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлен Правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94 мероприятия по охране подземных водных объектов предусматриваются техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых подготовленным, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
Пунктами 1, 2, 7, 8.1 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией соблюдения законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение; требований технического проекта, планов или схем развития горных работ и иной документ в процессе всех видов пользования недрами;
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно ч. 5 ст. 18 Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологи благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно -бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решение об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 16 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны.
Согласно п.23 ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категории земель и видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с п. 23 ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3 со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Как следует из материалов дела, юридическим лицом, АОр «НП «ЧРУ» допускается нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, что является нарушением ч. 1 ст. 59 Водного кодекса РФ от 30.05.2006г. № 74-ФЗ, пп,а, п.5, п. 10 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016г. № 94, п.п. 11 ст.23 «Основные требования по рациональному использованию и охране недр».
По результатам плановой выездной проверки, установлено, что АОр НП «ЧРУ» осуществлялось пользование недрами месторождения «Увельско-Механическое» на основании лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами от 07 марта 2006 года. Предприятием разработан и утвержден Проект водозабора участка «Механический». Проект водозабора составлен для проведения разработки «ФИО6» и содержит календарный план, проводимых на данном участке, объемы воды, необходимые для контроля уровня подземных вод. Лицензия <данные изъяты> от 07 марта 2006 года, на основании которой был разработан водозаборный проект, аннулирована, по причине отказа владельца от лицензии и прекратила свое действие 18 июня 2013 года.
Новая лицензия на пользование недрами <данные изъяты> предоставлена АОр «НП ЧРУ» с целью добычи подземных вод водозаборными скважинами №, № на <данные изъяты> месторождении для технологического водоснабжения предприятия. Срок действия лицензии с 03 июля 2013 года до 01 января 2030 года. Лицензионный участок предоставлен в пользование в виде двух участков недр со статусом горного отвода с уточненными границами общей площадью 0,71 га, с угловыми точками 1-5 и 1-4,1, максимальной глубиной 100,0 м. от поверхности земли.
В ходе осмотра территории, принадлежащей АОр «НП «ЧРУ», выявлено нарушение на промышленной площадке, где располагаются водозаборные скважины №, №,№ которое заключается в том, что территория первого пояса зоны санитарной охраны располагается на расстоянии 50 м., частично ограждена забором, что согласно санитарно-эпидемиологического заключения <данные изъяты> от 26 марта 2001 года, является нарушением мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов. Также на территории находится старое нерабочее железное оборудование, нахождение которого не допустимо на участке размещения водозаборных скважин.
В нарушение установленных требований, зоны санитарной охраны водозаборных скважин №, №, № месторождения «<данные изъяты>», используемые АОр «НП ЧРУ» на основании Лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> от 03 июля 2013 года, должным образом не организованны.
Неприятие недропользователем мер к охране подземных вод создает угрозу их загрязнения подземных водных ресурсов на территории указанного района.
В связи с указанными обстоятельствами АОр НП «ЧРУ» привлечено к административной ответственности по статье 8.9 КоАП РФ.
Факт совершения АОр НП «ЧРУ» административного правонарушения и виновность в совершении указанного административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 09.04.2021, приказом о проведении плановой выездной проверки от 19.01.2021 года №, уведомлением о проведении плановой выездной проверки от 25.01.2021 года №, актом проверки от 19.02.2021 года с фототаблицей, лицензией на право пользования недрами №, условиями пользования недрами при добыче подземных вод водозаборными скважинами №, №, протоколом лабораторных исследований, протоколом Территориальной комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых по Челябинской области №, актом проверки № от 16.03.2021 года, иными материалами дела которым должностным лицом была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, что обоснованно послужило основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Пересматривая обжалуемые постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.9 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о наличии инкриминируемого состава административного правонарушения, в действиях АОр НП «ЧРУ», что подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами, объективность и достоверность которых сомнений не вызывает.
Повторно заявленный довод жалобы о том, что вывод суда о необходимости соблюдения требований, предъявляемых к ЗСО, поскольку требования СанПиН 2.1.4.1110-02 на скважины не распространяются, отклоняется.
В силу части 1 статьи 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Источники водоснабжения должны быть защищены от загрязнения и засорения. Для этой цели устанавливаются зоны санитарной охраны.
Условиями пользования недрами (пп. а, б, г, и, к п. 3.2), приложение № 1 к лицензии <данные изъяты>, предусмотрено, что пользователь недр обязан соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недр, соблюдать требование технического проекта и технической документации, предотвращать загрязнение недр при проведении всех видов работ, недопущение загрязнения недр при добыче подземных вод и сбросов сточных вод, а также недопущение размещения отходов производства и потребления в гранитах предоставленной горного отвода.
АОр НП «ЧРУ» осуществлялось пользование недрами месторождения Увельско-Механическое на основании лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами от 07 марта 2006 года. Предприятием разработан и утвержден Проект водозабора участка «<данные изъяты>». Проект водозабора составлен для проведения разработки «<данные изъяты>» месторождения подземных вод и содержит мероприятия по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а так же ликвидации последствий указанных процессов. Лицензия № от 07 марта 2006 года, на основании которой был разработан водозаборный проект, аннулирована, по причине отказа владельца от лицензии и прекратила свое действие 18 июня 2013 года.
В нарушение установленных требований зоны санитарной охраны водозаборных скважин №, № месторождения «<данные изъяты>», используемые АОр «НП ЧРУ» на основании лицензии на право пользования недрами № от 03 июля 2013 года, должным образом не организованны.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения основаны на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Материалы дела об административном правонарушении содержат доказательства, подтверждающие указанные нарушения.
Позиция подателя жалобы, выраженная в том, что постановление является незаконным, поскольку вынесено с процессуальными нарушениями отклоняется, поскольку судом не усматривается допущение процессуальных нарушений.
Постановление, которым АОр НП «ЧРУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, соответствует требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в нем подробно изложено существо правонарушения, приведены нормы закона, нарушение которых вменяется юридическому лицу.
Так же не принимается довод о несоответствии постановления нормам действующего законодательства, поскольку не определена дата и время совершения правонарушения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении следует, что административное правонарушение выявлено в ходе проведения плановой выездной проверки, что подтверждается актом проверки от 13 марта 2021 года.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Иные доводы жалобы, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и свидетельствуют о желании избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, и являются способом защиты правонарушителя.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, наказание назначено в пределах санкции статьи 8.9 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
р е ш и л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № от 25 мая 2021 года и решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 26 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АОр «НП «ЧРУ» оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова