ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-285/2022 от 30.03.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-285/2022 Судья: Симонова М.В.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 30 марта 2022 года

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу <данные изъяты> АОр «НП «ЧРУ» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 от 25 мая 2021 года и решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 26 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АОр «НП «ЧРУ»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 от 25 мая 2021 года, АОр НП «ЧРУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Решением судьи Увельского районного суда Челябинской области от 26 июля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, законный представитель общества ФИО1 обратился с жалобой в Челябинский областной суд, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на вынесение постановления с допущенными процессуальными ошибками, что свидетельствует о его незаконности. Считает неправомерным вывод суда о необходимости соблюдения требований, предъявляемых к ЗСО. Указывает на отсутствие состава преступления. В дополнениях указал, что в протоколе об административном правонарушении не определена дата и время совершения правонарушения, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого постановления нормам действующего законодательства.

Законный представитель АОр НП «ЧРУ», защитник Афанасьева Л.М., представители Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание в Челябинский областной суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Согласно ст.12 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.

В силу ч. 1 ст. 59 Водного кодекса РФ от 30 июня 2006 года № 74-ФЗ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Подпунктом 10 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлена Правительства РФ от 11.02.2016 №94, проектирование и устройство наблюдательных скважин производство наблюдений за состоянием подземных вод и лабораторный контроль качества подземных вод осуществляются пользователями недр и (или) иными лицами, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты, являющиеся потенциальными источниками загрязнения и (или) истощения запасов подземных вод.

Пунктом 13 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлен Правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94 охрана месторождений подземных вод осуществляет соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Пунктом 14 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлен Правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94 мероприятия по охране подземных водных объектов предусматриваются техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых подготовленным, согласованным и утвержденным в установленном порядке.

Пунктами 1, 2, 7, 8.1 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией соблюдения законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение; требований технического проекта, планов или схем развития горных работ и иной документ в процессе всех видов пользования недрами;

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Согласно ч. 5 ст. 18 Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологи благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно -бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решение об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 16 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны.

Согласно п.23 ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категории земель и видов разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с п. 23 ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3 со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Как следует из материалов дела, юридическим лицом, АОр «НП «ЧРУ» допускается нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, что является нарушением ч. 1 ст. 59 Водного кодекса РФ от 30.05.2006г. № 74-ФЗ, пп,а, п.5, п. 10 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016г. № 94, п.п. 11 ст.23 «Основные требования по рациональному использованию и охране недр».

По результатам плановой выездной проверки, установлено, что АОр НП «ЧРУ» осуществлялось пользование недрами месторождения «Увельско-Механическое» на основании лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами от 07 марта 2006 года. Предприятием разработан и утвержден Проект водозабора участка «Механический». Проект водозабора составлен для проведения разработки «ФИО6» и содержит календарный план, проводимых на данном участке, объемы воды, необходимые для контроля уровня подземных вод. Лицензия <данные изъяты> от 07 марта 2006 года, на основании которой был разработан водозаборный проект, аннулирована, по причине отказа владельца от лицензии и прекратила свое действие 18 июня 2013 года.

Новая лицензия на пользование недрами <данные изъяты> предоставлена АОр «НП ЧРУ» с целью добычи подземных вод водозаборными скважинами , на <данные изъяты> месторождении для технологического водоснабжения предприятия. Срок действия лицензии с 03 июля 2013 года до 01 января 2030 года. Лицензионный участок предоставлен в пользование в виде двух участков недр со статусом горного отвода с уточненными границами общей площадью 0,71 га, с угловыми точками 1-5 и 1-4,1, максимальной глубиной 100,0 м. от поверхности земли.

В ходе осмотра территории, принадлежащей АОр «НП «ЧРУ», выявлено нарушение на промышленной площадке, где располагаются водозаборные скважины , , которое заключается в том, что территория первого пояса зоны санитарной охраны располагается на расстоянии 50 м., частично ограждена забором, что согласно санитарно-эпидемиологического заключения <данные изъяты> от 26 марта 2001 года, является нарушением мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов. Также на территории находится старое нерабочее железное оборудование, нахождение которого не допустимо на участке размещения водозаборных скважин.

В нарушение установленных требований, зоны санитарной охраны водозаборных скважин , , месторождения «<данные изъяты>», используемые АОр «НП ЧРУ» на основании Лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> от 03 июля 2013 года, должным образом не организованны.

Неприятие недропользователем мер к охране подземных вод создает угрозу их загрязнения подземных водных ресурсов на территории указанного района.

В связи с указанными обстоятельствами АОр НП «ЧРУ» привлечено к административной ответственности по статье 8.9 КоАП РФ.

Факт совершения АОр НП «ЧРУ» административного правонарушения и виновность в совершении указанного административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09.04.2021, приказом о проведении плановой выездной проверки от 19.01.2021 года , уведомлением о проведении плановой выездной проверки от 25.01.2021 года , актом проверки от 19.02.2021 года с фототаблицей, лицензией на право пользования недрами , условиями пользования недрами при добыче подземных вод водозаборными скважинами , , протоколом лабораторных исследований, протоколом Территориальной комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых по Челябинской области , актом проверки от 16.03.2021 года, иными материалами дела которым должностным лицом была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, что обоснованно послужило основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.

Пересматривая обжалуемые постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.9 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о наличии инкриминируемого состава административного правонарушения, в действиях АОр НП «ЧРУ», что подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами, объективность и достоверность которых сомнений не вызывает.

Повторно заявленный довод жалобы о том, что вывод суда о необходимости соблюдения требований, предъявляемых к ЗСО, поскольку требования СанПиН 2.1.4.1110-02 на скважины не распространяются, отклоняется.

В силу части 1 статьи 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Источники водоснабжения должны быть защищены от загрязнения и засорения. Для этой цели устанавливаются зоны санитарной охраны.

Условиями пользования недрами (пп. а, б, г, и, к п. 3.2), приложение № 1 к лицензии <данные изъяты>, предусмотрено, что пользователь недр обязан соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недр, соблюдать требование технического проекта и технической документации, предотвращать загрязнение недр при проведении всех видов работ, недопущение загрязнения недр при добыче подземных вод и сбросов сточных вод, а также недопущение размещения отходов производства и потребления в гранитах предоставленной горного отвода.

АОр НП «ЧРУ» осуществлялось пользование недрами месторождения Увельско-Механическое на основании лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами от 07 марта 2006 года. Предприятием разработан и утвержден Проект водозабора участка «<данные изъяты>». Проект водозабора составлен для проведения разработки «<данные изъяты>» месторождения подземных вод и содержит мероприятия по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а так же ликвидации последствий указанных процессов. Лицензия от 07 марта 2006 года, на основании которой был разработан водозаборный проект, аннулирована, по причине отказа владельца от лицензии и прекратила свое действие 18 июня 2013 года.

В нарушение установленных требований зоны санитарной охраны водозаборных скважин , месторождения «<данные изъяты>», используемые АОр «НП ЧРУ» на основании лицензии на право пользования недрами от 03 июля 2013 года, должным образом не организованны.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения основаны на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Материалы дела об административном правонарушении содержат доказательства, подтверждающие указанные нарушения.

Позиция подателя жалобы, выраженная в том, что постановление является незаконным, поскольку вынесено с процессуальными нарушениями отклоняется, поскольку судом не усматривается допущение процессуальных нарушений.

Постановление, которым АОр НП «ЧРУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, соответствует требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в нем подробно изложено существо правонарушения, приведены нормы закона, нарушение которых вменяется юридическому лицу.

Так же не принимается довод о несоответствии постановления нормам действующего законодательства, поскольку не определена дата и время совершения правонарушения.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Из протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении следует, что административное правонарушение выявлено в ходе проведения плановой выездной проверки, что подтверждается актом проверки от 13 марта 2021 года.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.

Иные доводы жалобы, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и свидетельствуют о желании избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, и являются способом защиты правонарушителя.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, наказание назначено в пределах санкции статьи 8.9 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья областного суда

р е ш и л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 мая 2021 года и решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 26 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АОр «НП «ЧРУ» оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Е.Н. Майорова