Дело № 7-286(2)/2020
Судья Морозов А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 15 июня 2020 года
Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии г. Тамбова № 1217 от 11 декабря 2019 года и решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 18 мая 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 155 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области»,
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии г. Тамбова № 1217 от 11 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Тамбова от 18 мая 2020 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 155 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области», и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, ФИО1 просит отменить указанные постановление административной комиссии и решение судьи районного суда.
Ссылается на то, что он не был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, чем было нарушено его право на защиту. Кроме того, протокол был составлен в двух экземплярах, которые отличаются друг от друга.
Полагает, что проверка контрольным комитетом администрации города была проведена поверхностно, в частности не были опрошены соседи по лестничной площадке в целях подтверждения факта его невиновности в совершении административного правонарушения.
Ссылается на то, что в период с 4 ноября 2019 года по 7 ноября 2019 года он находился в гостях у своей сестры в г. *** Саратовской области, соответственно не мог совершить вмененного административного правонарушения.
Факт наличия тишины в его квартире в день предполагаемого административного правонарушения был зафиксирован сотрудниками полиции, которые приехали на выезд по обращению соседей.
Считает необоснованным отказ судьи в удовлетворении его ходатайства о вызове в судебное заседание свидетелей.
ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явился, в жалобе просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 13 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 155 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» установлена административная ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в населенных пунктах в ночное время (с 23 до 7 часов), в жилых домах, в том числе в индивидуальном частном жилом секторе, в местах общего пользования жилых домов, в том числе подъездах и придомовых (дворовых) территориях, в помещениях, на прилегающих к ним территориях и в местах общего пользования образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих полустационарное, стационарное социальное обслуживание, медицинских организаций, а равно в помещениях, на прилегающих к ним территориях и в местах общего пользования гостиниц, домов отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, туристических баз, кемпингов и иных мест временного размещения туристов и отдыхающих граждан, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела усматривается, что 27 ноября 2019 года главным специалистом отдела административно-технического контроля контрольного комитета администрации г. Тамбова Тамбовской области в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 155 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» (л.д. 8).
Согласно данному протоколу 5 ноября 2019 года в 23 часа 45 минут установлено, что ФИО1 слушал громкую музыку в квартире по адресу: ***, чем мешал отдыху соседей в ночное время.
Данный протокол составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, его копия направлена в адрес ФИО1 и получена им 2 декабря 2019 года (л.д. 160).
Также в материалах дела имеется второй протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 155 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области», составленный 27 ноября 2019 года главным специалистом отдела административно-технического контроля контрольного комитета администрации г. Тамбова Тамбовской области в отношении ФИО2 (л.д. 16).
Согласно данному протоколу 5 ноября 2019 года в 23 часа 45 минут установлено, что ФИО1 слушал громкую музыку, стучал по полу, громко кричал в квартире по адресу: ***, чем мешал отдыху соседей в ночное время.
Данный протокол составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, его копия направлена в адрес ФИО1 и получена им 8 декабря 2019 года (л.д. 161).
Постановлением административной комиссии г. Тамбова № 1217 от 11 декабря 2019 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 13 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 155 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» в связи с тем, что 5 ноября 2019 года в 23 часа 45 минут он по адресу: *** громко включал звуковоспроизводящую аппаратуру (слушал) музыку, стучал по полу, кричал, чем нарушал тишину и покой граждан.
Судья Советского районного суда г. Тамбова с выводами административной комиссии г. Тамбова и принятым ею решением согласился.
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе время его составления, событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
При этом в силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений приведенных выше норм, изменение, дополнение сведений, ранее отраженных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Как указано выше, по настоящему делу 27 ноября 2019 года в отношении ФИО1 было составлено два протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 155 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области», при этом во второй протокол были внесены изменения относительно событий вмененного административного правонарушения, указанных в первом протоколе. При этом данные изменения были внесены без участия лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, а также ФИО1 не был извещен о месте и времени их внесения.
Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено составление нескольких протоколов об административном правонарушении по факту одного неправомерного действия (бездействия).
Пунктом 3 статьи 29.1 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Несоблюдение требований названного Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решений, принятых административной комиссией г. Тамбова и судьей Советского районного суда г. Тамбова, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статьей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии г. Тамбова № 1217 от 11 декабря 2019 года и решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 18 мая 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 155 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области», не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление административной комиссии г. Тамбова № 1217 от 11 декабря 2019 года и решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 18 мая 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 155 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
Судья В.В. Баранов