Судья – Мокрушин О.А.
Дело № 7-288-2017 (21-181/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 28 февраля 2017 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием защитника Калашниковой Я.З., представителя Главного управления МЧС России по Пермскому краю Белопухова С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя товарищества собственников жилья «Мира 70В» - Куртеева В.А. на решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 26 января 2017 года, постановление государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору № ** от 6 декабря 2016 года, по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Куртеева Вячеслава Александровича,
установил:
постановлением государственного инспектора по пожарному надзору г. Перми № ** от 06.12.2016 председатель ТСЖ «Мира 70В» Куртеев В.А. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 26.01.2017, вынесенным по результатам пересмотра дела по жалобе Куртеева В.А., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Куртеев В.А. просит отменить состоявшиеся по делу акты, полагая их незаконными и необоснованными, с учетом его имущественного положения назначить наказание с применением части 2.2. статьи 4.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.
В судебном заседании в краевом суде защитник Калашникова Я.З. жалобу поддержала.
Куртеев В.А., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал.
Представитель Главного управления МЧС России по Пермскому краю Белопухов С.В., полагал доводы жалобы необоснованными, жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц,исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ - за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ - за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила противопожарного режима), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки ТСЖ «Мира 70В» 25.11.2016 в здании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 70В, выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Плановая выездная проверка проведена на основании распоряжения начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми С. от 24.10.2016 № 781.
Проверка проводилась с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности. Срок проведения проверки указанным распоряжением установлен 18 рабочих дней – с 07.11.2016 по 30.11.2016. Сроки проведения проверки не нарушены. Копия распоряжения о проведении проверки вручена Куртееву В.А. 31.10.2016. При проведении проверки Куртеев В.А. присутствовал. По результатам проверки составлен акт проверки от 30.11.2016 № **, протокол осмотра от 25.11.2016 г. В отношении руководителя юридического лица Куртеева В.А. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы судьей краевого суда грубых нарушений требований Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении плановой выездной проверки, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, не установлено.
Выявленные нарушения изложены как в акте проверки от 30.11.2016 № **, так и в протоколах об административных правонарушениях от 30.11.2016 № **, **, **.
Актом проверки № ** от 30.11.2016 в здании ТСЖ «Мира 70В» выявлены нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности: пунктов 20, 23 подпункт «е», 24, 36 подпункт «б», 42 подпункт «в», 55, 57, 58, 475, 478 Правил противопожарного режима утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390; статьи 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; статей 4, 6, 54, 80, 83, 87, 88 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пунктов 6.17, 6.18, 6.27 СНиП 21-01-97*; СП 5.13130.2009 пунктов 1, 2 Приложения А; пункты 1, 4 НПБ 110-03; пункт 6.39 таблицы 10* СНиП 2.07.01-89*; подпункта «к» пункта 26 Постановления Праивтельства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»; пунктов 12.55, 12,66 норм пожарной безопасности № 88-2001 «Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; пункта 2.2.7 РД 009-01-96 «Система руководящих документов по пожарной автоматике. Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Куртеева В.А. к административной ответственности.
Как следует из акта проверки, протоколов об административных правонарушениях и постановления государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору от 06.12.2016, Куртеев В.А. допустил нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно: предел огнестойкости строительных конструкций, выполняющих функцию противопожарных преград, не соответствует требуемому; руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений электрощитовой, технического этажа, лифтовой, согласно техническому паспорту здания, обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны; помещения общего пользования жилого дома не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (помещение УК «Жилкомстрой»); не проводятся эксплуатационные испытания ограждений на крыше не реже 1 раза в 5 лет; расстояние от наземной открытой стоянки, предназначенной для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до жилого дома, составляет менее 10 метров; в проекте отсутствует текстовая часть с описанием и алгоритмом работы оборудования пожарной сигнализации; на объекте защиты отсутствует запас извещателей и извещателей ручных для замены неисправных или выработавших свой ресурс в количестве не менее 10 % от установленных, чем нарушены требования статей 4, 6, 46, 54, 80, 87, 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пункты 20, 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пункт 1.2. Приложения А НПБ 110-03 п. 1, 4, п. 6.39 таблица 10* СНиП 2.07.01-89*, п.п. «к» п. 26 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 12.11.2016) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», п. 2.2.7. РД 009-01-96 «Система руководящих документов по пожарной автоматике. Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания».
Также Куртеев В.А. допустил нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно: не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами (с 1 по 16 этажи); не организовано проведение проверки работоспособности не реже двух раз в год внутреннего противопожарного водопровода, отсутствует договор с лицензированной организацией; пожарная насосная установка (насосы повысители) на момент проведения проверки находилась в отключенном состоянии (щит управления отключён от сети электропитания); задвижки, соединяющие насосы с внутренним противопожарным водоснабжением, перекрыты; в помещении, где установлена пожарная насосная установка, отсутствует схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов; в помещениях технического этажа, в помещениях, эксплуатируемых УК «Жилкомстрой», эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; огнетушители, расположенные в помещениях поста охраны, не имеют порядкового номера; неисправен один из двух огнетушителей, расположенный в помещении поста охраны, чем нарушены пункты 42, 55, 57, 58, 475, 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, и нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно: двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров не оборудованы уплотнениями в притворах (1-14 этажи); на двери эвакуационного выхода из поэтажного коридора неисправно устройство для самозакрывания (4 этаж); в незадымляемой лестничной клетке на путях эвакуации установлены приборы отопления на высоте менее 2 метров (фактически 1,65 м.), сужающие нормативную ширину путей эвакуации (1-10 этажи); на 3-5, 8-13 этажах допускается хранение посторонних предметов на путях эвакуации на межквартирных площадках (велосипеды, самокаты, снегокаты, деревянные и пластиковые ящики); на балконе 2 этажа, между незадымляемой лестничной клеткой и межквартирной площадкой, на путях эвакуации расположена деревянная стремянка; на 1 этаже двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания; оборудование пожарной сигнализации, установленное в помещении № 4, не соответствует проекту; на 5 этаже в коридоре извещатель 2.1 после перепланировки наполовину закрыт перегородкой; в помещении, где находится приемно-контрольный прибор АПС, аварийное освещение отсутствует; в помещении № 4 ШС силовые кабеля электроприборов проложены в одном коробе; при переходе пожарной сигнализации в режим «ПОЖАР» не открывается электромагнитный замок на эвакуационном выходе (главный вход), чем нарушены требования статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статьи 4, 83, п.п. 5 п. 1 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункты 6.17, 6.18, 6.27 СНиП 21-01-97*, п.п. «е» пункта 23, пункт 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пункты 12.55, 12.66 Нормы пожарной безопасности № 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».
При рассмотрении дела об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении должностным лицом Куртеевым В.А. административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Выводы судьи о доказанности составов административных правонарушений являются мотивированными и не оспариваются Куртеевым В.А.
Доводы жалобы не влекут отмену или изменение состоявшихся по делу актов.
Куртеев В.А. обоснованно привлечен к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ как должностное лицо, так как, являясь председателем правления юридического лица – ТСЖ «Мира 70В» на основании статей 147-149 Жилищного кодекса РФ выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 данной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из материалов дела усматривается, что нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, проведенной 25.11.2016, были допущены в результате бездействия, эти нарушения установлены в рамках одной проверки. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки, подведомственно одному должностному лицу.
Лицо, совершившее в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежит привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 названного Кодекса, в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Указанные положения закона были соблюдены должностным лицом при рассмотрении дела в отношении Куртеева В.А., наказание назначено в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Оснований для признания назначенного Куртееву В.А., административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и смягчения наказания, в том числе по доводам жалобы, не имеется, назначенное административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенных им административных правонарушений.
Доводы жалобы о назначении наказания менее минимального размера административного штрафа предусмотренного санкцией части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в связи с низким доходом отмену, изменение решения и постановления не влекут, поскольку в силу прямого указания закона (часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ) возможность назначения административного штрафа менее минимального размера отсутствует, поскольку минимальный размер административного штрафа для должностного лица по части 4 статьи 20.4. КоАП РФ составляет менее пятидесяти тысяч рублей. Представленные документы о
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Куртеева В.А. допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения судьи районного суда и постановления должностного лица не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 26 января 2017 года, постановление государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору № 177 от 6 декабря 2016 года оставить без изменения, жалобу Куртеева В.А. - без удовлетворения.
Судья – (подпись)