ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-289 от 25.07.2016 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Изюмов В.В. Дело № 7-289

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 25 июля 2016 года

Судья Костромского областного суда Кадочникова Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу МБУ «Центр народной культуры» городского округа г. Мантурово на постановление Мантуровского районного суда Костромской области от 17 июня 2016 года, которым МБУ «Центр народной культуры» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде предупреждения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы,

у с т а н о в и л:

Постановлением Мантуровского районного суда Костромской области от 17 июня 2016 года МБУ «Центр народной культуры» признано виновным в том, что оно осуществляло образовательную деятельность в сфере дополнительного образования без лицензии, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1ст. 19.20 КоАП РФ.

В жалобе, направленной в Костромской областной суд, директор МБУ «Центр народной культуры» просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить, поскольку в действиях МБУ «Центр народной культуры» отсутствует состав правонарушения, мотивируя свою позицию тем, что судом постановление вынесено без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела. В действиях МБУ «Центр народной культуры» отсутствует вина. Кроме того, лицензируемая образовательная деятельность включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ согласно перечня указанного в Положении о лицензировании образовательной деятельности, в данном перечне нет кружков и спортивных секций. Кружки и секции - это формы организации образовательного процесса реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также они могут быть формами внеурочной деятельности, а внеурочная деятельность не лицензируется.

В возражениях на жалобу межрайонный прокурор Хрусталев А.А. указал, что доводы жалобы об отсутствии в действиях МБУ «Центр народной культуры» состава правонарушения, в связи с тем, что в Положении о лицензировании образовательной деятельности отсутствует указание на лицензирование внеурочной деятельности в виде кружков и секций, являются несостоятельными, т.к. установлено, что Центр осуществляет работу по обучению лоскутной технике, росписи по дереву, вышивке бисером, плетения из бересты, секция по рукопашному бою, художественное слово, которыми руководят отдельные сотрудники Центра с педагогическим образованием. Работа студий проводится по утвержденному директором расписанию. Материалами дела и показаниями директора подтверждается, что деятельность Центра направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, на организацию свободного времени, т.е. Центр осуществляет дополнительную образовательную деятельность, которая требует лицензирования. Просит постановление суда оставить без изменения, жалобу директора Центра без удовлетворения.

В судебное заседание представитель МБУ «Центр народной культуры» не явился, о времени и месте заседания был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы, не заявлял.

Прокурор Соколова Ю.А. в судебном заседании просила постановление суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указав, что работа секций и кружков МБУ «Центр народной культуры» выстроена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Работа спланирована, ведется по расписанию, ведется учет детей, ведется учет посещаемости. Тот факт, что МБУ «Центр народной культуры» не выдает документов об итоговой аттестации, не свидетельствует о том, что данная организация не ведет образовательную деятельность. Полагает, что в работе МБУ «Центр народной культуры» имеются явные признаки дополнительной образовательной деятельности, а указанная деятельность требует обязательного лицензирования.

В судебном заседании был допрошен Представитель Департамента образования и науки Костромской области ФИО4 (начальник управления по государственному контролю (надзору) в сфере образования), которая указала, что согласно позиции МБУ «Центр народной культуры» они занимаются внеурочной деятельностью, которая не требует лицензирования. Однако, согласно Письма Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 года № 03-255 « О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» - внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. То есть внеурочная деятельность является частью образовательной программы. В данном случае МБУ «Центр народной культуры» осуществляет не разовые мероприятия по обучению, в Центре составлен план работы на целый учебный год, с сентября по май месяцы. Кроме того, по некоторым темам обучение осуществляется не один год, как, например, обучение лоскутной технике. Кроме того, согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» образовательная деятельность может осуществляться разными объединениями - кружки, секции, студии. А указанные объединения в Центре есть. Таким образом, лицензирование деятельности Центра является обязательным, т.к. они занимаются именно образовательной деятельностью в сфере дополнительного образования в соответствии с Законом «Об образовании». Ранее выдавалась лицензия конкретно на осуществление дополнительной образовательной деятельности, и указывался перечень программ, в настоящее время в лицензии лишь указывается подвид дополнительной образовательной деятельности. Никаких препятствий для получения лицензии не имеется.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам:

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства об образовании и закона о лицензировании отдельных видов деятельности в МБУ «Центр народной культуры». Проверкой был установлен факт осуществления МБУ «Центр народной культуры» образовательной деятельности в сфере дополнительного образования, а именно: обучение лоскутной техники, росписи по дереву, вышивке бисером, плетения из бересты, секция по рукопашному бою, без лицензии, при этом студиями в МБУ «Центр народной культуры» руководят сотрудники МБУ с педагогическим образованием, по каждой студии ее руководителем ведется учет посещения гражданами; учет занятий отдельно по направлениям; работа студий проводится по утвержденному директором расписанию на конкретный учебный год с сентября по май, в летний период сотрудники МБУ организуют различные развлекательные, игровые мероприятия в пришкольных детских оздоровительных лагерях и детских площадках.

Осуществление указанной образовательной деятельности без лицензии влечет административную ответственность по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Факт совершения МБУ «Центр народной культуры» правонарушения подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.); объяснением директора ФИО5, согласно которого МБУ «Центр народной культуры» осуществляет организацию досуга населения, изучение истории развития народных промыслов и ремесел, организует работу студий, кружков, мастерских про обучению различных возрастных категорий ремеслам и народному творчеству и другие мероприятия, студиями руководят сотрудники с педагогическим образованием, по каждой студии ведется учет посещения гражданами, учет занятий, работа проводится по расписанию на период с сентября по май, в связи с переименованием учреждения, изменением Устава, изменением адреса осуществления деятельности, за лицензией не обращались (л.д.); выпиской налоговой инспекции, согласно которой МБУ «Центр народной культуры» городского округа <адрес> осуществляет деятельность по дополнительному образованию детей (л.д); Уставом МБУ «Центр народной культуры», согласно которого МБУ выполняет работы, оказывает услуги и осуществляет иные мероприятия, направленные на создание условий для развития любительского искусства и самодеятельного художественного творчества, организационное, информационное, методическое и научно-методическое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы, ведет занятия в клубах, кружках секциях.

Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Согласно ч.1 ст. 91 этого же закона - образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об образовании» дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Согласно п. 40 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - образовательная деятельность подлежит лицензированию.

С учетом анализа имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также конкретных обстоятельств дела, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, судья пришел к выводу о привлечении МБУ «Центр народной культуры» к административной ответственности по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку указанной организацией осуществляется дополнительное образование, т.е. воспитание и обучение детей и взрослых по образовательным программам, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, на удовлетворение образовательных потребностей и интересов, в соответствии с требованиями Закона «Об образовании».

Доводы жалобы о том, что МБУ «Центр народной культуры» занимается внеурочной деятельностью, которая не лицензируется, а кроме того, в организации работают кружки и секции, которые не входят в перечень образовательных услуг, указанных в Приложении о лицензировании образовательной деятельности, в связи с чем им не требуется лицензия, несостоятельны.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению. В приложении к указанному Положению в перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ включена, в том числе, реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним, определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» - организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.

Согласно письма Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 года № 03-255 « О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» - внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Как следует из материалов дела, МБУ «Центр народной культуры» осуществляет дополнительное образование детей по художественно-эстетической направленности, спортивной направленности, а именно: обучение лоскутной технике, обучение росписи по дереву, обучение вышивке бисером, обучение плетению из бересты, работа секции по рукопашному бою, т.е. деятельность по реализации образовательных программ; обучение осуществляется в секциях и кружках, организация определяет работу студий, кружков и секций по расписанию на конкретный учебный год, отдельно по направлениям, руководят студиями сотрудники с педагогическим образованием и вся эта деятельность направлена на создание условий для развития интересов детей и взрослых, на удовлетворение образовательных потребностей и интересов детей и взрослых.

Кроме того, представитель Департамента образования и науки Костромской области, занимающийся, в том числе, вопросами лицензирования образовательной деятельности пояснил, что лицензирование деятельности МБУ «Центр народной культуры» является обязательным.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что МУБ «Центр народной культуры» осуществляет образовательную деятельность в сфере дополнительного образования на что требуется лицензия.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, дал правильную юридическую оценку действиям МБУ «Центр народной культуры», и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о виновности МБУ «Центр народной культуры» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Наказание назначено в соответствии санкцией статьи, с учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих обстоятельств.

Таким образом, каких-либо оснований для отмены или изменения постановления судьи по доводам жалобы, не имеется.

Вместе с тем, судья допустил техническую ошибку, датируя свое постановление 2015 годом, поскольку правонарушение и рассмотрение административного дела имело место в 2016 году. В этой части постановление судьи подлежит уточнению.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление судьи Мантуровского районного суда Костромской области от 17 июня 2016 года делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении МБУ «Центр народной культуры» оставить без изменения, а жалобу директора МБУ «Центр народной культуры» - без удовлетворения,

уточнив дату вынесения постановления, указав 17 июня 2016 года.

Судья: Е.В. Кадочникова