ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-28/2018Г от 03.05.2018 Липецкого областного суда (Липецкая область)

6

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Баранов И.В. дело № 7-28/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Липецкого областного суда Поддымов А.В., рассмотрев жалобу управления дорог и транспорта Липецкой области на постановление судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 5 марта 2018 года, вынесенное в отношении управления дорог и транспорта Липецкой области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 5 марта 2018 года управление дорог и транспорта Липецкой области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в сумме 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, управление дорог и транспорта Липецкой области просит отменить постановление судьи, считая его незаконным. Указывает на то, что управление дорог и транспорта Липецкой области не является субъектом вмененного административного правонарушения в связи с тем, что областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области» осуществляет содержание и капитальный ремонт региональной автомобильной дороги Ключ Жизни - примыкание к федеральной автомобильной дороги общего пользования класса М-4 «Дон».

Выслушав защитников управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО1 и ФИО2, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления судьи по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Как следует из материалов дела, 13 декабря 2017 года в 17 часов 25 минут государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Елецкому району в связи с происшедшим дорожно-транспортным происшествием проведен осмотр участка региональной автомобильной дороги Ключ Жизни - примыкание к федеральной автомобильной дороги общего пользования класса М-4 «Дон» (идентификационный номер ) в районе дома № по ул. <адрес> п. Газопровод Елецкого района Липецкой <адрес> (2 км. автодороги).

Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 13 декабря 2017 г. в ходе осмотра выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанной дороги, а именно: отсутствует освещение; отсутствует либо слаборазличима горизонтальная дорожная разметка; отсутствуют тротуар либо пешеходная дорожка.

Полагая, что данные нарушения допущены в результате бездействия управления дорог и транспорта Липецкой области и вопреки требованиям п.6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004, п.4.5.1.1, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-93, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", должностным лицом административного органа в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения судьей городского суда управления дорог и транспорта Липецкой области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Однако с выводом судьи городского суда о виновности управления дорог и транспорта Липецкой области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 10-12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению об управлении дорог и транспорта Липецкой области, утвержденному распоряжением администрации Липецкой области от 20 июня 2012 года N 267-р, Управление является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области, осуществляющим функции в сфере дорожного хозяйства, транспорта в пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктами 2.1.26, 2.1.49 указанного Положения к функциям Управления отнесено: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения, пропускной способности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

К числу перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

Постановлением администрации Липецкой области от 14 декабря 2016 года N 495 создано областное казенное учреждение "Дорожное агентство Липецкой области" (далее – ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области", учреждение).

Согласно п.2 названного Постановления основной целью деятельности ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" является обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В силу пункта 2.1 Устава учреждения предметом его деятельности является осуществление в пределах определенных указанным Уставом полномочий исполнительных органов государственной власти Липецкой области в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на них, обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территории Липецкой области.

Согласно пункту 2.2 Устава учреждения целями его деятельности являются обеспечение сохранности и управление дорожным хозяйством Липецкой области, в том числе, переданными учреждению автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значений и сооружений на них, и имуществом, являющимся областной собственностью; реализация экономической, инвестиционной, научно-технической политики в сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значений и осуществления дорожной деятельности; организация дорожной деятельности на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значений и искусственных сооружений на них, за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств; обеспечение, в пределах своей компетенции, безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значений.

В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.14, 2.3.24 Устава учреждение для достижения указанных целей осуществляет управление дорожным хозяйством Липецкой области, в том числе переданными ему в оперативное управление автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значений и искусственными сооружениями на них и имуществом, являющимся областной собственностью; осуществляет эксплуатацию автомагистралей, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значений Липецкой области и дорожных сооружений (мостов, тоннелей, путепроводов и т.п.), а также иных проездов для автомобилей, имеющих твердое покрытие; организует выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомагистралей, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значений, искусственных сооружений на них, за счет и в пределах финансовых средств, выделенных на эти цели; осуществляет функции получателя средств областного бюджета, направляемых на цели проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, развития дорожной инфраструктуры Липецкой области, содержание и управление дорожным хозяйством, обеспечивая результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; готовит расчеты и обосновывает потребность учреждения в финансовых ресурсах на очередной финансовых год и на плановый период; участвует в разработке проекта бюджетных расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и подготовке отчетов по их использованию; обеспечивает сохранность, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значений и искусственных сооружений на них, повышение их пропускной способности, безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам на территории Липецкой области; осуществляет анализ дорожно-транспортных происшествий, в том числе связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, разработку и реализацию мер по повышению безопасности дорожного движения; осуществляет функции государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Липецкой области, в том числе при строительстве, реконструкции, ремонте, капитальном ремонте, содержании и эксплуатации автомобильных дорог Липецкой области.

Согласно пункту 3.5 Устава учреждение обязано обеспечивать исполнение целей, предмета и видов деятельности, установленных настоящим Уставом.

В соответствии с пунктом 3.6 Устава учреждение несет ответственность за нарушения требований, установленных настоящим Уставом и законодательством.

Согласно п.3 постановления администрации Липецкой области от 14 декабря 2016 года N 495, п.1.5 Устава функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет управление дорог и транспорта Липецкой области.

Таким образом, к полномочиям ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" отнесено непосредственное осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значений Липецкой области.

Как следует из материалов дела, 30 марта 2017 года между управлением дорог и транспорта Липецкой области и областным государственным унитарным предприятием «Липецкдоравтоцентр» заключен государственный контракт от 30 марта 2017 года, в соответствии с условиями которого ОГУП «Липецкдоравтоцентр» приняло на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в 2017-2019 годах в Елецком, Краснинском, Задонском и Становлянском районах Липецкой области.

Дополнительными соглашениями №1 и №2 к указанному контракту от 5 апреля 2017 года и от 17 апреля 2017 года в связи с наделением в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 14 декабря 2016 года N 495 ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" полномочиями государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Липецкой области, в том числе при строительстве, реконструкции, ремонте, капитальном ремонте, содержании и эксплуатации автомобильных дорог регионального или межмуниципального значений Липецкой области, произведена замена заказчика управление дорог и транспорта Липецкой области на ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области".

Согласно акту о приемке выполненных работ за июль 2017 года ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" были приняты работы по нанесению дорожной разметки, выполненные ОГУП «Липецкдоравтоцентр» на указанном участке дороги.

Из распоряжения администрации Липецкой области от 21 февраля 2017 года №47-р «О принятии решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из областного бюджета в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Липецкой области» следует, что бюджетные инвестиции из областного бюджета в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Липецкой области (реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального значений Липецкой области, устройство на них линий наружного освещения, строительство мостового перехода) осуществляются государственному заказчику ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области".

Согласно справке управления дорог и транспорта Липецкой области от 26 апреля 2018 года №138 за период с 31 марта 2017 года по 26 апреля 2018 года управление дорог и транспорта Липецкой области государственные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог регионального или межмуниципального значений Липецкой области не заключались. В соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 14 декабря 2016 года N 495 и Уставом ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" осуществляет функции государственного заказчика на закупку работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значений Липецкой области.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что управление дорог и транспорта Липецкой области не является лицом, осуществляющим содержание и капитальный ремонт региональной автомобильной дороги Ключ Жизни - примыкание к федеральной автомобильной дороги общего пользования класса М-4 «Дон» (идентификационный номер ), на участке которой были выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанной дороги.

В целях обеспечения выполнения работ по содержанию и капитальному ремонту автомобильных дорог создано ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области". Данное учреждение является лицом, ответственным за содержание и капитальный ремонт указанной автомобильной дороги. ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" предоставлены полномочия по подготовке расчетов и обоснованию потребности учреждения в финансовых ресурсах на очередной финансовых год и на плановый период; участию в разработке проекта бюджетных расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог; осуществлению анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, разработке и реализации мер по повышению безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах управление дорог и транспорта Липецкой области не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, постановление судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 5 марта 2018 года подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 05 марта 2018 года, вынесенное в отношении управления дорог и транспорта Липецкой области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья (подпись) А.В. Поддымов

Верно:

Судья

Секретарь