Дело № 7-295(2)/2023
Судья Михкельсон О.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 29 ноября 2023 года
Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 мая 2023 года и решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 28 августа 2023 года, вынесенные в отношении должностного лица - начальника отдела реализации проектов администрации г. Мичуринска Тамбовской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением прокурора г. Мичуринска Тамбовской области от 30 января 2023 года в отношении должностного лица - начальника отдела реализации проектов администрации г. Мичуринска Тамбовской области ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Данное постановление и материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России).
Постановлением руководителя Тамбовского УФАС России от 24 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 28 августа 2023 года, начальник отдела реализации проектов администрации г. Мичуринска Тамбовской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, заявитель просит названные постановление должностного лица от 24 мая 2023 года и решение судьи городского суда от 28 августа 2023 года отменить, ссылаясь на их незаконность.
Указывает, что при рассмотрении дела судьей городского суда не изучены в полном объеме положения контракта от 10 февраля 2022 г., заключенного между отделом реализации проектов администрации г. Мичуринска Тамбовской области и ООО «Дорспецстрой», и ряд дополнительных соглашений, размещенных в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок. Между тем, дополнительными соглашениями предусмотрено, что акты за выполнение работ в счет погашения аванса предоставляются в последнюю очередь перед закрытием контракта, что в итоге было выполнено.
Ссылается на то, что акты приемки выполненных работ формы КС-2 были пронумерованы, подписаны и размещены в единой информационной системе в сфере закупок. В соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» названные акты, сформулированные подрядчиком, изначально не подписываются усиленной электронной подписью, данная подпись ставится только после их проверки заказчиком. При этом акты формы КС-2 и КС-3 и акты выполненных работ, подписанные усиленной электронной подписью, это разные документы.
Автор жалобы ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явился, ходатайство об отложении слушания дела им не заявлено, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тамбовского УФАС России ФИО2, считавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Порядок электронной приемки установлен в части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В силу ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 10 февраля 2022 г. отделом реализации проектов администрации г. Мичуринска Тамбовской области (далее - заказчик) с ООО «Дорспецстрой» (далее - подрядчик) по итогам проведения электронного аукциона № 0164200003022000001 заключен муниципальный контракт № 02/02-2022 на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Мичуринск Тамбовской области по объекту: «Строительство водозаборного узла учхоз Роща в г. Мичуринске Тамбовской области на сумму 9 952 252, 37 рублей (далее - контракт).
Согласно п. 4.1 контракта срок выполнения работ: «начало выполнения работ: с 15 мая 2022 г. Общий срок выполнения работ: 200 календарных дней, включая сдачу-приемку работ: срок выполнения работ подрядчиком: 195 календарных дней с момента заключения контракта в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 4 к контракту); итоговая приемка работ заказчиком: 5 календарных дней, включая устранение подрядчиком замечаний, выявленных в ходе приемки работ заказчиком».
Дополнительным соглашением № 5 от 03 ноября 2022 г. к контракту в связи с изменением объема работ и корректировкой сметной документации цена контракта изменена и составила 15 240 675,52 рубля (п. 2.1 контракта).
Также указанным дополнительным соглашением изменен пункт 2.4 контракта, а именно: «размер аванса по контракту предусмотрен в размере 49,9 % от цены контракта и составляет 7 605 097, 08 рублей. Выплата авансового платежа осуществляется заказчиком в срок по 30 ноября 2022 г. включительно. Перечисленный ранее аванс зачитывается при завершении работ в полном объеме».
Пунктом 2.5 контракта определено: «окончательный расчет между сторонами производится с зачетом всех ранее произведенных заказчиком по данному контракту платежей».
Дополнительным соглашением № 6 от 25 ноября 2022 г. к контракту пункт 2.3 контракта изложен в следующей редакции: «оплата выполненных работ производится заказчиком в российских рублях в размере выделенных бюджетных ассигнований в безналичной форме. Оплата работ по контракту осуществляется заказчиком за фактически выполненные работы на основании первичной документации и акта (-ов) о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки (-ок) о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и акта о приемке выполненных работ, сформированных в системе ЕИС без привязки к комплексам выполненных работ ранее установленным приложением № 1 к контракту. Срок оплаты заказчиком выполненных работ (их результатов), отдельных этапов исполнения контракта составляет не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненной работы в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе, акта о приемке выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика. При обнаружении в ходе сдачи-приемки недостатков оплата производиться после их устранения и подписания обеими сторонами соответствующего акта».
Пункт 5.4 контракта изложен в следующей редакции: «оплачивать выполненные по контракту работы на основании проектно-сметной документации контракта (приложение № 3 к контракту) и акта(-ов) о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки (-ок) о стоимости выполненных работ ранее установленным приложением № 1 к контракту не позднее 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Пункт 7.1 контракта изложен в следующей редакции: «приемка выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании проектно-сметной документации контракта (приложение № 3 к контракту) и акта(-ов) о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки (-ок) о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 без привязки к комплексам выполненных работ ранее установленным приложением № 1 к контракту в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В пункте 7.4 контракта установлено: «первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком строительно-монтажных работ (приложение № 4 к контракту) и графиком оплаты выполненных работ (приложение № 5 к контракту), по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном контрактом порядке, а также оформленный и подписанный в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Как установлено материалами дела, акты от 29 декабря 2022 г. №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 (форма КС-2) приемки выполненных работ по муниципальному контракту от 10 февраля 2022 г. № 02/02-2022 на общую сумму 7 605 097,08 рублей (далее - акты) сформированы заказчиком без использования единой информационной системы в сфере закупок и не подписаны усиленной электронной подписью заказчика.
Названные акты оформлены в бумажном виде и подписаны «живой подписью» от имени заказчика начальником отдела реализации проектов администрации г. Мичуринска ФИО1, что является нарушением пунктов 7.1, 7.4 контракта и положений ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе. В названных актах по форме КС-2 указаны работы, оплата по которым была произведена заказчиком в рамках авансирования на общую сумму 7 605 097,08 рублей на основании платежных поручений от 23.05.2022 г. № 164929 на сумму 88860,19 рублей, от 30.05.2023 г. № 205495 на сумму 4887266 рублей, от 15.11.2022 г. № 191931 на сумму 2628970,89 рублей.
Согласно п. 2.4 контракта: «перечисленный ранее аванс зачитывается при завершении работ в полном объеме».
В п. 2.5 контракта определено: «окончательный расчет между сторонами производится с зачетом всех ранее произведенных заказчиком по заключенному контракту платежей».
При этом суммы выплаченного аванса не вычитались из цены контракта при оплате выполненных работ после их приёмки. Фактически оплата по контракту произведена в полном объеме в ноябре-декабре 2022 года до подписания электронных актов выполненных работ: без учета аванса по акту выполненных работ № 2 от 29.11.2022 г. на сумму 3 533 563,16 рублей (в размере 100%) платежными поручениями от 30.11.2022 г. № 263942 на сумму 2 347 155,29 рублей, от 06.12.2022 г. № 293546 на сумму 1 186 407,87 рублей; с учетом аванса в сумме 3 423 180,75 рублей по акту выполненных работ № 3 от 29.12.2022 г. (сумма по акту 7 525 196,03 рублей) платежным поручением от 30.12.2022 г. № 491071 на сумму 4 102 015,28 рублей; зачтен аванс по работам в сумме 41812916,33 рублей, акты о выполнении которых №№ 1, 2, 3, 4 были подписаны 27.01.2023 г.
Окончательный расчет по контракту между сторонами осуществлен 30 декабря 2022 г. на основании подписанного 29 декабря 2022 г. в электронном виде в ЕИС акта выполненных работ № 3 от 29 декабря 2022 г.
Вместе с тем, уже после подписания данного акта выполненных работ № 3 сторонами по контакту подписаны акты выполненных работ №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, которые были сформированы без использования единой информационной системы (ЕИС) и не подписаны усиленной электронной подписью заказчика, но по которым произведена оплата в рамках авансирования в нарушение пунктов 2.3, 2.4 контракта.
Таким образом, окончательный расчет между сторонами по контракту произведен до зачета всех ранее произведенных заказчиком по контракту платежей, что нарушает пункт 2.5 контракта.
С учетом приведенных обстоятельств, заказчиком нарушены установленные в пунктах 2.3, 2.4, 2.5 контракта условия и порядок оплаты выполненных работ, в связи с чем в действиях заказчика установлено нарушение части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица заказчика - начальника отдела реализации проектов администрации г. Мичуринска Тамбовской области ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом ФИО1 указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; муниципальным контрактом № 02/02-2022 на выполнение работ по строительству объекта «Водозаборный узел учхоз Роща в г. Мичуринске Тамбовской области»; актами приемки выполненных работ от 29 декабря 2022 г. №№ 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 (форма КС-2) и платежными поручениями от 23 мая 2022 г. № 164929, от 30 мая 2022 г. № 205495, от 15 ноября 2022 г. № 191931; актом выполненных работ №2 от 29 ноября 2022 г. и платежными поручениями от 30 ноября 2022 г. № 263942, от 6 декабря 2022 г. № 293546; актом выполненных работ № 3 от 29 декабря 2022 г. и платежными поручениями от 30 декабря 2022 г. №491071, от 6 декабря 2022 г. № 293546 и иными материалами дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя о том, что акты приемки выполненных работ формы КС-2 были пронумерованы, подписаны и размещены в единой информационной системе в сфере закупок, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе названные акты, сформулированные подрядчиком, изначально не подписываются усиленной электронной подписью, данная подпись ставится только после их проверки заказчиком, не являются основанием для отмены принятых по делу актов.
Так, должностное лицо Тамбовского УФАС России в постановлении обоснованно исходило из того, что окончательный расчет по контракту между сторонами осуществлен 30 декабря 2022 г. на основании подписанного 29 декабря 2022 г. в электронном виде в ЕИС акта выполненных работ № 3 от 29 декабря 2022 г. Вместе с тем, уже после подписания данного акта выполненных работ № 3 сторонами по контакту подписаны акты выполненных работ №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, которые были сформированы без использования ЕИС и не подписаны усиленной электронной подписью заказчика, но по которым произведена оплата в рамках авансирования в нарушение пунктов 2.3, 2.4 контракта. 29 декабря 2022 г. заказчиком и подрядчиком после подписания актов №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 составлен и подписан акт № 1 приемки законченного строительством объекта по форме КС-11. Согласно п. 13 данного акта стоимость принимаемых основных фондов составила 15 240 675,52 рублей, что является полной стоимостью муниципального контракта № 02/02-2022 и свидетельствует о том, что работы сданы подрядчиком и приняты заказчиком в полном объеме 29 декабря 2022 г.
Окончательный расчет между сторонами по контракту произведен до зачета всех ранее произведенных заказчиком по контракту платежей, что является нарушением пункта 2.5 контракта, соответственно заказчиком также нарушены положения части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе в части соблюдения порядка электронной приемки выполненных работ.
Действия начальника отдела реализации проектов администрации г. Мичуринска Тамбовской области ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание названному лицу назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
постановление руководителя Тамбовского УФАС России от 24 мая 2023 года и решение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 28 августа 2023 года, вынесенные в отношении должностного лица - начальника отдела реализации проектов администрации г. Мичуринска Тамбовской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Баранов