Судья Хаматнурова О.В. Дело № 7 – 295/2022 РЕШЕНИЕ
15 июля 2022 года г. Томск
Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев жалобу защитника Администрации Орловского сельского поселения Дергачевой Е.С. на решение судьи Верхнекетского районного суда Томской области от 10 июня 2022 года, вынесенное в отношении Администрации Орловского сельского поселения по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области А. от 21.03.2022 Администрация Орловского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Верхнекетского районного суда Томской области от 10.06.2022 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитник Администрации Орловского сельского поселения Дергачева Е.С. обратилась в Томский областной суд с жалобой, в которой просит вынесенные по делу акты отменить, производство по делу прекратить. Доводы жалобы сводятся к тому, что на момент вынесения постановления от 21.03.2022 о привлечении Администрации поселения к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ Администрация Орловского сельского поселения письменно обращалась в адрес УФССП по Томской области 13.01.2022, где в обращении указывала о невозможности исполнения судебного решения в установленные судебным приставом-исполнителем сроки с приложением соответствующих документов. Отмечает, что приложенные к письменному обращению документы и изложенные в нем обстоятельства изучены при вынесении постановления должностным лицом, однако не признаны в качестве основания для освобождения от ответственности должника, поскольку должностным лицом по его запросу в декабре 2021 года получена информация от филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Томской области о том, что в адрес названной службы материалы, предназначенные для внесения в ЕГРН об объектах реестра границ Орловского сельского поселения, на 07.12.2021 не поступали. В жалобе выражает несогласие с оценкой доказательств по делу, данной судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы заявителя на постановление должностного лица. Отмечает, что судьей районного суда не приняты во внимание доводы защитника об обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда в установленный приставом-исполнителем срок. Полагает, что невиновность Администрации Орловского сельского поселения подтверждается письмом Администрации поселения от 13.01.2022 № 005, направленном в адрес Отдела судебных приставов по Томской области МОСП по ИОВИП, где, по мнению заявителя жалобы, изложены уважительный причины, в соответствии с которыми должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Законный представитель Администрации Орловского сельского поселения, защитники Дергачева Е.С., Бармин А.А., представитель прокуратуры Верхнекетского района Томской области, должностное лицо заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области А. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судья определил рассмотреть дело по жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к нижеследующему.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как следует из содержания ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч. 4 ст. 49 Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершать определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
В силу ст. 105, 113 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Верхнекетского районного суда Томской области от 26.02.2016 административный иск прокурора Верхнекетского района Томской области, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворен. Признано незаконным бездействие Администрации Орловского сельского поселения по непредставлению сведений в Государственный кадастр недвижимости, в том числе, сведений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территории: об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карту (план) объекта землеустройства. На Администрацию Орловского сельского поселения возложена обязанность в срок до 01.07.2017 разработать и представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области документы для внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий; об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карту (план) объекта землеустройства,
04.07.2017 в отношении Администрации Орловского сельского поселения возбуждено исполнительное производство /__/.
В связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 09.01.2018 о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей. Решением Верхнекетского районного суда Томской области от 09.02.2018 Администрация освобождена от взыскания исполнительского сбора.
Определениями Верхнекетского районного суда Томской области от 25.04.2017 и от 31.08.2018 Администрации Орловского сельского поселения дважды предоставлялась отсрочка исполнения решения Верхнекетского районного суда Томской области от 26.02.2016, до 01.12.2017 и до 31.12.2019 соответственно.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок, Администрация Орловского сельского поселения 21.09.2020 была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано в принятых по делу актах, ранее Администрация Орловского сельского поселения привлекалась к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ: 23.06.2021, 12.08.2021, 16.02.2022 (трижды в указанные даты).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.11.2021 Администрации Орловского сельского поселения установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 14.01.2022.
24.02.2022 судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, вновь установленный после наложения административного штрафа, составлен протокол № 502 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которому уполномоченным должностным лицом 21.03.2022 вынесено оспариваемое постановление.
Таким образом, из материалов дела следует и установлено в ходе рассмотрения дела, что Администрация Орловского сельского поселения 14.01.2022 в 00 часов 00 минут, находясь по адресу: пер. Школьный, д. 11, п. Центральный Верхнекетского района Томской области, являясь должником по исполнительному производству /__/ в срок, установленный в постановлении от 29.11.2021 о назначении нового срока исполнения требований, указанных в исполнительном документе, а именно - до 14.01.2022, после наложения административного штрафа, не исполнило требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, выданном Верхнекетским районным судом Томской области 03.07.2017, что свидетельствует о наличии в ее действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Администрацией Орловского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ, подтверждается исполнительным листом /__/ от 26.02.2016, выданным Верхнекетским районным судом Томской области 03.07.2017; постановлением о возбуждении исполнительного производства от 04.07.2017; постановлением о назначении нового срока исполнения от 29.11.2021, протоколом по делу об административном правонарушении от 24.02.2022 № 502 и другими материалами дела, получившими надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
Каких-либо сведений о том, что постановление судебного пристава-исполнителя от 29.11.2021 было обжаловано Администрацией Орловского сельского поселения и отменено в установленном законом порядке, в материалах дела не имеется и в суд не предоставлено, исполнительное производство в установленном законом порядке не прекращено.
Исследование материалов дела позволяет прийти к выводу, что оценив фактические обстоятельства дела, представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо и судья районного суда пришли к верному выводу о виновности Администрации Орловского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Ссылки автора жалобы на то обстоятельство, что Администрация Орловского сельского поселения письменно обращалась в адрес УФССП по Томской области 13.01.2022, где указывала на невозможность исполнения судебного решения в установленные судебным приставом-исполнителем сроки с приложением соответствующих документов, не свидетельствуют об отсутствии вины Администрации Орловского сельского поселения во вменяемом правонарушении, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии должником всего комплекса необходимых мер, направленных на исполнение решения суда от 26.02.2016 по исполнительному производству от 04.07.2017 и выполнения требований постановления судебного пристава-исполнителя от 29.11.2021, материалы дела не содержат и заявителем таковых не представлено.
Кроме того, свидетельством того, что Администрация Орловского сельского поселения бездействовала и не принимала должных мер для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, являются обстоятельства связанные с недоработкой документов по подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Орловского сельского поселения, что указывает на то, что со стороны заказчика (Администрации поселения) по договорам с подрядными организациями имеет место быть отсутствие контроля за исполнением условий и сроков договоров. При этом в определении суда об отказе в удовлетворении заявления Администрации Орловского сельского поселения о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения от 26.02.2016 отмечено, что с момента направления Администрацией сельского поселения документов для решения вопроса об исключении земель лесного фонда, попадающих в границы населенных пунктов, до получения ответа Департамента лесного хозяйства, прошел год, участки к моменту рассмотрения заявления в суде из состава земель лесного фонда не исключены, какой-либо контроль со стороны Администрации за ходом рассмотрения документов в Департаменте лесного хозяйства, со стороны Администрации поселения отсутствовал. В определении суда от 21.04.2022 учтено, что Минэкономразвития Российской Федерации подготовило сводное заключение о несогласии с представленным проектов в связи с имеющимися в нем недоработками.
Кроме того, как следует, из информации, представленной по запросу должностного лица филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Томской области, в адрес ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Томской области материалы, предназначенные для внесения в ЕГРН об объектах реестра границ Орловского сельского поселения, на 07.11.2021 не поступали.
Также из материалов дела следует, что Администрация Орловского сельского поселения обратилась в Верхнекетский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Верхнекетского районного суда Томской области от 26.02.2016 только после привлечения юридического лица к административной ответственности, при этом определением Верхнекетского районного суда Томской области от 21.04.2022 в удовлетворении заявления Администрации Орловского сельского поселения о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения от 26.02.2016 было отказано. Указанное определение не обжаловано и вступило в законную силу 19.05.2022.
При указанных обстоятельствах, на основании совокупности исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, судья районного суда, оценив все представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о законности привлечения Администрации Орловского сельского поселения к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, при этом доводы, изложенные в жалобе, о незаконности и необоснованности состоявшихся по делу актов не свидетельствуют.
Вопреки доводам жалобы, все юридически значимые обстоятельства дела должностным лицом и судьей районного суда установлены, и получили надлежащую оценку.
Существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы являться основанием для отмены состоявшихся по делу актов, допущено не было.
Мера наказания Администрации Орловского сельского поселения определена в минимальных пределах санкции ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении юридических лиц и с учетом положений ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых актов не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области А. от 21 марта 2022 года и решение судьи Верхнекетского районного суда Томской области от 10 июня 2022 года, вынесенные в отношении Администрации Орловского сельского поселения по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Дергачевой Е.С. – без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.И. Гончаров