ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-295/2022 от 30.05.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Уткина Н.В. Дело № 7-295/2022

18RS0003-01-2022-000811-63

Решение

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Габдрахманов А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в города Ижевске 30 мая 2022 года жалобу защитника Юскина О.Ю. на решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Расулова Шухрата Махамуродовича,

установил:

постановлением начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике от 29 декабря 2021 года Расулов Шухрат Махамуродович, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Расулов Ш.М. обратился с жалобой в Якшур-Больинский районный суд Удмуртской Республики.

Решением судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 18 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный суд Удмуртской Республики, защитник просит решение судьи от 18 марта 2022 года отменить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В судебное заседание Расулов Ш.М. не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.

В судебном заседании защитник Расулова Ш.М. - Юскина О.Ю. поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Выслушав явившихся лиц, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции на момент совершения правонарушения) установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Федеральный закон № 173-ФЗ) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования ООО «ТПК Восток-Азия», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинский район, с.Лынга, ул.Железнодорожная, д.30, офис 1, установлены нарушение требований валютного законодательства.

Согласно представленных ООО «ТПК Восток-Азия» справок по форме-2НДФЛ за 2020 год, трудовых договоров, платежных ведомостей установлено, что в ООО «ТПК Восток-Азия», расположенном по адресу: Якшур-Бодьинский район, с.Лынга, ул. Железнодорожная, д.30 офис 1 трудоустроены иностранные граждане – нерезиденты. На основании трудового договора №15 от 06 февраля 2019 года принят на должность «подсобный рабочий» – Т.Н.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании трудового договора №14 от 06 февраля 2019 года принят на должность «подсобный рабочий» - Ш.Ш.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно сведениям, представленным 15 ноября 2021 года МВД по УР о разрешительных документах на право осуществления деятельности и проживания на территории Российской Федерации в отношении иностранных граждан установлено, что данные граждане находятся на территории Российской Федерации на основании патентов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лиц без гражданства.

Таким образом Т.Н.Ш. и Ш.Ш.Т. в силу положений пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ являются нерезидентами.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Выплата заработной платы в указанный перечень не включена.

В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работники Т.Н.Ш. и Ш.Ш.Т. являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона № 173-ФЗ.

Таким образом, валютные операции между юридическим лицом резидентом (в данном случае ООО «ТПК Восток-Азия») и нерезидентами – Т.Н.Ш. и Ш.Ш.Т. должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.

В силу пункта 3 трудового договора заработная плата за каждый месяц выплачивается два раза в месяц: первая часть с 15 по 18 число текущего месяца, вторая часть с 01 по 03 число следующего месяца. Согласно представленным документам ООО «ТПК Восток-Азия» и информации ИФНС России №10 по УР выявлено, что ООО «ТПК Восток-Азия» исполняло свои обязательства по выплате заработной плате работникам, которые являлись нерезидентами – Т.Н.Ш. и Ш.Ш.Т. наличным расчетом, минуя уполномоченный банк.

24 июля 2020 года ООО «ТПК Восток-Азия» осуществило выплату заработной платы указанным лицам наличным расчетом в общей сумме <данные изъяты> рублей, в том числе Т.Н.Ш.<данные изъяты> рублей, Ш.Ш.Т.<данные изъяты> рублей, что подтверждается платежной ведомостью №31 от 24 июля 2020 года за расчетный период с 01 июля 2020 года по 31 июля 2020 года. Являлся руководителем ООО «ТПК Восток-Азия» и осуществлял фактическое руководство организацией на момент указанного события Расулов Ш.М.

Установленное свидетельствует о том, что Расулов Ш. М., являясь директором резидента - юридического лица ООО «ТПК Восток-Азия», совершил 24 июля 2020 года валютную операцию, произведя отчуждение валюты Российской Федерации, нерезидентам Т.Н.Ш. и Ш.Ш.Т. с нарушением законодательства, минуя счета в уполномоченных банках.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 14 декабря 2021 года, платежной ведомостью от 24 июля 2020 года, трудовыми договорами, сведениями отдела по вопросам миграции МВД по УР и иными доказательствами, которые оценены судьей районного суда с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Вместе с тем, согласно статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, действующие с 6 апреля 2022 года.

Так, согласно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.( в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ).

В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, Расулов Ш.М. привлечен к административной ответственности за правонарушение, допущенное в ходе деятельности организации в 2020 году, выявленное в рамках налоговой проверки в 2021 году, по результатам анализа представленных заявителем справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год, а также документов и информации, представленных заявителем письмом в ответ на запрос налогового органа.

Вступившим в законную силу постановлением по делам об административных правонарушениях - постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Удмуртской Республике № от 29 декабря 2021 года Расулов Ш.М. уже привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания, за нарушение в 2020 году валютного законодательства Российской Федерации, выразившееся в выплате заработной платы работникам – нерезидентам, наличными денежными средствами, выявленное в рамках налогового контроля в 2021 году.

Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

С учетом положений части 5 статьи 4.4, пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные по делу постановление и решение подлежат отмене, с прекращением производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике от 29 декабря 2021 года и решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Расулова Шухрата Махамуродовича отменить, производство по данному делу прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья А.Р. Габдрахманов

Копия верна: Судья: А.Р. Габдрахманов