ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-296/2023 от 06.09.2023 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Михайленко А.В. Дело № 7-296/2023

РЕШЕНИЕ

6 сентября 2023 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Кудряшовское» на решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 19 мая 2023 года,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 16 февраля 2023 года Акционерное общество «Кудряшовское» (далее – АО «Кудряшовское» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Кудряшовское» обратилось с жалобой в районный суд.

Решением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 19 мая 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, АО «Кудряшовское» указано о несогласии с решением суда, отсутствии надлежащей оценки доводам общества.

Указывает, что свиной навоз не относится ни к сточным водам, ни к отходам производства и, по своей сути, является сырьем для производства органического удобрения.

Общество деятельность по обращению с отходами производства и потребления по смыслу положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не осуществляет, оператором по обращению с отходами не является.

Удаление стоков из выгребных ям осуществляется специализированными организациями в соответствии с заключаемыми договорами. Способы удаления таких стоков выбираются указанными организациями самостоятельно.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в соответствии с актом плановой выездной проверки от 05 июля 2022 года в отношении Общества вынесено несколько постановлений о привлечении его к административной ответственности с назначением административного штрафа по каждому из них, одно из постановлений вступило в законную силу и исполнено. Однако, должностным лицом административного органа в нарушение положений действующего законодательства не были применены положения части 6 статьи 4.4 КоАП РФ.

Просит решение районного суда, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника АО «Кудряшовское» Лебедя А.В., должностных лиц ФИО1, ФИО2, а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Административная ответственность по статье 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса.

В силу положений Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (часть 1 статьи 11 Закона).

Как следует из материалов дела, на основании решения Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № РП-03/718 (с последующими изменениями) проведено контрольно-надзорное мероприятие в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в виде внеплановой выездной проверки АО «Кудряшовское», по результатам которой установлены факты несоблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, составлены протоколы об административных правонарушениях и вынесены соответствующие постановления должностными лицами Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора.

Оспариваемое решение судьи районного суда принято по результатам рассмотрения жалобы на постановление о привлечении АО «Кудряшовское» к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ. Постановление содержит выводы о следующих нарушениях, которые признаны судьей районного суда обоснованными:

АО «Кудряшовское» осуществляя хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

-П (II категория), -П (II категория), -П (II категория), -П (II категория), -П (II категория), -П (II категория), -П (II категория), допустило нарушения, выразившиеся в непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду.

В силу пунктов 1, 2, 6 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Закона об охране окружающей среды при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

АО «Кудряшовское» имеет объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, в связи с чем неподача декларации о воздействии на окружающую среду для вышеперечисленных объектов, влечет административную ответственность.

2. В соответствии с пунктами 2 и 7 статьи 67 Закона об охране окружающей среды юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, действующие на момент проведения проверки, были утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, с 1.09.2022 действует Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (далее Порядок). Срок представления отчета не изменился и составляет не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности (пункт 2 Порядка). Аналогичная норма была установлена в действующем до 1.09.2022 Порядке и сроках предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

АО «Кудряшовское» в отношении объектов -П (II категория), -П (II категория), -П (II категория), -П (II категория), -П (II категория), -П (II категория), -П (II категория), -П не представлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в срок до 25 марта 2022 года в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. Кроме того, отчеты об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля не содержат Программу ПЭК для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, -П и -П, то есть являются недостоверными. Отчеты были поданы в срок в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, что является нарушением вышеуказанных нормативных актов, поскольку отчеты должны были быть поданы в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

3. В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

АО «Кудряшовское» представило отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, -П (III категории), который не содержит в себе сведений об отходах, образовавшихся в результате деятельности сотрудников АО «Кудряшовское», накопление которых происходит в выгребных ямах.

Позиция юридического лица сводится к тому, что на основании разъяснений Министерства природы РФ, действующих на момент проведения проверки (письмо от 04.04.2017 ) отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. До удаления хозяйственно-бытовых стоков из выгребных ям, отнести их к сточным водам или к отходам, по мнению заявителя, не представляется возможным. Общество ссылается на то, что удаление стоков осуществляется сторонней организацией, с которой заключен договор, и которая самостоятельно определяет способ удаления стоков. До выбора способа удаления стоков они отходами не являются и в отчетность включаться не должны.

Данные доводы не принимаю, поскольку фактические обстоятельства наличия выгребных ям и образование в них стоков от деятельности общества АО «Кудряшовское» не оспариваются.

Федеральным классификатором каталога отходов (утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 № 242) к ним относятся, в том числе, отходы (осадки) из выгребных ям.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» установлены основные понятия, в том числе: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Как установлено материалами выездной проверки, стоки накапливаются в выгребных ямах, в дальнейшем смешиваются с содержимым в лагунах-накопителях, таким образом, имеет место накопление веществ, которые должны быть отнесены к отходам и классифицированы по видам отходов. Содержимое выгребных ям – стоки от деятельности сотрудников и гостей юридического лица, сырьем для производства удобрений (в качестве которого в АО «Кудряшовское» используется навоз свиней) не является.

В судебном заседании Новосибирского областного суда должностные лица Минприроды ФИО1, ФИО2 дали пояснения о том, что в ходе проверки АО «Кудряшовское» предоставляло договор с <данные изъяты> на услуги по комплексной очистке канализационной системы, однако, <данные изъяты> на запрос Минприроды предоставило ответ, что услуги по очистке не оказывались.

Представленные в Новосибирский областной суд договор с <данные изъяты> на услуги по комплексной очистке канализационной системы, акты выполненных работ, платежные поручения не опровергают того обстоятельства, что в выгребных ямах происходит накопление стоков, что является одним из видов деятельности по обращению с отходами.

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти.

Согласно пункту 3 статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории, в соответствии с пунктом 1 (21) которых критерием отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду I категории, является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности по выращиванию и разведению свиней с проектной мощностью 42 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг.

Доводы АО «Кудряшовское» сводятся к тому, что проектная мощность объектов составляет менее 42 000 голов массой тела более 30 кг. В подтверждение доводов в судебное заседание Новосибирского областного суда представлена проектная документация ООО «Канопус-Проект» в отношении обоих объектов (документация по обоим объектам, назначение объектов идентичные), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

В представленных материалах проверки содержатся выкопировки проектной документации (одного листа), из которых следует, что каждый из объектов рассчитан на 75 444 головы, а также справки о наличии животных в подразделениях животноводства АО «Кудряшовское» (количество голов по состоянию на 01.01.2022 и на 30.04.2022 составляет более 42 тыс. голов по каждому объекту). Вместе с тем, указанные значения не учитывают вес животных.

Исходя из совокупности материалов, представленных в Новосибирский областной суд, следует, что сведения в проектной документации (75444 голов) не учитывают массу каждой особи.

При таких обстоятельствах, полагать, что информация АО «Кудряшовское» при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, -П (площадка комплекс ОП Колывань), -П (площадка комплекс ОП Колывань) как объектов II категории, является недостоверной, - основания отсутствуют. Данное нарушение подлежит исключению из объема обвинения.

В остальной части нарушения подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, доводы юридического лица об отсутствии нарушений законодательства об охране окружающей среды проверены и не нашли своего подтверждения.

Вместе с тем, судьей районного суда не учтено следующее.

Положениями статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрены правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений:

Часть 1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

Часть 2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Часть 6. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

Материалами дела подтверждается, что по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления федерального государственного экологического контроля выявлены несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП РФ. Постановление от 19 октября 2022 года, вынесенное по результатам того же самого контрольно-надзорного мероприятия, вступило в законную силу, исполнено (л.д. 42, 47-53).

При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда об отсутствии оснований для прекращения производства по делу не исключают применение правил назначения наказания, предусмотренных частями 2, 6 статьи 4.4 КоАП РФ. Поскольку АО «Кудряшовское» привлечено к административной ответственности постановлением от 19 октября 2022 года с назначением более строгого наказания, постановление должностного лица и решение судьи районного суда в части назначения наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, подлежат отмене. В остальной части акты изменению не подлежат.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 16 февраля 2023 года, решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 19 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Кудряшовское» отменить в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., в остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу – частично удовлетворить.

Судья Ю.А. Конева