Дело ***(2)/2022
Судья Толмачева М.С.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 20 июля 2022 года
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения-старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области,
установил:
Постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. от 4 мая 2022 года Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее – Управление) подало в суд жалобу с просьбой о его отмене.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 июня 2022 года жалоба представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области удовлетворена, постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заместитель начальника отделения - старший судебный пристав межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области просит указанное решение судьи отменить.
Указывает, что в соответствии с действующим законодательством такие обстоятельства, как личность и имущественное положение должника, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, нельзя считать обстоятельствами, которые характеризуют малозначительность правонарушения и их следует учитывать при назначении административного наказания.
Ссылается на то, что судом не был исследован тот факт, что на момент составления протокола об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю были предоставлены документы о том, что 14 апреля 2022 года в ходе телефонной беседы в представителем Управления, Фомин С.А. отказался от предложенных жилых помещений, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области и выразил желание получить жилое помещение на территории г. Тамбова, то есть после указанного времени и до момента составления протокола никаких мер к исполнению решения должником предпринято не было.
Также судом не выяснялась благоустроенность предлагаемого взыскателю жилого помещения и не проверено наличие у должника свободного жилого помещения, а при его отсутствии - наличие заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Харитонову Н.О., проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
По смыслу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Основанием для привлечения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что оно не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом – исполнителем срок до 14 апреля 2022 года после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в деянии Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области состава административного правонарушения.
Принятый по делу судебный акт нахожу законным и обоснованным, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, решением Октябрьского районного суда г. Тамбова по делу № *** на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области возложена обязанность предоставить Фомину С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Во исполнение указанного решения суда Октябрьским районным судом г. Тамбова 21 февраля 2022 года был выдан исполнительный лист серии ФС № *** от 29 июля 2021 года, на основании которого судебным приставом – исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области 1 марта 2022 года возбуждено исполнительное производство № ***.
С целью исполнения решения суда, Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области 9 марта 2022 года был осуществлен телефонный звонок Фомину С.А. В ходе телефонной беседы взыскателю было предложено рассмотреть варианты жилых помещений, расположенных в г. Моршанске, г. Уварово, г. Мичуринске Тамбовской области, однако взыскатель высказал желание получить жилое помещение на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района.
9 марта 2022 года в связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области, управлением направлено письмо в адрес управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовского района для исполнения решения суда.
9 марта 2022 года управлением в адрес Фомина С.А. направлено письмо с указанием выполненных управлением мероприятий по обеспечению взыскателя жилым помещением.
17 марта 2022 года в рамках указанного выше исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области вручено требование о явке к судебному приставу – исполнителю 14 апреля 2022 года для проверки исполнения решения суда.
22 марта 2022 года судебным приставом – исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области в адрес должника вынесено предупреждение о наступлении административной либо уголовной ответственности в случае уклонения от исполнения вступившего в законную силу решения суда.
7 апреля 2022 года управлением направлено письмо в адрес управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовского района для исполнения решения суда. Также 7 апреля 2022 года управлением в адрес Фомина С.А. направлено письмо с указанием выполненных управлением мероприятий по обеспечению взыскателя жилым помещением.
14 апреля 2022 года должностными лицами управления социальной защиты был осуществлен телефонный звонок Фомину С.А. с целью рассмотреть варианты предоставления жилых помещений на территории г. Котовска Тамбовской области, однако абонент был недоступен.
14 апреля 2022 года в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области был составлен протокол *** по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом – исполнителем.
4 мая 2022 года заместителем начальника отделения - старшим судебным приставом Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ о признании Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора без уважительных причин
29 апреля 2022 года Управлением в адрес Фомина С.А. было направлено письмо с просьбой явиться в управление для решения вопроса об обеспечении его жилым помещением.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностное лицо исходило из того, что факт совершения правонарушения подтвержден имеющимися материалами дела и виновность Управления в противоправном деянии административным органом доказана.
Судья районного суда обоснованно пришел к выводу о незаконности указанного постановления по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Материалами дела объективно подтверждено, что с целью исполнения решения суда в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма Управлением Фомину С.А. предложено заключить договор найма специализированного жилищного фонда на одно из жилых помещений на территории Тамбовской области.
То есть в случае согласия Фомина С.А. исполнительное производство могло бы быть окончено реальным исполнением.
Фомин С.А. в своем заявлении от 9 марта 2022 года, отказался от предложенных вариантов и выразил желание получить другое жилое помещение в г. Тамбове, с. Бокино Тамбовского района.
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области было вынуждено продолжить работу с данным взыскателем, так как в исполнительном документе не указано на территории какого населенного пункта должник обязан предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение.
Жилые помещения, расположенные на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовского района и закрепленные на праве оперативного управления за подведомственными управлению учреждениями, отсутствовали. Иной опровергающей информации в деле не имеется и судебным приставом-исполнителем данная информация не проверялась.
Несмотря на то, что бремя доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица возложена на должностное лицо административного органа, инициировавшего возбуждение дела об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности, данным должностным лицом не выяснялись также вопросы благоустроенности предлагаемого взыскателю жилого помещения, причины отказа взыскателя от данного предлагаемого жилого помещения и не проверено наличие у должника свободного жилого помещения, как доказательства наличия виновного деяния, направленного на умышленное неисполнение судебного решения (требований исполнительного документа).
В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области, и в связи с поступившим заявлением от Фомина С.А., Управлением (должник) в адрес управления градостроительства направлено письмо от 9 марта 2022 года с просьбой приобрести квартиру на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовского района.
Согласно информации, представленной Управлением градостроительства (письмо 28 февраля 2022 года), из 20 размещенных в 2021 году извещений на приобретение квартир в г.Моршанске и г.Уварово состоялось торгов: в г.Моршанск-3, в г.Уварово-4. В настоящее время по состоявшимся торгам заключены все контракты в г.Моршанске и в г.Уварово, 1 квартира в г.Уварово принята и находится на стадии подготовки документов для регистрации, 3 квартиры в г.Уварово и 2 квартиры в г.Моршанске приняты и находятся на стадии оформления в Росреестре области, 1 квартира в г.Моршанске зарегистрирована и передана в комитет по управлению имуществом области.
По информации, полученной от Управления градостроительства (письмо от 17 марта 2022 года), в настоящее время по состоявшимся торгам заключены все контракты в г. Моршанске и г. Уварово, 1 квартира в г. Уварово принята и находится на стадии подготовки документов для регистрации, 3 квартиры в г. Уварово и 3 квартиры в г. Моршанске переданы в комитет по управлению имуществом области.
Кроме того, Управлением градостроительства опубликован 1 аукцион на приобретение 17 жилых помещений в г. Котовске и 3 аукциона (20+20+19) на приобретение 59 квартир в г. Мичуринске путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Также управление градостроительства сообщило, что в начале 2022 года для приобретения на вторичном рынке жилья планируется размещение 3 аукционов в г. Котовске и 40 аукционов: в г. Уварово – 10, в г. Моршанске – 10, в г. Рассказово – 10, в Тамбовском районе – 10.
Таким образом, сотрудниками Управления проводилась работа по исполнению решения суда о предоставлении Фомину С.А. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В изложенной ситуации Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предлагалось предоставить жилые помещения Фомину С.А. Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в деле доказательств и ничем объективно не опровергнуты.
Оснований для понуждения взыскателя к получению конкретного предлагаемого ему благоустроенного жилого помещения у Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не имеется.
Таким образом, должностным лицом Службы судебных приставов при вынесении постановления об административном правонарушении не было учтено следующее.
С субъективной стороны административное правонарушение по ст. 17.15 КоАП РФ может быть совершено только умышленно, то есть должник, который ранее был привлечен к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и которому был установлен новый срок для исполнения, осознает противоправный характер своего бездействия в виде неисполнения требований неимущественного характера, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает или относится к ним безразлично.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3 приведенной статьи).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Несмотря на формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо обязано установить не только формальные обстоятельства конкретного правонарушения, но и установить в том числе противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Обязанность доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица, соблюдения процедуры составления процессуальных документов, иных требований КоАП РФ при оформлении дела об административном правонарушении, лежит на органе, должностном лице органа, привлекаемого конкретное лицо к административной ответственности.
Таким образом, с учетом фактических конкретных обстоятельств настоящего дела судья районного суда пришла к обоснованному выводу о том, что бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие Управления, выразившееся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.
Доводами жалобы заявителя выводы судьи районного суда не опровергаются.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого судебного акта не является.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 июня 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. – без удовлетворения.
Судья Ю.А.Курохтин