ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2/2015 от 15.01.2015 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

15 января 2015 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу ООО «БЭР» на постановление судьи Советского районного суда г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Советского районного суда г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «БЭР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере рублей и конфискации изъятой алкогольной продукции.

Согласно постановлению, ДД.ММ.ГГГГ в на АЗС ООО «НИЛ»-«Калина-Ойл» по адресу: <адрес> ООО «БЭР» осуществляло реализацию пива в нарушение пункта 2 статьи 16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборотьа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В жалобе ООО «БЭР» просит об отмене постановления, указывая на отсутствие у Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области полномочий в сфере контроля оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Выслушав возражения представителя Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ФИО1, изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.

Согласно п.2 ст.16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции …» не допускается розничная продажа алкогольной продукции на автозаправочных станциях.

Согласно ч.3 ст.14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на … юридических лиц от пятидесяти до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

На основании собранных доказательств, которым в постановлении дана надлежащая оценка, судьей правильно установлено, что ООО «БЭР» осуществляло розничную продажу пива на АЗС ООО «НИЛ»-«Калина-Ойл» по адресу: <адрес>, включая его стоимость в стоимость жевательной резинки (акция «подарок за покупку товара дня»).

Поскольку пиво предлагалось потребителям на возмездной основе – с обязательной выдачей другого товара (жевательной резинки) и по совокупной стоимости, осуществлялась именно розничная продажа пива, а довод ООО «БЭР» о его безвозмездной передаче потребителям (дарении) правильно признан несостоятельным.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления, допущено не было.

Довод ООО «БЭР» относительно отсутствия у Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области полномочий в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может повлечь иной исход дела.

Согласно ст.5 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» (далее Закон) организация и проведение государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно ст.6 Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере отнесено осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

Согласно ст.23 Закона государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:

- лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 154 от 24 февраля 2009 года федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору за оказанием услуг в этой сфере является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

Согласно п.5.3.8(1) «Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» к ее полномочиям относится, в частности, лицензионный контроль за производством и оборотом (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 5.3.8 Положения к полномочиям Росалкогольрегулирования отнесен государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции …, то есть надзор за качеством.

Соответственно, к сфере государственного надзора и лицензионного контроля Росалкогольрегулирования относятся качество этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также их нерозничный оборот.

Лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере.

На территории Липецкой области таковым является Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области.

Осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции отнесено к полномочиям Управления пунктом 2.23 «Положения об Управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области», утвержденного Распоряжением администрации Липецкой области № 239-р от 9 июля 2010 года.

Согласно ст.8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования включают в себя, в частности, требования к деятельности субъектов в соответствующих сферах.

По содержанию статей 23, 23.1 и 23.2 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» предметом лицензионного контроля является деятельность в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции безотносительно к наличию у субъектов такой деятельности статуса лицензиата, и это неравнозначно контролю только лицензиатов.

Положений об исключении из сферы лицензионного контроля деятельности розничных продавцов алкогольной и спиртосодержащей продукции, не являющихся лицензиатами (соискателями), законодательство не содержит.

Отсутствуют такие исключения и применительно к розничной торговле пивом.

Соответственно, поскольку пиво является алкогольной продукцией, и его продажа сопряжена с определенными ограничениями, в числе которых запрет розничной продажи на автозаправочных станциях, Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, как специализированный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе контролировать розничную продажу пива.

В этой связи отсутствие розничной продажи пива в числе лицензируемых видов деятельности не препятствует осуществлению государственного контроля за его оборотом посредством осуществления лицензионного контроля (в данном случае розничного).

Поскольку ООО «БЭР» осуществило розничную продажу пива в запрещенном месте, совершив правонарушение в сфере, относящейся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, административное преследование по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ правомерно осуществлялось Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области.

Согласно ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в силу статьи 23.50 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно ч.4 ст.28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1,2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами субъектов Российской Федерации …

Приказом начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень должностных лиц Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, которые в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ вправе составлять и подписывать протоколы об административных правонарушениях. К числу таких должностных лиц отнесена консультант отдела организации, анализа и прогнозирования потребительского рынка ФИО2, составившая протокол в данном деле.

Доводы жалобы, направленные на иное толкование закона, не могут повлечь отмену постановления.

Руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Советского районного суда г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в отношении ООО «БЭР» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья подпись Букреев Д.Ю.

Копия верна

Судья

Секретарь