ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-300(2 от 26.07.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-300(2)/2021

Судья Барун Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 26 июля 2021 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу защитника Беляева О.К., действующего по доверенности в интересах Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, учреждение), на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Тамбовской области Верхне-Донского управления Ростехнадзора № Т3/193-198 от 28 апреля 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ,

установил:

постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Тамбовской области Верхне-Донского управления Ростехнадзора № Т3/193-198 от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Тамбова от 07 июня 2021 года, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 22 000 рублей.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит указанные постановление должностного лица от 28 апреля 2021 года и решение судьи районного суда от 07 июня 2021 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Указывает, что в соответствии со ст. 70 Указа Президента Российской Федерации № 1082 от 16.08.2004 функции по федеральному государственному надзору в области промышленной безопасности на ОПО Министерства обороны РФ и на всех стадиях жизненного цикла подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооруженной и военной техники возложены на Министерство обороны РФ.

Считает, что при рассмотрении дела следовало учесть то, что привлекаемое к ответственности юридическое лицо осуществляет свою деятельность в целях реализации полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства по осуществлению теплоснабжения объектов казарменно-жилищного фонда Вооруженных сил РФ. В этой связи в настоящее время во избежание срыва бесперебойного теплоснабжения потребителей остановить эксплуатацию котельной № *** военного городка ***, по тепловым сетям которой осуществляется теплоснабжение объектов социальной и военной инфраструктуры, не предоставляется возможным.

Ссылается на то, что судом необоснованно не была применена при рассмотрении дела ст. 2.7 КоАП РФ и не принято во внимание то обстоятельство, что учреждение действовало в состоянии крайней необходимости и последствия необеспечения теплом объектов Министерства обороны РФ могли быть крайне негативными для неопределенного круга лиц.

Полагает, что судом не учтено, что имеющиеся нарушения имели место уже на момент организации ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ и не могли быть устранены по причине того, что финансирование учреждения производилось и до настоящего момента проводится в недостаточном объеме.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании защитником ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ Кущевой А.М., выслушав старшего помощника военного прокурора Тамбовского гарнизона Каменского Е.Р., считавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа юридических лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 10 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 68 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808, при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация обязана поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ей приборы учета тепловой энергии, а также устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества теплоснабжения, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств; осуществлять эксплуатацию принадлежащих ей источников тепловой энергии и тепловых сетей в соответствии с правилами технической эксплуатации и техники безопасности.

В силу п. 1.2.2. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 6 (далее – Правила), потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями данных Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности; обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок; охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала; охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок; учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения; представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок; разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала; укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом; учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению; проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии; выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.

Пунктом 1.8.1 Правил установлено, что у каждого потребителя должна быть следующая техническая документация: утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации.

Согласно п. 1.8.2 Правил у каждого потребителя для структурных подразделений должны быть составлены перечни технической документации, утвержденные техническим руководителем. Полный комплект инструкций должен храниться у ответственного за электрохозяйство цеха, участка и необходимый комплект - у соответствующего персонала на рабочем месте. В перечень должны входить журналы учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием их технических данных, а также присвоенных им инвентарных номеров (к журналам прилагаются инструкции по эксплуатации и технические паспорта заводов-изготовителей, сертификаты, удостоверяющие качество оборудования, изделий и материалов, протоколы и акты испытаний и измерений, ремонта оборудования и линий электропередачи, технического обслуживания устройств РЗА); чертежи подземных кабельных трасс и заземляющих устройств с привязками к зданиям и постоянным сооружениям и указанием мест установки соединительных муфт и пересечений с другими коммуникациями.

В соответствии с п. 1.8.9 Правил на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала) должна вестись следующая документация: оперативная схема, а при необходимости и схема-макет. Для потребителей, имеющих простую и наглядную схему электроснабжения, достаточно иметь однолинейную схему первичных электрических соединений, на которой не отмечается фактическое положение коммутационных аппаратов; оперативный журнал; журнал учета работ по нарядам и распоряжениям; журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок; журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики; журнал или картотека дефектов и неполадок на электрооборудовании; ведомости показаний контрольно-измерительных приборов и электросчетчиков; журнал учета электрооборудования; кабельный журнал.

На рабочих местах должна также иметься следующая документация: списки работников: - имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования; - имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды; - которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего; - допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность; - подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках; списки ответственных работников энергоснабжающей организации и организаций-субабонентов, имеющих право вести оперативные переговоры; перечень оборудования, линий электропередачи и устройств РЗА, находящихся в оперативном управлении на закрепленном участке; производственная инструкция по переключениям в электроустановках; бланки нарядов-допусков для работы в электроустановках; перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

В зависимости от местных условий (организационной структуры и формы оперативного управления, состава оперативного персонала и электроустановок, находящихся в его оперативном управлении) в состав оперативной документации может быть включена следующая документация: журнал регистрации инструктажа на рабочем месте; однолинейная схема электрических соединений электроустановки при нормальном режиме работы оборудования; список работников, имеющих право отдавать оперативные распоряжения; журнал по учету противоаварийных и противопожарных тренировок; журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики и карты уставок релейной защиты и автоматики; местная инструкция по предотвращению и ликвидации аварий; перечень сложных оперативных переключений; бланки переключений.

Пунктом 1.6.7 Правил предусмотрено, что по истечении установленного нормативно-технической документации срока службы все технологические системы и электрооборудование должны подвергаться техническому освидетельствованию комиссией, возглавляемой техническим руководителем потребителя, с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации. Результаты работы комиссии должны отражаться в акте и технических паспортах технологических систем и электрооборудования с обязательным указанием срока последующего освидетельствования. Техническое освидетельствование может также производиться специализированными организациями.

В силу п. 2.7.13 Правил для определения технического состояния заземляющего устройства в соответствии с нормами испытаний электрооборудования (приложение 3) должно производиться измерение сопротивления заземляющего устройства.

Согласно п. 2.7.15 Правил на каждое находящееся в эксплуатации заземляющее устройство должен быть заведен паспорт, содержащий: исполнительную схему устройства с привязками к капитальным сооружениям; указание связи с надземными и подземными коммуникациями и с другими заземляющими устройствами; дату ввода в эксплуатацию; основные параметры заземлителей (материал, профиль, линейные размеры); величину сопротивления растекания тока заземляющего устройства; удельное сопротивление грунта; данные по напряжению прикосновения (при необходимости); данные по степени коррозии искусственных заземлителей; данные по сопротивлению металлосвязи оборудования с заземляющим устройством; ведомость осмотров и выявленных дефектов; информацию по устранению замечаний и дефектов. К паспорту должны быть приложены результаты визуальных осмотров, осмотров со вскрытием грунта, протоколы измерения параметров заземляющего устройства, данные о характере ремонтов и изменениях, внесенных в конструкцию устройства.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 г. № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

Согласно названному приказу и Уставу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 № 607, основной целью деятельности учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

20 марта 2017 г. ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, КПП 770101001).

Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 15 г. Рязань филиала учреждения (по ЗВО) (далее - ЖКС № 15 (г. Рязань) является структурным подразделением учреждения.

В эксплуатации ЖКС № 15 (г. Рязань) находятся объекты теплового хозяйства, расположенные на территории Тамбовской области, в том числе котельная инв. № *** на территории войсковой части *** по адресу: ***.

Котельная закреплена на праве оперативного управления за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 № 838.

12 марта 2021 года военной прокуратурой Тамбовского гарнизона с участием специалистов Верхне-Донского управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой № 15 (г. Рязань) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ законодательства по эксплуатации объектов теплоснабжения Минобороны России, расположенных на территории войсковых частей (учреждений) Тамбовского гарнизона в части соблюдения правил безопасности при эксплуатации теплового хозяйства газовой котельной инв. № *** на территории войсковой части *** по адресу: ***.

В ходе проверки установлено, что учреждением при эксплуатации котельной нарушены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 6, а именно:

- распоряжением руководителя не назначен ответственный работник за поддержание в исправном состоянии, проведение периодических проверок переносных и передвижных электроприемников. Отсутствует журнал регистрации инвентарного учета, периодических проверок и ремонта переносных и передвижных электроприемников, чем нарушены пункты 1.2.2, 3.5.10 Правил;

- не проведен инструктаж по 1-й группе электробезопасности неэлектротехническому персоналу, чем нарушен пункт 1.4.4 Правил;

- не предоставлен утвержденный перечень необходимой технической документации: технические паспорта основного электрооборудования, ВРУ (воднораспределительные устройства), щиты, освещения, щиты распределительные, производственные инструкции по эксплуатации электроустановок; инструкции по предотвращению и ликвидации аварий, инструкции по выполнению переключений без распоряжений, журналы учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием их технических данных, а также присвоенных им инвентарных номеров; списки работников, имеющих право ведения переговоров с энергоснабжающей организацией, журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок, журнал учета работ по нарядам и распоряжениям; списки работников, имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды; перечень работ, разрешенных выполнять в порядке текущей эксплуатации, чем нарушены пункты 1.2.2, 1.8.1, 1.8.2, 1.8.9 Правил;

- не вносятся изменения в схемы и чертежи электроустановок-0,4 кВ с подписью ответственного за электрохозяйство, чем нарушены пункты 1.2.2, 1.8.5 Правил;

- не представлен график ППР электроустановок на 2021 год, чем нарушены пункты 1.2.2, 1.6.3 Правил;

- не представлены протоколы проведения необходимых испытаний и измерений электрооборудования - 0,4 кВ: ВРУ, РЩ, ЩО, КЛ, электродвигателях, заземляющих устройств, чем нарушены пункты 1.2.2, 2.8.7 приложение 3, 2.2.38 приложение 3, 2.4.8 приложение 3, 2.5.19 приложение 3, 2.8.7 приложение 3, 2.7.13 приложение 3 к Правилам;

- для определения технического состояния заземляющего устройства не проводятся визуальные осмотры видимой части в установленные сроки, чем нарушены пункты 1.2.2, 2.7.8 Правил;

- не проводятся осмотры заземляющего устройства с выборочным вскрытием грунта в местах, наиболее подверженных коррозии, 1 раз в 12 лет, чем нарушены пункты 1.2.2, 2.7.10 Правил;

- не предъявлены паспорта на находящиеся в эксплуатации заземляющие устройства электроустановок 0,4 кВ котельной, чем нарушены пункты 1.2.2, 2.7.15 Правил;

- не проводится тепловизуальный контроль состояния электрооборудования - 0,4 кВ: ВРУ, ЩР, ЩО, чем нарушены пункты 1.2.2, 3.6.30 Правил;

- действующие электроустановки не укомплектованы испытанными, готовыми к применению электрозащитными средствами в соответствии с нормами комплектования: изолирующие клещи, диэлектрические перчатки, УНН, диэлектрические (боты), галоши, изолирующий инструмент, чем нарушены пункты 1.2.2, 1.7.3, 2.2.21 Правил, пункт 1.1.5 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261;

- не проводятся технические освидетельствования электрооборудования -0,4 кВ по истечению установленного срока службы с оформлением актов технического освидетельствования, чем нарушены пункты 1.2.2, 1.6.7 Правил;

- не выполнены требования по нанесению стрелок, указывающих направление вращения на приводах насосных агрегатов, чем нарушены пункты 1.2.2, 2.5.3 Правил;

- не представлен технический проект на устройство молниезащиты котельной, чем нарушены пункты 1.2.2, 2.8.2 Правил;

- отсутствует аптечка на рабочем месте с набором медикаментов, срок годности которых не истек, чем нарушены пункты 1.2.2, 1.7.15 Правил.

По результатам проведенной проверки постановлением военного прокурора Тамбовского гарнизона от 06 апреля 2021 года в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ. Данное постановление было направлено для рассмотрения в Верхне-Донское управление Ростехнадзора.

Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Тамбовской области Верхне-Донского управления Ростехнадзора № Т3/193-198 от 28 апреля 2021 года ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Факт совершения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в частности, актом проверки от 12.03.2021 г., постановлением военного прокурора Тамбовского гарнизона о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 06.04.2021 г., письменными объяснениями представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ Беляева О.К. и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая постановление и судебный акт, должностное лицо административного органа и судья районного суда сочли, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих факт обращения учреждения с заявками о выделении денежных средств с целью соблюдения правил технической эксплуатации тепловых электроустановок, материалы дела не содержат.

Отсутствие негативных последствий в рассматриваемом случае не является основанием для освобождения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ от административной ответственности.

Из доводов жалобы, адресованной в Тамбовский областной суд, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судьей районного суда были допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Срок давности привлечения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ к административной ответственности по рассматриваемому правонарушению на момент вынесения постановления должностного лица от 28 апреля 2021 года не истек.

Административное наказание назначено учреждению в пределах санкции ст. 9.11 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

р е ш и л:

постановление начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Тамбовской области Верхне-Донского управления Ростехнадзора № Т3/193-198 от 28 апреля 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Беляева О.К. в интересах ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ - без удовлетворения.

Судья В.В. Баранов