Судья Хромов В.А. Дело № 7-301/2015РЕШЕНИЕ
г. Томск 24 июля 2015 года
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе генерального директора ООО «Норд-Империал» Каратаева А.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области Шмаковой Е.А. от 02.12.2014, на решение Каргасокского районного суда Томской области от 18.05.2015, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ООО «Норд-Империал»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области Шмаковой Е.А. № НЗВАТР-247/4 от 02.12.2014 ООО «Норд-Империал» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 800 000 рублей.
Решением Каргасокского районного суда Томской области от 18.05.2015 указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе генеральный директор ООО «Норд-Империал» ФИО1 просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 02.12.2014, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 02.12.2014, предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований от 10.11.2014, решение Каргасокского районного суда Томской области от 18.05.2015.
В обоснование жалобы ФИО1, ссылаясь на положения п. 10. ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», п. 352 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101, п. 10.3.3 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Коллегией Министерства нефтяной промышленности СССР (протокол от 15.10.1984 № 44 п. IV), п. 1.2 РД 153-39-007-96 (Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденного Минтопэнерго России от 23.09.1996), п. 5 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от 21.03.2007 № 61, п. 13 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 71, указывает, что вывод суда о том, что способы рационального использования попутного нефтяного газа, извлекаемого недропользователем, должны быть предусмотрены только в техническом проекте (схеме) разработки месторождения, противоречит требованиям действующего законодательства, устанавливающих необходимость решения вопросов использования попутного нефтяного газа как в технологических схемах, так и в проектах обустройства месторождений.
Заявитель указывает, что имеющийся у него проектный документ «Обустройство /__/ на период опытно-промышленной разработки», получивший положительное заключение государственной экспертизы от 26.05.2008, прямо предусматривает такой способ использования попутного нефтяного газа, как его сжигание на горизонтальной факельной установке в целях выпаривания подтоварной воды.
Заявитель считает, что суд сделал неправильную оценку содержания Дополнения к технологической схеме разработки /__/, в соответствии с которым использование подтоварной воды для закачки в систему поддержания пластового давления возможно при полном развитии данного месторождения. До указанного момента данный документ предусматривает необходимость разработки комплекса мер по утилизации подтоварной воды. Однако в технологической схеме разработки месторождения указанный комплекс мер не предусмотрен.
По мнению заявителя, именно проект обустройства месторождения призван решить те вопросы, которые не решены в технологической схеме разработки месторождения.
При таких условиях является необоснованным вывод суда о неправомерности действий заявителя по использованию попутного нефтяного газа путем его сжигания на горизонтальной факельной установке в целях выпаривания подтоварной воды, как способа утилизации промышленных стоков.
На основании изложенного считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании защитник ООО «Норд-Империал» Савин Н.Н. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Росприроднадзора по Томской области ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы.
Выслушав мнение участников судебного разбирательства, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и о соблюдении административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Вывод суда первой инстанции является правильными, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр указаны в ст. 22 Закона РФ «О недрах». Согласно п. 10 ч. 2 названной статьи одной из этих обязанностей является выполнение условий, предусмотренных в лицензии.
Как усматривается из материалов дела, Общество имеет лицензию /__/ с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах /__/, со сроком окончания лицензии 31.12.2029.
Неотъемлемой частью лицензии является лицензионное соглашение на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья в пределах /__/.
В соответствии с п. 3.6, п. 4.1, п. 4.1.10 Дополнения № 1 к лицензии зарегистрированного 07.02.2011 (Приложение 7) владелец лицензии обязан обеспечить объём утилизации газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации, начиная с четвертого календарного года с момента ввода месторождения в разработку должен быть в объёме не ниже 95 процентов.
Из материалов дела следует, что протоколом Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию территориальным отделением по Удмуртской республике 10.12.2009 N 469 согласована работа «Дополнение к технологической схеме разработки /__/, которой установлены годовые уровни использования растворенного газа (попутного нефтяного газа). Уровень использования растворенного газа на Фестивальном нефтяном месторождении на 2013 год установлен в размере 95% (таблица 8.2, строка 62).
Кроме этого, согласно проектному документу «Дополнение к технологической схеме разработки Фестивального нефтяного месторождения» в подразделе «Установка подготовки нефти, газа и воды (УПН) с кустовой насосной станцией (КНС)» предусмотрено, что часть газа будет использоваться на собственные нужды технологии УПН, остальная часть должна утилизироваться на выработку электроэнергии и тепла. Также указано, что необходимо предусмотреть комплекс мер по утилизации подтоварной воды, которая может подаваться в поглощающую скважину. При полном развитии подтоварная вода подается на КНС с пропорциональным уменьшением потребности в сеноманской воде.
Этим же проектным документом в подразделе «Утилизация газа и объекты энергообеспечения» предусмотрено, что наиболее подходящим вариантом утилизации газа рекомендуется принять вариант выработки электроэнергии и тепла с использованием газа на собственные нужды - нагрев продукции скважин и для поддержания в рабочем состоянии факельной системы УПН. На полное развитие газ должен использоваться на подогрев нефти в печах, выработку тепла для обогрева трубопроводов, зданий и сооружений, электроэнергии, поддержание в готовности факельной системы УПН, что даст возможность утилизации газа до 95%.
В подразделе 10.4 «Требования и рекомендации к системе ППД» указано, что для закачки в систему поддержания пластового давления (ППД) совместно с пластовой водой предлагается использовать воду апт-альб-сеноманского горизонта с невысокой минерализацией.
В соответствии со справкой о выполнении основных показателей по месторождениям ООО «Норд-Империал» за 2013 год процент использования растворенного газа по проекту должен составлять 95%, а фактически составлял 100%.
В соответствии с проектным документом «Обустройство /__/ на период опытно-промышленной разработки», получившего положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» №0266-08/ОГЭ-1235/02 от 26.05.2008, предусмотрена термическая утилизация промышленных стоков на горизонтальной факельной установке путем испарения в факеле пластовой воды с одновременным сжиганием органических и вредных веществ.
Согласно Разрешению на строительство №ТОМ-3001919-УВС/С, выданному 28.01.2013 Управлением по недропользованию по Томской области ООО «Норд-Империал», разрешено строительство объектов /__/ в соответствии с проектной документацией «Обустройство Фестивального месторождения на период опытно-промышленной разработки». Срок действия разрешения заканчивается 28.07.2015.
В соответствии с «Проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «Норд-Империал» /__/», утвержденным заместителем руководителя Западно-Сибирского Управления «Ростехнадзора» 13.07.2010 (срок действия до 21.12.2014), в качестве источника загрязнения атмосферы предусмотрена горизонтальная факельная установка (ист. 0011).
Согласно «Проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «Норд-Империал» /__/», утвержденному руководителем Управления Росприроднадзора по Томской области 15.08.2014, в качестве источника загрязнения атмосферы предусмотрена горизонтальная факельная установка (ист. 0008), предназначенная для сжигания попутного нефтяного газа- /__/ м3 в год.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ административным правонарушением признается выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Обязанность природопользователя осуществлять эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств установлена ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 « 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь.
Согласно исполнительному балансу газа по ООО «Норд-Империал» за 2013 год по /__/ использовано /__/ м3, а сожжено на факелах попутного нефтяного газа - /__/.
Из материалов дела следует, что ООО «Норд-Империал» (/__/) в 2013 году извлечено /__/ м3 нефтяного (попутного) газа, из чего /__/ м3 использовано на печи подогрева нефти НПС-0,2, /__/ м3 - на ГПЭС, /__/ м3 - на печи подогрева ПП-0,63, /__/ м3 -котельная, а /__/ м3 сожжено на ГФУ для выпаривания подтоварной воды.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 предельно допустимое значение показателя сжигания попутного нефтяного газа на факельных и (или) рассеивания попутного нефтяного газа установлено не более 5 процентов объема добытого попутного нефтяного газа.
Таким образом, ООО «Норд-Империал», использовав в 2013 году /__/ м3 попутного нефтяного газа путем его сжигания на ГФУ для выпаривания подтоварной воды, допустило сверхнормативную потерю добытого газа на уровне 25,55%, в связи с чем нерационально использовало недра при их разработке.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении требований по рациональному использованию недр, а именно - нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых, при осуществлении пользования недрами.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния общества по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения, в том числе вину в совершении правонарушения.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности обеспечивать объем утилизации попутного нефтяного газа в 2013 году в объеме не ниже 95%, установленного техническим проектом разработки Фестивального месторождения, равно как и доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих мер для рационального использования недр, обществом не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы защиты ООО «Норд-Империал» о правомерности использования попутного нефтяного газа для утилизации подтоварной воды путем ее выпаривания на ГФУ в 2013 году со ссылкой на проектный документ «Обустройство /__/ на период опытно-промышленной разработки» суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным, поскольку в техническом проекте «Дополнение к технологической схеме разработки Фестивального нефтяного месторождения» указанный способ утилизации попутного нефтяного газа и подтоварной воды не предусмотрен.
Проектный документ «Обустройство /__/ на период опытно-промышленной разработки» предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию объектов, призванных обеспечить выполнение технологических процессов по разработке нефтяного месторождения в соответствии с требованиями закона, в связи с чем указание в нем на использование ГФУ для утилизации подтоварной воды путем ее выпаривания само по себе не свидетельствует о правомерности утилизации попутного нефтяного газа путем сжигания на ГФУ для выпаривания подтоварной воды, а также рациональном использовании природных ресурсов.
Как следует из «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «Норд-Империал» /__/», утвержденного заместителем руководителя Западно-Сибирского Управления «Ростехнадзора» 13.07.2010 (срок действия до 21.12.2014), сжигание газа на ГФУ предусмотрено только до 2011 года, что также свидетельствует о неправомерности сжигания попутного нефтяного газа в 2013 году на ГФУ для выпаривания подтоварной воды.
Постановление о привлечении ООО «Норд-Империал» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Норд-империал» с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.10 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области ФИО2 № НЗВАТР-247/4 от 02.12.2014 и решение Каргасокского районного суда Томской области от 18.05.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Норд-Империал» оставить без изменения, жалобу ООО «Норд-Империал» - без удовлетворения.
Судья