Судья Аниканова Н.С. Дело № 7-301/2021РЕШЕНИЕ
г. Томск 20 августа 2021 года
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе Илгиной Любови Александровны на постановление председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области С. № 5 от 27.04.2021 и решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 20.07.2021, вынесенные в отношении Илгиной Любови Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области С. № 5 от 27.04.2021 Илгина Л.А., ранее замещавшая должность начальника Управления образования, опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район», признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Каргасокского районного суда Томской области от 20.07.2021 указанное постановление оставлено без изменения.
ФИО1 обратилась в Томский областной суд с жалобой, в которой просит отменить судебное решение и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы заявитель выводы судьи районного суда о том, что выводы судьи о том, что размер дополнительно расходуемых бюджетных средств и уменьшение количества поставляемых товаров на законность постановления по делу об административного правонарушения не влияют, противоречит содержанию диспозиции ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ. По мнению заявителя, само по себе указание на то, что приемка товара привела к дополнительному расходованию бюджетных средств, не является надлежащим подтверждением события административного правонарушения, поскольку не позволяет установить размер и дату этого дополнительного расходования средств. Без выяснения вопроса о размере дополнительного расходования бюджетных средств из соответствующего бюджета, невозможно сделать вывод на наличии в действиях ФИО1 состава вмененного правонарушения.
Заявитель обращает внимание на то, что в постановлении по делу датой совершения правонарушения определено 22.07.2020, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Судьей районного суда этому обстоятельству не дана надлежащая правовая оценка.
По мнению заявителя, указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о недоказанности обстоятельств на основании которых было вынесено постановление по делу и отсутствии виновности ФИО1
В судебном заседании прокурор Свинцов И.А. возражал против доводов жалобы, просил постановление по делу и судебное решение оставить без изменения.
ФИО1, защитник Тимохин В.В., должностное лицо, вынесшее постановление по делу С. в суд не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения жалобы. ФИО1 направила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия. Остальные участники производства по делу ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. В связи с чем судья определил рассмотреть дело без их участия.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к нижеследующему.
Частью 10 ст. 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в части 1 названной статьи.
На основании пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (ч. 7 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 8 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ).
В ходе судебного разбирательства установлено и из материалов дела следует, что Департаментом государственного заказа Томской области в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ размещено извещение /__/ на проведение электронного аукциона на поставку комплекта оборудования для урока технологии, в том числе квадрокоптера тип 1, для Управления образования, опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район».
По результатам проведенного электронного аукциона /__/ Управлением образования опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район» (заказчик) в лице начальника ФИО2 и ООО «/__/» (поставщик) 09.06.2020 заключен муниципальный контракт № 20/6 на поставку комплекта оборудования для урока технологии в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2020 году.
Цена контракта составила 537 066,67 рублей (п. 2.1 муниципального контракта). Согласно п. 1.1 муниципального контракта поставщик обязуется поставить заказчику комплект оборудования для урока технологии в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2020 году в соответствии со спецификацией (приложение 1 к контракту), а заказчик обязуется принять товар и оплатить его в порядке и на условиях контракта.
В соответствии с п. 3.1 контракта поставка товара должна осуществляться в соответствии со спецификацией (приложение 1 к контракту), условиями контракта, требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В силу п. 5.1 контракта функциональные, технические и качественные характеристики товара, эксплуатационные характеристики поставляемого товара и иные показатели товара, должны соответствовать спецификации (приложение 1 к контракту), условиям контракта и действующему законодательству Российской Федерации, требованиям ГОСТ, ТУ, СанПиН.
Согласно положениям пп. 6.3 - 6.5 муниципального контракта №20/6 от 09.06.2020, приемка поставленного товара включает в себя следующие этапы:
проверка наличия (отсутствия) внешних повреждений упаковки (тары) (в случае, если товар поставляется в упаковке (таре));
проверка наличия документов, предоставляемых заказчику в соответствии с пунктом 3.5 контракта;
проверка товара на соответствие условиям контракта и спецификации (приложение 1 к контракту).
Для проверки поставленного товара в части соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза проводится заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. Для проведения экспертизы поставленного товара эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Срок представления поставщиком дополнительных материалов составляет 3 рабочих дня с даты направления запроса. При нарушении поставщиком срока представления дополнительных материалов срок приемки товара, предусмотренный пунктом 6.1 контракта, увеличивается на количество дней просрочки.
По окончании приемки товара заказчик в течение трех рабочих дней подписывает товарную накладную либо направляет мотивированный отказ от подписания товарной накладной (извещение о выявленных недостатках) с указанием сроков по устранению недостатков (по количеству, качеству, иных несоответствий условиям контракта). Поставщик в установленный в извещении о выявленных недостатках срок обязан устранить все недостатки. Товарная накладная не подписывается до устранения поставщиком недостатков. Извещение о выявленных недостатках направляется поставщику в письменной форме.
Согласно спецификации к муниципальному контракту № 20/6 от 09.06.2020 (приложение 1 к контракту) подрядчик должен был поставить заказчику оборудование, в том числе квадрокоптер тип 1 DJI в количестве двух штук со следующими функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, эксплуатационными характеристиками: 3-осевой стабилизационный подвес; четыре пары пропеллеров; пульт дистанционного управления; тип камеры: встроенная; канал связи управления квадрокоптером: наличие; бесколлекторные моторы: наличие; полетный контроллер: наличие; поддержка оптической системы навигации в помещении: наличие; модуль фото/видеокамеры разрешением 4К: наличие; модуль навигации GPS/ГJIOHACC: наличие; тип батареи: литий - полимерный аккумулятор; программное приложение для программирования и управления квадрокоптером, в том числе для смартфонов: наличие; разрешение видеосъёмки: 3840 х 2160 пикселей; разрешение фотосъёмки: 5400 х 3600 пикселей; передача видеосигнала на открытой местности: 8 км; максимальная дальность передачи данных: 4 км; емкость аккумуляторной батареи: 3850 миллиампер/час; время полета: 31 мин; максимальное расстояние точного обнаружения препятствий: 20 м; максимальная высота полета над уровнем моря: 6 км; максимальная горизонтальная скорость полета: 72 км/ч; минимальное расстояние точного обнаружения препятствий: 0,5 м; вес, включая батарею и пропеллеры: 907 гр. Дополнительные функции: анализ и пост-обработка изображений для возможности построения моделей геодезического, цифрового фотоплана местности; автоматическая группировка объектов на классы: «Земля», «Здания», «Растительность», «Дороги», «Машины», «Искусственные сооружения»; интегрированные функции: измерение расстояний, площадей, объемов; построение 3D моделей; сшивка панорамы 360 градусов на основе снимков с одной камеры; обработка инфракрасных и мультиспектральных изображений; возможность обработки изображений и определения формы, размеров, положения и иных характеристик объектов на плоскости или в пространстве.
В соответствии с п. 3.1 Положения об Управлении образования, опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район», утвержденного решением Думы Каргасокского района от 18.06.2014 № 292, Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности распоряжением Администрации Каргасокского района.
Как указано в п. 3.2.1, 3.2.2., 3.2.5 указанного Положения, начальник Управления руководит на основе единоначалия деятельностью Управления, подписывает от имени Управления договоры, соглашения и иные документы Управления, действует без доверенности от имени Управления, представляет его во всех органах и организациях.
Также, судом установлено, что распоряжением Администрации Каргасокского района №42-к от 22.08.2005 ФИО1 назначена начальником Управления образования, опеки и попечительства МО «Каргасокский район», впоследствии срок нахождения ФИО1 на муниципальной службе продлен до 31.08.2020, что следует из распоряжения Администрации Каргасокского района №267-к от 30.06.2020.
Согласно трудовому договору, заключенному между ФИО1 и Администрацией Каргасокского района муниципального образования «Каргасокский район» от 01.01.2008, работник обязан добросовестно и разумно руководить Управлением образования опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район», организовывать его деятельность, обеспечивать выполнение установленных Уставом его основных функций, добросовестно выполнять должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией (подп. 1, 4 п. 4.1 договора). Действие трудового договора прекращено 31.08.2020, что следует из приказа Администрации Каргасокского района от 25.08.2020 №348-к.
Исполнение муниципального контракта № 20/6 подтверждается товарной накладной №БМ20-01316-01 от 10.07.2020, согласно которой ООО «/__/» поставило заказчику - Управлению образования, опеки и попечительства МО «Каргасокский район» по адресу: <...>, в том числе квадрокоптер тип 1 DJI в количестве двух штук, общей стоимостью 246 484,72 рублей. В соответствии с данной товарной накладной приемку товара, в том числе двух квадрокоптеров тип 1 DJI, осуществила 22.07.2020 ФИО1, замещавшая по состоянию на указанную дату должность начальника Управления образования, опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район» Томской области, что подтверждается поставленной ею подписью в товарной накладной.
Оплата за поставленное оборудование по муниципальному контракту 20/6 от 06.06.2020 произведена в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 29.07.2020 №153676.
Согласно заключению от 22.07.2020 экспертизы результатов, предусмотренных контрактом №20/6 от 09.06.2020 за подписью заведующего хозяйством Управления образования, опеки и попечительства МО «Каргасокский район» Т., фактов нарушений условий контракта не выявлено, квадрокоптер тип 1 DJI в количестве двух штук соответствует условиям контракта, связи с чем рекомендовано принять результаты исполнения по контракту.
Впоследствии квадрокоптеры тип 1 DJI Mavic 2 Pro переданы и доставлены в МБОУ «Каргасокская средняя общеобразовательная школа - интернат №1» и МБОУ «Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 2», что следует из уведомлений Федерального агентства воздушного транспорта о постановке на учет беспилотного воздушного судна от
12.10.2020 и 20.10.2020.
Вместе с тем, по сведениям, представленным ФГБОУ ВО «ТУСУР» от 26.02.2020 №20/812, непосредственное осуществление квадрокоптером DJI Mavic 2 Pro таких функций, как анализ и пост-обработка изображений для возможности построения моделей геодезического, цифрового фотоплана местности; автоматическая группировка объектов на классы: «Земля», «Здания», «Растительность», «Дороги», «Машины», «Искусственные сооружения»; интегрированные функции: измерение расстояний, площадей, объемов; построение 3D моделей; сшивка панорамы 360 градусов на основе снимков с одной камеры; обработка инфракрасных и мультиспектральных изображений; возможность обработки изображений и определения формы, размеров, положения и иных характеристик объектов на плоскости или в пространстве невозможно.
Для осуществления данных функций в дополнение к квадрокоптеру необходимо наличие персонального компьютера с предустановленным специализированным программным обеспечением (Agisoft Metashare Professional или подобное); для получения полноценных инфракрасных и мультиспектральных изображений необходима специальная мультиспектральная камера, не входящая в базовый комплект поставки квадрокоптера.
То есть, Управлением образования опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район» в лице начальника ФИО1 22.07.2020 осуществлена приемка товара - двух квадрокоптеров тип 1 DJI, не соответствующего условиям контракта, а именно без дополнительных функций, таких как анализ и пост-обработка изображений для возможности построения моделей геодезического, цифрового фотоплана местности; автоматическая группировка объектов на классы: «Земля», «Здания», «Растительность», «Дороги», «Машины», «Искусственные сооружения»; интегрированные функции: измерение расстояний, площадей, объемов; построение 3D моделей; сшивка панорамы 360 градусов на основе снимков с одной камеры; обработка инфракрасных и мультиспектральных изображений; возможность обработки изображений и определения формы, размеров, положения и иных характеристик объектов на плоскости или в пространстве. Указанное несоответствие не устранено поставщиком и привело к дополнительному расходованию бюджетных средств и уменьшению количества поставленных товаров.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения замещавшей 22.07.2020 должность начальника Управления образования, опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район» ФИО1 положений ст. 94 Федерального закона РФ №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» при осуществлении приемки 22.07.2020 квадрокоптеров типа 1 DJI (Mavic 2 Pro), не имеющих возможности осуществления дополнительных функцией, установленных муниципальным контрактом №20/6 от 09.06.2020.
Доказательства тому, что при исполнении контракта между Управлением образования, опеки и попечительства МО «Каргасокский район» достигнуто соглашение о том, что поставленное оборудование (квадрокоптеры тип 1 DJI в количестве двух штук) является улучшенным по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в муниципальном контракте, а также тому, что соответствующие изменения внесены Управлением образования, опеки и попечительства МО «Каргасокский район» в реестр контрактов, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.
Довод жалобы о том, что в постановлении не верно указана дата совершения правонарушения, а судья районного суда не дал этому обстоятельству должной оценки является надуманным. Как в постановлении по делу, так и в судебном решении указанная дата указана – это 22.07.2020 года, то есть день, когда осуществила приемку указанных выше квадрокоптеров.
Довод жалобы о необходимости установления по делу размера и дату дополнительного расходования бюджетных средств основан на неправильном понимании закона. Установив нарушение указанных выше норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд», выразившихся в приемке Управлением товара, не соответствующего условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком и привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, так как для использования закупленных квдрокоптеров необходимо дополнительное оборудование, что предполагает дополнительные затраты на его приобретение, которые не учитывались при установлении начальной максимальной цены на приобретение квадрокоптеров. Совокупностью представленных в материалах дела доказательств, подробно изложенных в обжалуемых актах и получивших надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Действия должностного лица ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено, неустранимых сомнений, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не усматривается.
Постановление о привлечении ФИО3 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО3 с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 10 ст. 7.32 названного Кодекса.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущих за собой отмену постановления судьи, по делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи, в том числе и по доводам жалобы, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области С. № 5 от 27.04.2021 и решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 20.07.2021, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.В. Еремеев