Судья Хромов В.А. Дело № 7-302/2015РЕШЕНИЕ
г. Томск 24 июля 2015 года
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе генерального директора ООО «Норд Империал» Каратаева А.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области Шмаковой Е.А. от 02.12.2014, на решение Каргасокского районного суда Томской области от 18.05.2015, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ООО «Норд Империал»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области Шмаковой Е.А. № НЗВАТР-247/5 от 02.12.2014 ООО «Норд-Империал» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 800 000 рублей.
Решением Каргасокского районного суда Томской области от 18.05.2015 указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе генеральный директор ООО «Норд Империал» ФИО1 просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 02.12.2014, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 02.12.2014, предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований от 10.11.2014, решение Каргасокского районного суда Томской области от 18.05.2015.
В обоснование жалобы ФИО1, ссылаясь на положения п. 10. ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», п. 352 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101, п. 10.3.3 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Коллегией Министерства нефтяной промышленности СССР (протокол от 15.10.1984 № 44 п. IV), п. 1.2 РД 153-39-007-96 (Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденного Минтопэнерго России от 23.09.1996), п. 5 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от 21.03.2007 № 61, п. 13 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 71, указывает, что вывод суда о том, что способы рационального использования попутного нефтяного газа, извлекаемого недропользователем, должны быть предусмотрены только в техническом проекте (схеме) разработки месторождения, противоречит требованиям действующего законодательства, устанавливающих необходимость решения вопросов использования попутного нефтяного газа как в технологических схемах, так и в проектах обустройства месторождений.
Заявитель указывает, что имеющийся у него проектный документ «Обустройство /__/ на период опытно-промышленной разработки», получившего положительное заключение государственной экспертизы от 21.11.2011, прямо предусматривает такой способ использования попутного нефтяного газа, как его сжигание на горизонтальной факельной установке в целях выпаривания подтоварной воды.
Заявитель считает, что суд сделал неправильную оценку содержания Дополнения к технологической схеме разработки /__/. Действительно, в соответствии с указанным документом предусмотрено направление подтоварной воды по промысловому нефтепроводу на УПН «/__/». Однако в технологической схеме разработки месторождения указанный комплекс мер по утилизации подтоварной воды не предусмотрен.
По мнению заявителя, именно проект обустройства месторождения призван решить те вопросы, которые не решены в технологической схеме разработки месторождения.
При таких условиях является необоснованным вывод суда о неправомерности действий заявителя по использованию попутного нефтяного газа путем его сжигания на горизонтальной факельной установке в целях выпаривания подтоварной воды, как способа утилизации промышленных стоков.
На основании изложенного считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании защитник ООО «Норд Империал» Савин Н.Н. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Росприроднадзора по Томской области ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы.
Выслушав мнение участников судебного разбирательства, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и о соблюдении административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Вывод суда первой инстанции является правильными, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ административным правонарушением признается выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр указаны в ст. 22 Закона РФ «О недрах». Согласно п. 10 ч. 2 названной статьи одной из этих обязанностей является выполнение условий, предусмотренных в лицензии.
Как усматривается из материалов дела, Общество имеет лицензию ТОМ 12945 НР с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах /__/, со сроком окончания лицензии 31.12.2029.
Статьей 23 Закона РФ «О недрах» предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с техническими проектами.
Из пункта 3 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21.03.2007 N 61, следует, что проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензий на пользование недрами, выданных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке и, как правило, на основе данных запасов полезных ископаемых, прошедших государственную экспертизу и/или находящихся на государственном балансе на дату составления проектного документа.
Пунктом 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, установлено, что в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья в обязательном порядке включаются мероприятия по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Обязанность природопользователя осуществлять эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств установлена ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 « 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь.
Согласно пункту 7.5.1 ГОСТа Р 53713-2009 «Месторождения нефтяные и газовые Правила разработки», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1166-ст, система использования газа, включающая пункты сепарации газа, газопроводы, компрессорные станции, объекты утилизации и вспомогательные объекты, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95%.
В техническом проекте «Технологическая схема разработки /__/» (протокол ЦКР Роснедра от 02.03.2011 № 5093) установлено, что годовой уровень использования попутного нефтяного газа на Двойном нефтяном месторождении на 2013 год установлен в размере 95%.
Кроме этого, согласно проектному документу «Технологическая схема разработки /__/» утилизация попутного нефтяного газа предусмотрена в виде закачки в пласт или организации системы тепло-энергоснабжения. Рекомендован наиболее подходящий вариант утилизации газа в виде выработки электроэнергии и тепла с использованием газа на собственные нужды - нагрев продукции скважин и для поддержания в рабочем состоянии факельной системы ДНС, остальное количество газа должно перекачиваться совместно с нефтью на УПН «/__/».
За 2013 год ООО «Норд Империал» (/__/) фактически добыто /__/. м3, из которого /__/. м3 использовано для печи подогрева нефти НПС-0,4, а /__/ м3 сожжено на ГФУ-5 для выпаривания подтоварной воды.
В соответствии с проектным документом «Обустройство /__/», получившего положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» №303-11/ОГЭ-2384/02 от 21.11.2011, предусмотрено направление подтоварной воды для утилизации на ГФУ-5 либо ее вывоз на ППН /__/ для дальнейшей утилизации, при этом в качестве источника выбросов загрязняющих веществ на период эксплуатации предусмотрена горизонтальная факельная установка для утилизации подтоварной воды.
В соответствии с «Проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «Норд Империал» /__/, утвержденным заместителем руководителя Западно-Сибирского Управления «Ростехнадзора» 18.09.2009, в качестве источника загрязнения атмосферы предусмотрена факельная установка площадки УПН (ист. 0009).
Согласно «Проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «Норд Империал» /__/», утвержденном руководителем Управления Росприроднадзора по Томской области 20.08.2014, в качестве источника загрязнения атмосферы предусмотрена горизонтальная факельная установка - ГФУ-5 площадки УПН (ист. 0009).
В соответствии с указанными выше правовым нормам предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с техническими проектами.
Таким образом, ООО «Норд Империал» при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых должно действовать в соответствии со всеми техническими проектами, регламентирующими данную деятельность, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ.
Рекомендуемые способы утилизации попутного нефтяного газа закреплены в проектном документе «Дополнение к технологической схеме разработки /__/ среди которых использование попутного нефтяного газа путем сжигания на ГФУ для выпаривания подтоварной воды отсутствует.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 предельно допустимое значение показателя сжигания попутного нефтяного газа на факельных и (или) рассеивания попутного нефтяного газа установлено не более 5 процентов объема добытого попутного нефтяного газа.
Таким образом, ООО «Норд Империал», использовав в 2013 году 592,79 тыс. м3 попутного нефтяного газа путем его сжигания на ГФУ для выпаривания подтоварной воды, допустило сверхнормативную потерю добытого газа на уровне 22,81%, в связи с чем нерационально использовало недра при их разработке.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 26.11 КоАП РФ административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении требований по рациональному использованию недр, а именно - нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых, при осуществлении пользования недрами.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния общества по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения, в том числе вину в совершении правонарушения.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности обеспечивать объем утилизации попутного нефтяного газа в 2013 году в объеме не ниже 95%, установленного техническим проектом разработки /__/, равно как и доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих мер для рационального использования недр, обществом не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы защиты ООО «Норд Империал» о правомерности использования попутного нефтяного газа для утилизации подтоварной воды путем ее выпаривания на ГФУ в 2013 году со ссылкой на проектный документ «Обустройство /__/ на период опытно-промышленной разработки», суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным, поскольку в техническом проекте «Дополнение к технологической схеме разработки /__/» указанный способ утилизации попутного нефтяного газа и подтоварной воды не предусмотрен.
Проектный документ «Обустройство /__/» предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию объектов, призванных обеспечить выполнение технологических процессов по разработке нефтяного месторождения в соответствии с требованиями закона, в связи с чем указание в нем на использование ГФУ для утилизации подтоварной воды путем ее выпаривания само по себе не свидетельствует о правомерности утилизации попутного нефтяного газа путем сжигания на ГФУ для выпаривания подтоварной воды, а также рациональном использовании природных ресурсов.
Принимая во внимание, что в указанных выше проектных документах ООО «Норд Империал» в качестве допустимого способа утилизации попутного нефтяного газа не отражена и не предусмотрена возможность его использования путем сжигания на ГФУ для выпаривания подтоварной воды, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия ООО «Норд Империал» по сжиганию в 2013 году попутного нефтяного газа на горизонтальной факельной установке для выпаривания подтоварной воды являются неправомерными.
Постановление о привлечении ООО «Норд Империал» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Норд империал» с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.10 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области ФИО2 № НЗВАТР-247/4 от 02.12.2014 и решение Каргасокского районного суда Томской области от 18.05.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Норд-Империал» оставить без изменения, жалобу ООО «Норд Империал» - без удовлетворения.
Судья