ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-304/2021 от 29.09.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №7-304/21 судья Юдаков С.А. РЕШЕНИЕ

29 сентября 2022 года г.Тула, пр.Ленина, д.45

Судья Тульского областного суда Орлова И.А.,

при секретаре Кузнецовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фомичевой А.А. на постановление судьи Щекинского межрайонного суда Тульской области от 28 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Щекино в отношении Фомичевой А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Постановлением судьи Щекинского межрайонного суда Тульской области от 28 июля 2022 года Фомичева А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФИО1 подана жалоба в Тульский областной суд, в которой она просит постановление судьи Щекинского межрайонного суда Тульской области от 28 июля 2022 года отменить, производство по делу прекратить.

Порядок пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен главой 30 КоАП РФ.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела Тульским областным судом была извещена в установленном порядке. Ходатайств об отложении разбирательства дела не представила. Доверила представление ее интересов в суде защитникам адвокату Мутовину Д.С., действующему по доверенности и ордеру и ФИО2, действующей по доверенности.

Пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Присутствие лиц, являющихся участниками по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе в вышестоящем суде не является обязательным, если эти лица извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Судья, с учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1

Проверив материалы дела, выслушав объяснения защитников ФИО1 адвоката Мутовина Д.С., действующего по доверенности и ордеру и ФИО2, действующей по доверенности, возражения помощника прокурора г. Щекино, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 25 июня 2002 года №73-Ф3 в редакции, действующей на момент выявления административного правонарушения) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Как установлено судьей межрайонного суда и следует из материалов дела об административном правонарушении, земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий ФИО1 на праве собственности расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого – усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, первая половина XIX в. – начало XX в.», а также в границах охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника «Музей – усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей – усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Решение Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24.04.1987 № 8-261 "Об утверждении правил застройки, благоустройства и содержания охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" (далее Решение Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24.04.1987 № 8-261) утверждена охранная зона вокруг мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", а также правила застройки, благоустройства и содержания охранной зоны.

Согласно пунктам 1,2,3 указанных Правил на территории охранной зоны запрещается: всякое новое строительство, не связанное с задачами заповедника; прокладка воздушных линий электропередач, прокладка подземных коммуникаций; рубка леса (кроме рубок ухода и санитарных работ); затопление искусственными водоемами; прокладка дорог и устройство стоянок, не связанных с маршрутной схемой; движение и стоянки транспортных средств вне установленных мест; повреждение форм рельефа, распашка и разрушение берегов; уничтожение или повреждение почвозащитной растительности; организация летних лагерей для скота; выпас скота; размещение свалок мусора, отходов производства; мойка автомашин; проведение авиахимических работ; применение пестицидов.

По специальным проектам, согласованным с органами охраны памятников, архитектуры и музеем-усадьбой Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" в охранной зоне могут выполняться: работы, связанные с сохранением и восстановлением планировки зданий, сооружений и благоустройства территории, формирующих историческую среду и окружение памятников; устройство дорог и дорожек, в отдельных случаях небольших автостоянок, наружного освещения, озеленения, благоустройства, установок стендов и витрин, относящихся к памятнику, и обеспечение других форм благоустройства, вызванных требованиями современного использования, но не нарушающих исторически ценную градостроительную среду и природный ландшафт; замена выводимых из зоны предприятий, мастерских, складов и других сносимых построек зданиями и сооружениями или зелеными насаждениями, не мешающими восприятию и сохранению памятников (п.2 Правил).

Для исторических деревень Ясная Поляна, Грумант, Телятинки устанавливается: запрещение нового строительства и реконструкции существующих зданий и сооружений; обеспечение повышенного уровня благоустройства и инженерного оборудования; разработка и осуществление специальных проектов озеленения, малых архитектурных форм (штакетники, осветительная арматура, колодцы, скамьи); в деревне Ясная Поляна от въездных ворот до "Кислого переулка" на участке в сторону прудов ограничить земельные участки до 0,06 га; запрещение дарения и продажи жилых строений частями без обеспечения санитарной нормы проживания; ограничение свободной прописки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п.3 Правил).

В соответствии с п.6 указанных Правил в пределах охранной зоны обязательному сохранению подлежат традиционная застройка деревни "Ясная Поляна" - дома .

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом судебном акте выводы о том, что названным лицом, являющимся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: на территории охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" осуществляется производство строительных работ по возведению трех объектов капитального строительства. Данная хозяйственная деятельность в границах территории охранной зоны объекта культурного наследия выполняется в нарушение приведенных выше требований Закона об объектах культурного наследия.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу и исследованными доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1 - 6); копией акта осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным фотоматериалом (л.д. 9 - 18); выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 13 апреля 2022 года (л.д. 19 - 26); показаниями инспектора инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия А.Ю., допрошенного в районном суде в качестве свидетеля (л.д.160) и другими представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние собственника земельного участка, находящегося в пределах территории охранной зоны объекта культурного наследия, ФИО1, допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Доводы жалобы заявителя ФИО1 со ссылкой на Выписку из ЕГРН о том, что принадлежащий ей на праве собственности земельный участок не находится на территории охранной зоны объекта культурного наследия, а находится в границах достопримечательного места в регламентном участке с режимом при котором разрешается строительство новых объектов недвижимости не могут являться основанием для отмены судебного постановления, поскольку при рассмотрении дела судьей межрайонного суда достоверно установлено, что принадлежащий ФИО1 земельный участок находится в границах охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", утвержденной Решением Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24.04.1987 № 8-261, что следует из письма Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия от 28.07.2021 за №47-10/2158.

Также данный довод был предметом проверки Тульского областного суда на соответствующий запрос из администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ за поступил ответ с приложением фрагментов карт о том, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: одновременно расположен: в границах охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", установленной Решением Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24.04.1987 № 8-261 и в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого – усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, первая половина XIX в. – начало XX в.», установленной Постановлением Правительства Тульской области от 16.10.2013 №544.

Аналогичные фрагменты карт: охранной зоны Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и территории объектов культурного наследия генерального плана МО были представлены прокуратурой г. Щекино при рассмотрении дела по жалобе ФИО1 в Тульском областном суде, из которых усматривается, что принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером расположен в границах территории охранной зоны объекта культурного наследия - Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".

То обстоятельство, что принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером одновременно расположен в границах охранной зоны государственного мемориального и природного заповедника и территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место» также не может являться основанием для удовлетворения доводов жалобы.

В соответствии с п.24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 (ред. от 20.10.2021) в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.

Доводы жалобы на процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении, а в частности не извещения ФИО1 о проводимой прокуратурой г. Щекино проверке и составления акта в отсутствие ФИО1 не являются состоятельными, поскольку прокуратура г.Щекино получив сообщение о нарушении законодательства об охране объектов культурного наследия, действовало в соответствии с п.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". При проведении проверки и при составлении Акта обследования не было нарушено прав ФИО1, прокуратура г. Щекино действовало в приделах своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", который не возлагает на прокуратуру обязанности извещения о проведении проверки физического лица. Кроме того, как следует из Акта осмотра земельного участка составленного помощником прокурора г. Щекино ДД.ММ.ГГГГ осмотр проводился при участии специалиста Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия без взаимодействия с собственником земельного участка и нахождения на территории данного участка.

Вопреки доводам жалобы при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья межрайонного суда принял во внимание все доказательства, представленные в материалах дела, правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности ФИО1 в совершении инкриминируемого ей правонарушения.

Доводы защитника ФИО1 по ордеру адвоката Мутовина Д.С. о том, что вмененное его подзащитной правонарушение относится к длящемуся правонарушению и срок давности привлечения к ответственности истек, т.к. его следует исчислять с момента выявления правонарушения, которое явилось основанием для привлечения ФИО1 по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ постановлением судьи Щекинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, не могут являться основанием для прекращения производства по делу.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В соответствии с п.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет один год.

Правонарушение вменяемое ФИО1 выявлено ДД.ММ.ГГГГ в ходе прокурорской проверки. Указанное правонарушение относится к категории длящихся и считается оконченным в день его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Следовательно, каждое повторное обнаружение указанным должностным лицом факта нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия, образует состав нового административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ.

Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта по делу об административном правонарушении, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств; не опровергают правильности выводов судьи межрайонного суда.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Щекинского межрайонного суда Тульской области от 28 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

В соответствии с п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: