ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-306/201929МА от 29.05.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья - Федорова Л.П.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 7-306/2019 29 мая 2019 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

с участием представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО2 на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 февраля 2019 года, которым постановление начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты - Мансийского автономного округа - Югры ФИО3 № 09-997/2018 от 16 ноября 2018 года о привлечении ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей - оставлено без изменения, а жалоба ООО «РН-Юганскнефтегаз» - без удовлетворения,

установил:

Постановлением начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ФИО3 № 09-997/2018 от 16 ноября 2018 года ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а именно размещение нефти и нефтепродуктов на лесном участке при проведении работ по изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых во время пожароопасного сезона на землях лесного фонда в квартале *** выделах *** чем нарушило требования ст.51,53 Лесного кодекса Российской Федерации, п.п. «в» п. 33, п. 34, п. 35 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

Считая данное постановление незаконным и необоснованным, представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратился в суд с жалобой о его отмене.

Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 февраля 2019 года вышеуказанное постановление должностного лица Природнадзора Югры оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО2 просит отменить решение суда, признать незаконным постановление Природнадзора Югры, мотивируя жалобу тем, что отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Общества, так как внеплановая проверка проводилась в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания, предметом проверки является только исполнение предписания и привлечение к ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ в данной ситуации является неправомерным; госорганом допущены нарушения требований Закона № 294-ФЗ, так как к проведению проверки Природнадзором Югры привлечена экспертная организация ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз», состоящая в договорных отношениях с проверяемым юридическим лицом; доказательства, полученные госорганом в ходе производства по делу, не могут быть признаны надлежащими; в действиях Общества отсутствуют как состав, так и событие административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 поддержал жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе и дополнительно пояснив, что решением Нефтеюганского районного суда от 31.10.2018 года, в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, действия Природнадзора Югры по проведению внеплановой проверки по распоряжению от 25.05.2018 года № 09-180/2018 признаны незаконными с возложением обязанности отменить результат данной проверки.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

Как видно из материалов дела, вывод о виновности ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении правонарушения основан на собранных по делу доказательствах.

Вина ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается доказательствами, собранными по делу, подробный анализ которым и мотивированная оценка дана в решении суда.

Указанных в решении доказательств достаточно для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Доводы жалобы о недоказанности в действиях Общества состава административного правонарушения, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Так, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действие или бездействие, выражающееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007. Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Подпунктом «в» п. 33 Правил, нарушение которых вменено Обществу, предусмотрено, что при проведении работ по геологическому изучению недр разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется не допускать хранение нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнение предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).

В соответствии с пунктом 34 Правил, полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

В соответствии с пунктом 35 Правил, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Приказом Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры № 17-НП от 22.03.2018 года, на территории Ханты-Мансийского автономного округа с 23.04.2018 установлен пожароопасный период.

Горючесть обнаруженного нефтезагрязняющего вещества подтверждается самим фактом разлива на земли лесного фонда нефтепродуктов, содержащих в себе нефть.

Общеизвестным фактом является то обстоятельство, что главным составным веществом нефтепродуктов является нефть.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», классификация веществ и материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара или взрыва.

Так, по горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы:

негорючие - вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);

трудногорючие - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;

горючие - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно ГОСТ 17.1.4.01-80 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах», нефтепродукты неполярные и малополярные углеводороды, составляющие главную и наиболее характерную часть нефти и продуктов ее переработки.

При этом в силу пункта 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005.6.6. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом - IIA-T3 по ГОСТ Р 51330.11. Температура самовоспламенения нефти согласно ГОСТ Р 51330.5 выше 250 °С.

Следовательно, нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом. А поскольку нефть является главным составным веществом нефтепродукта, то нефтепродукт также является горючим веществом.

Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, районный суд сделал правильный вывод о том, что в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Все выводы судьи должным образом мотивированы, основаны на верном толковании норм права.

Наказание ООО «РН-Юганскнефтегаз» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» допущено не было.

Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в постановлении. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, основаны на неверном толковании норм права, так как в соответствии с ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является в том числе и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В данном случае не имеет значения при каких обстоятельствах должностное лицо обнаружило правонарушение – при проведении проверки или рейдового осмотра территории.

В данном случае имеет значение, являются ли доказательства относимыми и допустимыми. Как следует из материалов дела, выводы о виновности Общества в совершении правонарушения сделаны на основе относимых и допустимых доказательств: рапорта старшего инспектора Природнадзора Югры о выявленных нарушениях пожарной безопасности с фотографиями нарушения и сведениями о произошедшей ранее аварии на нефтепроводе с разливом нефтепродуктов на лесной участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В связи с чем судом обоснованно рапорт старшего государственного инспектора и сведения об аварии оценены в совокупности с другими доказательствами по делу, как доказательства, подтверждающие вину ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении правонарушения.

То обстоятельство, что к проведению проверки Природнадзором Югры привлечена экспертная организация ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз», состоящая в договорных отношениях с проверяемым юридическим лицом, в данном случае не имеет значения для правильного разрешения дела, так как результаты данной проверки не использованы в деле, и при вынесении постановления по делу, в качестве доказательств правонарушения. По тому же основанию, для данного дела не имеет значения то обстоятельство, что решением Нефтеюганского районного суда от 31.10.2018 года, в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, действия Природнадзора Югры по проведению внеплановой проверки по распоряжению от 25.05.2018 года № 09-180/2018 признаны незаконными с возложением обязанности отменить результат данной проверки, так как результаты данной проверки не положены в данное дело в качестве доказательств.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 февраля 2019 года в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО2 - без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов