ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-306/2021 от 11.08.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Лукина Н.К. Дело № 7-306/2021

РЕШЕНИЕ

11 августа 2021 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Жеребятникова В.К. – Нора И.В. на постановление № 2119 начальника Новосибирского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора ФИО1 от 30 октября 2020 года, решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 8 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Жеребятникова В.К.,

установил:

постановлением № 2119 начальника Новосибирского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора ФИО1 от 30 октября 2020 года Жеребятников В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Жеребятникова В.К. – Нор И.В. обратился в Железнодорожный районный суд города Новосибирска с жалобой в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 24 ноября 2020 года жалоба направлена на рассмотрение по подведомственности в Новосибирский районный суд Новосибирской области.

Решением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 8 апреля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 КоАП РФ в Новосибирский областной суд, защитник Жеребятникова В.К. – Нор И.В. просит отменить вынесенные в отношении него решение суда и постановление должностного лица административного органа и прекратить производство по делу.

В обоснование своей жалобы указывает, что суд применил норму закона, не подлежащую применению в данном случае. Свое решение суд обосновал ссылкой на статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающую организацию и проведение внеплановой проверки. Однако, в соответствии с материалами дела внеплановая проверка не проводилась, была проведена плановая (рейдовая) проверка. Суд оставил без внимания и оценки доводы жалобы о том, что в период с 1 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года был наложен запрет на любые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. ООО «Александровский грузовой терминал» является субъектом малого и среднего предпринимательства. Полагает, что проверка была проведена с грубыми нарушениями закона, результаты проверки не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства. Жеребятников В.К. был незаконно привлечен к административной ответственности.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав пояснения защитника Нора И.В., прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Статьей 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности.

Часть 2 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предписывает, что судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 № 158, настоящие правила устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река-­море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с пунктом 5 Правил судовладельцы, капитаны судов организуют изучение Правил и обеспечивают выполнение на судах требований мероприятий, предусмотренных ими.

Согласно пункту 207 Правил буксировщики и буксиры-толкачи должны быть снабжены средствами пожаротушения, обеспечивающими возможность ликвидации пожара на буксируемых (толкаемых) баржах, в том числе оборудованы системой пенотушения, необходимым запасом пенообразователя, а также средствами вентилирования сухих отсеков толкаемой баржи.

В соответствии с пунктом 48 Правил поступающий на судно пенообразователь для системы пенотушения должен иметь документ, подтверждающий его качество. После получения пенообразователя, налива его в судовую емкость необходимо проверить его качество в лаборатории с получением справки. В дальнейшем такая проверка проводится один раз в год перед вводом судна в эксплуатацию. Пенообразователь с гарантийным сроком хранения проверяется по истечении этого срока или при нарушении установленных условий его хранения на судне. Количество пенообразователя должно соответствовать норме, установленной для данного типа судна.

Как следует из материалов дела, приказом капитана Обского бассейна ВВП <данные изъяты> от 7 октября 2020 года № ГПК-1102 в соответствии с порядком подготовки и содержания плановых (рейдовых) заданий, порядком назначения проверок судов и иных плавучих объектов, согласно приказу № 114 Министерства транспорта Российской Федерации от 10 апреля 2013 года (действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Жеребятникова В.К. к административной ответственности), на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, с целью осуществления государственного портового контроля за безопасностью судоходства на внутренних водных путях, назначена проверка судна в период с 7 октября 2020 года по 7 ноября 2020 года. Владельцем судна является ООО «Александровский грузовой терминал».

В ходе проверки, проведенной инспектором государственного портового контроля Новосибирского РВПГиС 8 октября 2020 года было установлено, что на судне «РТ-399» на момент проведения проверки отсутствовала соответствующая справка лабораторного анализа качества пенообразователя. Жеребятников В.К. является капитаном - механиком судна «РТ-399» ООО «Александровский грузовой терминал».

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Жеребятникова В.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.16 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы Жеребятникова В.К. судья районного суда пришел к выводу о том, что привлечение Жеребятникова В.К. к административной ответственности являлось законным и обоснованным.

С данными выводами согласиться не могу.

ООО «Александровский грузовой терминал» является юридическим лицом, сведения о котором включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 № 398, положениями статей 4.1, 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору), в числе прочего, в сфере внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях) транспорта, и такая контрольно-надзорная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с частью 1.1 статьи 26.2 названного Федерального закона, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438. Указанным постановлением предусмотрено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки в случаях, установленных в пункте 1 постановления, и плановые проверки юридических лиц – участников бюджетного процесса.

Однако, материалы дела не содержат сведений о наличии таких исключительных обстоятельств, позволяющих провести плановую проверку в 2020 году в отношении ООО «Александровский грузовой терминал».

Выводы судьи о наличии оснований для проверки основаны на положениях статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующей проведение внеплановой проверки, что не соответствует фактическим обстоятельствам делам. Кроме того, обстоятельства возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, иного вреда, чрезвычайных ситуаций, обстоятельства причинения такого вреда по смыслу указанной нормы могут являться основанием для проведения внеплановой проверки, а не выявлены в ходе проведения внеплановой проверки. Доказательств наличия таких обстоятельств при назначении проверки не установлено.

В силу пункта 7 части 3.1 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок не применяются при осуществлении государственного портового контроля.

Однако, особенности осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 № 438, в пункте 5 которого указано, что положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления (установившего случаи проведения внеплановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства) распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая виды государственного контроля, указанные в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля, то есть запрет проведения проверок субъектов малого или среднего предпринимательства за исключением внеплановых проверок в 2020 году распространен, в том числе, и на государственный портовый контроль.

В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Положениями частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» также установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Отсутствие оснований проведения плановой проверки (проведение которых в отношении субъектов малого или среднего предпринимательства в 2020 г. приостановлено) является грубым нарушением порядка проведения проверки и результаты такой проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств совершения административного правонарушения, вменяемого должностному лицу общества по настоящему делу.

Кроме того, отмечаю, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 № 1742 признан с 1 января 2021 г. утратившим силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2002 № 158, которым были утверждены Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и нарушение которых вменено должностному лицу. На момент судебной проверки постановления должностного лица данные правила были отменены, однако судом оценка данному факту не дана, как не установлено, сохраняется ли наказуемость деяния на момент судебного рассмотрения в соответствии с положениями статьи 1.7 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Поскольку проверка проведена с грубым нарушением действующего законодательства, нормативный акт, нарушение положений которого вменяется должностному лицу, отменен, постановление должностного лица и решение судьи не могут быть признаны законными и подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление № 2119 начальника Новосибирского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора ФИО1 от 30 октября 2020 года, решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 8 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Жеребятникова Василия Кузьмича отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, жалобу защитника Нора И.В. – удовлетворить.

Судья Ю.А. Конева