Дело № 7-306/2022
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 06 апреля 2022 года
Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,
при секретаре Ропотовой В.С.,
рассмотрев жалобу ООО «Полигон ТБО» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, консультанта межрегионального отдела государственного экологического надзора по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области от 14 января 2021 года № и решение судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, консультанта межрегионального отдела государственного экологического надзора по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области от 14 января 2021 года № ООО «Полигон ТБО» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Решением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 сентября 2021 года указанное постановление изменено, назначенное административное наказание в виде административного штрафа снижено до 150000 рублей.
Из материалов дела следует, что 14 января 2020 года в 09 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, кадастровый №, код объекта №, ООО «Полигон ТБО» при эксплуатации объекта размещения отходов не соблюдает нормативы качества окружающей среды, а также Программа производственного экологического мониторинга полигона ТБО в районе деревни Лепсари во Всеволожском районе Ленинградской области не соответствует требованиям пунктов 12, 13, 19 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (утв. приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66); пункту 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (утв. Постановление Правительства РФ от 26.05.2016 № 467), таким образом ООО «Полигон ТБО» нарушило положения ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 11, ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В жалобе ООО «Полигон ТБО» содержится просьба об отмене принятых по делу об административном правонарушении актов и прекращении производства ввиду недоказанности правонарушения.
В судебном заседании защитники ООО «Полигон ТБО» Похабова Ю.Н. и Новосельцева И.А. поддержали доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Административная ответственность по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Исчерпывающий перечень требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления приведен в ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ). Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I-IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Основанием для составления в отношении ООО «Полигон ТБО» протокола об административном правонарушении явились результаты рассмотрения Управлением Росприроднадзора Отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду ООО «Полигон ТБО» за 2019 год (далее - Отчет).
Ссылки в протоколе об административном правонарушении на нормы права, сформулированные в разделе протокола «событие административного правонарушения», имеют общий характер и не раскрывают, какие конкретные требования нарушило ООО «Полигон ТБО» в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.Из содержания протокола об административном правонарушении в разделе «обстоятельства, установленные при составлении протокола» следует, что несоблюдение ООО «Полигон ТБО» нормативов качества окружающей среды заключается в том, что указанное в Отчете расположение наблюдательных скважин, точек контроля атмосферного воздуха и почв не соответствует требованиям п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов», при этом в наблюдательных скважинах в 2019 году наблюдались повышения концентрации БПК5, ХПК, аммоний-ионов, железа, марганца, фенола, кальция, нефтепродуктов, ртути, лития.
Вместе с тем, в нарушение положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не указано в чем именно выразилось несоответствие расположения наблюдательных скважин требованиям п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 № 467, что привело к выявлению повышения концентрации.
Что касается несоответствия Программы ПЭМ требованиям пунктов 12, 13, 19 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66, выразившегося в отсутствии разделов и реквизитов письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов, то из материалов дела следует, что Программа ПЭМ была скорректирована ООО «Полигон ТБО» 06.05.2020 еще до составления 11.01.2021 протокола об административном правонарушении, в связи с чем недостатки, которые нельзя признать существенными, были устранены.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после принятия дела к рассмотрению по существу.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Протокол об административном правонарушении, как доказательство, не соответствующее требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в котором сформулировано вменяемое ООО «Полигон ТБО» административное правонарушение, не может быть положено в основу выводов о виновности общества в совершении противоправного деяния.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, прихожу к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, консультанта межрегионального отдела государственного экологического надзора по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области от 14 января 2021 года № в отношении ООО «Полигон ТБО».
В этой связи на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ решение судьи и постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
отменить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, консультанта межрегионального отдела государственного экологического надзора по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области от 14 января 2021 года № и решение судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 сентября 2021 года в отношении ООО «Полигон ТБО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекратить производство по делу.
Судья А.С. Смирнов
(Судья С.П. Войнова)