ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-307(2 от 30.06.2020 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-307(2)/2020

Судья Тришин С.К.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 30 июня 2020 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 мая 2020 года, вынесенное в отношении ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № *** от 18 ноября 2019 года ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитником общества ФИО2 была подана жалоба в суд.

Решением судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 15 января 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Решением судьи Тамбовского областного суда от 26 февраля 2020 года отменено решение судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 15 января 2020 года, дело направлено на новое рассмотрение в Рассказовский районный суд Тамбовской области.

При новом рассмотрении решением судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 мая 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель ставит вопрос об отмене данного судебного акта.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Как усматривается из материалов дела, управлением Росприроднадзора по Тамбовской области в период с 1 по 28 октября 2019 года была проведена плановая проверка с выездом на производственные площадки ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс», осуществляющего деятельность по разведению свиней.

В ходе проверки установлено, что согласно проектной документации навозоотведения в корпусах предприятия применяется самосплавная система по удалению жидкого навоза. Данный отход соответствует федеральному классификационному каталогу отходов и относится к 3 классу опасности, при этом паспорт на данный вид отхода на предприятии отсутствует.

Также из журнала движения отходов следует образование отхода навоза свиней перепревшего 4 класса опасности, однако паспорт на данный вид отхода на предприятии также отсутствует.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения жалобы защитника общества судьей Рассказовского районного суда Тамбовской области принято решение об отмене постановления должностного лица № 04-214/2019 от 18 ноября 2019 года и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.

Принятое решение мотивировано тем, что на момент проверки у общества имелся паспорт отходов I - V классов опасности, составленный на стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней, имеющий 3 класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 5).

Однако обжалуемый судебный акт законным признать нельзя.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В нарушение приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей не принято во внимание и не дана оценка следующим обстоятельствам.

Согласно позиции Министерства природных ресурсов и экологии РФ, приведенной в письме от 30 июля 2014 г. № 05-12-44/16059, разъяснено, что порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ). В целях реализации данных положений Закона об отходах принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 (утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности). Положениями указанного постановления Правительства Российской Федерации упрощена процедура паспортизации отходов. Так, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением Правительства Российской Федерации. При этом в территориальный орган Росприроднадзора хозяйствующие субъекты направляют заверенную ими копию паспорта, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.

На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприроды России, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Новый федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445, вступил в силу с 1 августа 2014 г. (далее - ФККО 2014). В связи с тем, что ФККО 2014 сохранил преемственность с данными федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786 (в редакции приказа МПР России от 30 июля 2003 г. № 663) (далее - ФККО 2003) в отношении установленных ранее классов опасности отходов, выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее - Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (то есть нормативы образования отходов и лимитов на их размещения; лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением двух случаев: при наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации; при выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах природопользователя, в том числе в подготовленных им материалах отнесения, с классом опасности этого вида отхода, установленного федеральным классификационным каталогом отходов.

Вместе с тем, хозяйствующим субъектом при направлении в территориальный орган Росприроднадзора копии паспорта на отходы I - IV классов опасности, оформленного согласно Правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712, по его усмотрению к копиям документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, могут быть приложены документы, свидетельствующие о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласованные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее - Ростехнадзором и его территориальными органами).

Позиция о том, что если хозяйствующим субъектом оформлены материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности до вступления в силу ФККО 2014 и установленный в этих материалах класс отходов не противоречит данным, утвержденным ФККО 2014, такие материалы могут быть использованы для оформления разрешительной документации после 1 августа 2014 года, судьей не учитывалась.

С 1 августа 2014 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.

Ранее паспорта опасных отходов разрабатывались согласно ФККО от 2002 года (приказ МПР РФ №786 от 02.12.2002 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»), но со вступлением в силу Постановления Правительства РФ №712 от 16.08.2013 данный классификационный каталог утратил силу.

Вопрос о действии закона во времени применительно к рассматриваемой ситуации, судьей не разрешался, соответственно, не проверялось и не оценивалось утратили ли силу паспорта отходов, составленные ранее Постановления Правительства РФ №712 от 16.08.2013.

В этой связи подлежит проверке позиция должностного лица относительного того, что ООО «РАСК» требуется оформить новый паспорт на опасный отход 4 класса, в соответствии с Постановление Правительства № 712 от 16.08.2013 года и действующим ФККО (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242).

Согласно действующему ФККО (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242) навоз свиней перепревший имеет код 11251002294. После вступления в законную силу приказа РПН о новом ФККО (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242), приказа РПН о включении объектов размещения опасных отходов в гос-реестр №479 от 01.08.2014, нового порядка проведения паспортизации и новой формы паспорта отхода (Постановление Правительства № 712 от 16.08.2013), ранее действующие нормативные документы утратили силу (ФККО -2002 (приказ МПР №786 от 02.12.2002), приказ о внесении изменений в ФККО №663 от 30.07.2003, приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

Таким образом, приведенные нормативные правовые акты судьей не учитывались и не проверялось наличие у индивидуальных предпринимателе и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы I-IV классов опасности, обязанности подтверждения классов опасности отходов по новому Федеральному классификационному каталогу отходов - 2017 года, а также оформления паспорта по новому образцу (действует бессрочно) в соответствии с постановлением Правительства № 712 от 16.08.2013.

При такой ситуации само по себе предоставление обществом в судебном заседании копии паспорт на отход 4 класса опасности от 20.06.2013, является не достаточным для вывода об отсутствии состава административного правонарушения, вмененного обществу.

Кроме того, заслуживает внимания довод жалобы о том, что подлинность представленного в судебное заседание паспорта на опасный отход - навоз от свиней перепревший 4 класса опасности, вызывает сомнения, поскольку в Управлении отсутствует информации о том, что данный паспорт был представлен на согласование. Так, обществом 20.06.2013 за номером *** было представлено 2 паспорта на согласование: смет с территории и фильтры отработанные. Паспорт от 20.06.2013 на навоз от свиней перепревший 4 класса опасности в Управление не представлялся. Вместе с тем, приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», был утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов, которым должен руководствоваться Росприроднадзор при проведении работ по паспортизации отходов до вступления в законную силу постановления Правительства № 712 от 16.08.2013, была закреплена обязанность хозяйствующего субъекта направить в территориальный орган Росприроднадзора заверенную копию паспорта. В нарушение данного требования ООО «РАСК» копию паспорта на опасный отход - навоз от свиней перепревший 4 класса опасности в Управление не направляло.

При таких обстоятельствах судьей Рассказовского районного суда Тамбовской области при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные процессуальные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что привело к неправильному разрешению дела.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, по настоящему делу не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Рассказовского районного суда Тамбовской области.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

решил:

Решение судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 мая 2020 года, вынесенное в отношении ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Рассказовский районный суд Тамбовской области.

Судья Ю.А.Курохтин