Судья Прошина Н.В. Дело № 7-309/2018
РЕШЕНИЕ
19 июля 2018 года г. Пенза
Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу руководителя по ПОД/ФТ АО «Мегафон Ритейл» ФИО1 (далее - должностное лицо) на постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы <данные изъяты> от 26 февраля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 03 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении руководителя по ПОД/ФТ АО «Мегафон Ритейл» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы <данные изъяты> от 26.02.2018 должностное лицо - руководитель по ПОД/ФТ АО «Мегафон Ритейл» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо ФИО1 подала жалобу в Ленинский районный суд г. Пензы, в которой содержится просьба об отмене процессуального акта.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 03.05.2018 постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы <данные изъяты> от 26.02.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 оставлено без изменения, жалоба должностного лица ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу об административном правонарушении процессуальными актами, должностное лицо ФИО1 подала в Пензенский областной суд 21 июня 2018 года жалобу, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе заявитель ссылается на то, что в соответствии со ст. 3, п. 4 ч. 1 ст. 6, ч. 1, ч.1.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию)доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее - Закон № 115 ФЗ) АО «Мегафон Ритейл» обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной обществом лотереи, в размере свыше 600 0000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств от 15 000 рублей и свыше 15 000 руб.
Поскольку случаи выигрыша и (или) выплаты на указанную сумму материалами административного дела не подтверждены, фактов приема платежей в АО «МегаФон Ритейл» по покупке лотерейной квитанции на сумму свыше 15000 руб. налоговым органом не установлено, полагала, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, нарушений норм Закона №115-ФЗ ею не допущено.
В возражениях на жалобу, поданных начальником ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы <данные изъяты> 13 июля 2018 года в Пензенский областной суд, содержится просьба об отказе в удовлетворении жалобы должностного лица ФИО1, оставлении обжалуемых процессуальных актов без изменения.
В судебное заседание должностное лицо ФИО1 не явилась. О дне, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. О причине неявки не сообщила. Ходатайство об отложении дела не поступало.
В судебном заседании защитник ФИО1 по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержал, просил отменить процессуальные акты, принятые по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы по доверенности ФИО3 доводы жалобы не признала, просила в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемые процессуальные акты оставить без изменения.
На основании пунктов 2,4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ФИО1 по доверенности ФИО2, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Субъектом данного правонарушения выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.
Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.
В силу ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ операции с денежными средствами и иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В силу ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ такие организации обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив в отношении физических лиц следующие сведения: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
При этом в п. 1.1 ст.7 данного Закона указано, что идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Материалами дела установлено, что на основании поручения № 1 от 19.01.2018 ИФНС по Ленинскому району г. Пензы главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок <данные изъяты>. и государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок <данные изъяты>. провели в рамках проведения административного расследования проверку АО «Мегафон Ритейл» ИНН <данные изъяты>, расположенного по адресу: <...>, ТД «ЦУМ» по вопросу соблюдения отдельных положений, установленных ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
22 января 2018 года должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении руководителя по ПОД/ФТ АО «Мегафон Ритейл» ФИО1
В протоколе указано, что при реализации лотерейного билета гражданину <данные изъяты> в кассе салона сотовой связи «Мегафон.ru», расположенного по адресу: <...>, ТД «ЦУМ», осуществляющим в данном магазине операции с денежными средствами, не была проведена до приема на обслуживание идентификация клиента (покупателя лотерейного билета) и в отношении данного клиента не были установлены сведения, определенные п.1 ст. 7 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Указанный протокол был рассмотрен начальником ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы <данные изъяты> 26 февраля 2018 года, по итогам рассмотрения было принято обжалуемое постановление.
При принятии решения должностное лицо административного органа <данные изъяты> пришел к выводу о доказанности вины ФИО1, основываясь на данных протокола об административном правонарушении, протокола опроса <данные изъяты>., протокола опроса <данные изъяты> протокола опроса <данные изъяты> протокола осмотра помещений магазина.
Из оспариваемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи следует, что 19.01.2018 г. в 00 час. 00 мин. при реализации в салоне сотовой связи «Мегафон.ru», принадлежащего АО «Мегафон Ритейл» ИНН <данные изъяты> и расположенного по адресу: <...>, ТД «ЦУМ», лотерейного билета «ВГЛ2 Спорт» (алгоритм определения выигрышей № 1), распоряжение Правительства РФ от 02.05.2012 г. № 687-р, организатор - Министерство спорта РФ, оператор АО «Государственный спортивные лотереи» Г 200Т/000031 ПФР в количестве одной штуки по цене 100 рублей за штуку, на общую сумму 100 руб. <данные изъяты> (адрес места регистрации: <данные изъяты>) в нарушение ст. 7 Федерального закона от 07.08. 2001 № 115-ФЗ, Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 не было обеспечено выполнение должностным лицом АО «Мегафон Ритейл» ФИО1 требований к идентификации клиента, находящегося на обслуживании у общества, а именно: не проведена до приема на обслуживание идентификация клиента (покупателя лотерейного билета) и в отношении него не установлены сведения, определенные п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Согласно приказу от 01.07.2017 № 12-СЕО-П07-045/17 «О внесении изменений в Приказ № 12-СЕО-П12-038/15 от 16.12.2015 «О назначении ответственного лица и проведении обучения в целях выполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ и Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 303» обязанность по исполнению правил внутреннего контроля в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, возложена на руководителя по ПОД/ФТ АО «Мегафон Ритейл» ФИО1, прошедшую обучение повышения уровня знаний по теме: «Порядок организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для операторов связи» (свидетельство от 28.11.2017 серия 0001681).
Признавая должностное лицо ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и привлекая её к административной ответственности, должностное лицо административного органа исходило из того, что факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 подтверждаются совокупностью доказательств, полученных с соблюдением процессуальных требований закона.
Однако с выводом должностного лица, а также районного судьи не соглашаюсь, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что АО «Мегафон Ритейл фактически организовывало и проводило лотереи.
Отношения в области организации и проведения лотерей регулируются Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон о лотереях), в статье 2 которого раскрыты понятия, используемые для целей данного закона.
Так, организация лотереи - это осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи (пункт 7 статьи 2 Закона о лотереях).
Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрыша и участникам лотереи (пункт 8 статьи 2 Закона о лотереях).
Организатор лотереи (юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи) проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (пункт 6 статьи 2 Закона о лотереях).
Оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства (пункт 9 статьи 2 Закона о лотереях).
Распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора (пункт 10 статьи 2 Закона о лотереях).
Из вышеуказанных положений Закона о лотереях следует, что законодателем разграничены субъекты правоотношений, регулируемых названным Законом, на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей лотерейных билетов, при этом каждый из них наделен собственной компетенцией, определенным объемом прав и обязанностей по отношению друг к другу и участникам лотереи.
Из материалов дела следует, что АО «Мегафон Ритейл» в силу заключенного договора с АО «Торговый дом «Столото» от 25.09.2015 № 63/2015 осуществляет деятельность по распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов, в том числе в салоне сотовой связи «Мегафон.ru», расположенном по адресу: <...>, ТД «ЦУМ».
Исходя из условий данного договора АО «Мегафон Ритейл» являлось распространителем лотерейных билетов и не имело договорных отношений с организатором лотереи, предметом которых являлось бы проведение лотерей от имени и по поручению организатора.
При этом в рассматриваемом случае совершенная в салоне сотовой связи «Мегафон.ru», принадлежащего АО «Мегафон Ритейл» ИНН <данные изъяты> и расположенного по адресу: <...>, ТД «ЦУМ», реализация лотерейного билета «ВГЛ2 Спорт» (алгоритм определения выигрышей № 1), распоряжение Правительства РФ от 02.05.2012 г. № 687-р, организатор - Министерство спорта РФ, оператор АО «Государственный спортивные лотереи» Г 200Т/000031 ПФР в количестве одной штуки по цене 100 рублей за штуку, на общую сумму 100 руб. гражданину <данные изъяты> В. по ценовому критерию не подлежала обязательному контролю.
Поскольку вышеуказанная деятельность Общества по исполнению заключенного договора не свидетельствует об организации и проведении лотереи, считаю, что в действиях должностного лица ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Следовательно, должностное лицо ФИО1 было обязано идентифицировать только тех лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств - 15 000 рублей и свыше 15 000 рублей.
Поскольку в настоящем случае осуществлен прием платежа при покупке лотерейного билета на сумму 100 рублей, не проведение идентификации клиента не является нарушением норм Федерального Закона №115-ФЗ и, соответственно, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Кроме того, 07.03.2018 был принят Федеральный закон № 52 -ФЗ» О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях», которая дополнена частью 6.1 следующего содержания « заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не проводится. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, осуществляется при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность.
Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых электронным лотерейным билетом, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, осуществляется оператором лотереи, распространителем в случае подтверждения участником лотереи достижения им возраста восемнадцати лет, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не проводится, а при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, идентификация участника лотереи проводится с применением любого способа упрощенной идентификации из предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обеспечивающего установление возраста такого участника лотереи, или с использованием данных идентификации участника лотереи, предоставленных кредитной организацией, организацией федеральной почтовой связи, банковским платежным агентом, оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", которым поручено проведение идентификации на основании договора.".
Таким образом, в настоящее время в Законе «О лотереях» прямо закреплено, что при заключении договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, идентификация участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 115-ФЗ, проводится только при сумме расчета, составляющей 15 000 рублей и выше.
На основании изложенного не усматриваю в рассматриваемом событии и, соответственно, действиях ФИО1, как руководителя по ПОД/ФТ АО «Мегафон Ритейл», состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы <данные изъяты> от 26.02.2018 и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 03.05.2018 подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы <данные изъяты> от 26 февраля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 03 мая 2018 года, вынесенные в отношении руководителя по ПОД/ФТ АО «Мегафон Ритейл» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья