ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-310/2016 от 16.03.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья - Лобанков Р.В.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 7-310/2016 16 марта 2016 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

с участием представителей ООО «РН-Юганскнефтегаз» - ФИО1 и ФИО2,

с участием представителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры – Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3 на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 ноября 2015 года, которым постановление начальника Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты - Мансийского автономного округа - Югры М.*** от ***, которым ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей - оставлено без изменения, а жалоба ООО «РН-Юганскнефтегаз» - без удовлетворения,

установил:

Постановлением *** начальника Нефтеюганского управления Природнадзора - Югры М. от *** ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 руб. за размещение на территории лесного участка площадью *** га. горючих веществ (нефтесодержащей жидкости) при проведении работ по изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в условиях пожароопасного сезона на землях лесного фонда в квартале *** выделе *** (район куста №****** ООО «РН-Юганскнефтегаз») ***, чем нарушило требования ст.ст. 51, 53 Лесного кодекса, п.п. «в» п. 33 гл. 8, п. 34, 35 гл. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ №417 от 30 июня 2007 года.

Считая данное постановление незаконным и необоснованным, представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратился в суд с жалобой о его отмене.

Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 ноября 2015 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3 просит отменить решение суда, признать незаконным постановление Природнадзора Югры, мотивируя жалобу тем, что судом первой инстанции дана неверная оценка имеющимся в материалах дела доказательствам; в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения, а именно объективная сторона правонарушения, так как горючести жидкости не установлено; испытания жидкости на предмет ее горючести не проводились.

В возражениях на жалобу, первый заместитель руководителя Природнадзора Югры Б. считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда без изменения.

В судебном заседании представители ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 и ФИО2 поддержали жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.

В судебном заседании представитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры Т. считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда – без изменения, изложив доводы, указанные в возражении на жалобу.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений на жалобу, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

Как видно из материалов дела, вывод о виновности ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении правонарушения основан на собранных по делу доказательствах.

Вина ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается доказательствами, собранными по делу.

Как следует из материалов административного дела и установлено в ходе судебного заседания, *** в *** час. *** мин. проведено патрулирование лесного фонда в квартале *** выделе *** участке *** (район куста ****** ООО «РН-Юганскнефтегаз» - координаты ***"), в ходе которого выявлен факт размещения горючих веществ (нефть, нефтепродукты). Местность частично заросшая деревьями породы сосна и береза. Нефтесодержащая жидкость находится на поверхности почвы и водной поверхности в понижениях рельефа. Площадь размещения горючих веществ составила *** га.

Вина ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена и подтверждена имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно актом технического расследования инцидента произошедшего *** на нефтепроводе O 219x6мм т. ***прав) ***; схема места инцидента O 219x6мм т. *** (прав) ***; расчет жидкости, излившейся из трубопровода при инциденте от ***; мероприятия по ликвидации инцидента; топографический план нарушенного участка лесного фонда в результате отказа нефтепровода O 219x6 мм т*** (прав) ***

Инцидент произошел на нефтесборном трубопроводе, по которому транспортируется водонефтяная эмульсия, общее количество жидкости, вытекшей на поверхность составило *** м. 3, прямые потери нефти – *** тонны. Таким образом, излившаяся на лесной участок жидкость содержит в себе нефть.

Указанных доказательств достаточно для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действие или бездействие, выражающееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

В силу ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации, охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и настоящим Кодексом.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены правилами пожарной безопасности в лесах (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007. Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п. 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Раздел IX Правил устанавливает требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов.

Подпунктом «в» п. 33 Правил, нарушение которых вменено Обществу, предусмотрено, что при проведении работ по геологическому изучению недр разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется не допускать хранение нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнение предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).

В соответствии с пунктом 34 Правил, полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

В соответствии с пунктом 35 Правил, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Приказом Департамента природоохранных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры № 3- НП от 13.04.2015, на территории Ханты- Мансийского автономного округа с 24.04.2015 открыт пожароопасный период.

Таким образом, установлено, что выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении ООО «РН-Юганскнефтегаз» требований и правил пожарной безопасности в лесах в период пожароопасного сезона.

Довод представителя юридического лица о недоказанности наличия признака горючести обнаруженного нефтезагрязняющего вещества, опровергается самим фактом разлива нефтесодержащей жидкости, в том числе повлекшем прямые потери нефти.

Общеизвестным фактом является то обстоятельство, что главным составным веществом нефтепродуктов является нефть.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», классификация веществ и материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара или взрыва.

Так, по горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы:

негорючие - вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);

трудногорючие - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;

горючие - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть

после его удаления.

Согласно ГОСТ 17.1.4.01-80 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах», нефтепродукты неполярные и малополярные углеводороды, составляющие главную и наиболее характерную часть нефти и продуктов ее переработки.

При этом в силу пункта 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005.6.6. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом - IIA-T3 по ГОСТ Р 51330.11. Температура самовоспламенения нефти согласно ГОСТ Р 51330.5 выше 250 °С.

Следовательно, нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом. А поскольку нефть является главным составным веществом нефтепродукта, то нефтепродукт также является горючим веществом.

Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, районный суд сделал правильный вывод о том, что в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Все выводы судьи должным образом мотивированы, основаны на верном толковании норм права.

Наказание ООО «РН-Юганскнефтегаз» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» допущено не было.

Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в постановлении. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 ноября 2015 года в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3 - без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов