ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-311/18 от 07.08.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Копия

Дело № 7-311/2018

Р Е Ш Е Н И Е

7 августа 2018 года город Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мосиявич С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Каменской С.И. на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 июня 2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя лесничего отдела Ноябрьского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа - заместителя лесничего в лесничествах автономного округа - заместителя лесничего в лесничествах автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Лимоновой Л.А. №149/Н от 2 октября 2017 года юридическое лицо Акционерное общество «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее по тексту - АО «Газпромнефть-ННГ» Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Одновременно с постановлением по делу об административном правонарушении в порядке статьи 29.13 КоАП РФ должностным лицом юрисдикционного органа Лимоновой Л.А. вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т.2 л.д.13-16).

Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 июня 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в суд ЯНАО, представитель Общества Каменская С.И. просит отменить вынесенные по делу акты и прекратить производство по делу. Представитель свои требования мотивировала тем, что при вынесении постановления административным органом не доказана объективная сторона вмененного административного правонарушения. Материалами дела не установлено наличие на загрязненном участке нефти. Ссылка в решении суда на результаты проверки Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры несостоятельна, поскольку в составленных актах указано на наличие на почве «пятна темного цвета», «следы нефтесодержащей жидкости черного цвета» не содержат подробного описания обнаруженного вещества, его физико-химических свойств. Кроме того, не доказано свойство горючести обнаруженного нефтепродукта, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, каким образом административным органом обнаруженное вещество классифицировано как горючее. Представленный в материалах дела результат отбора проб почв соответствует допустимому значению (до 15 г/кг) содержания нефтепродуктов в почве. Каменская С.И. считает, что административный орган не доказал наличие правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

О дате и времени рассмотрения дела судом ЯНАО лица, участвующие в деле, извещены своевременно и надлежащим образом.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что АО «Газпромнефть-ННГ» осуществляет свою деятельность на основании лицензии СЛХ №02121 НЭ от 19 июня 2008 года (т.1 л.д.6-8).

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2017 года N495-П в Ямало-Ненецком автономном округе с 1 июня по 1 октября 2017 года был введен особый противопожарный режим.

В ходе выездной проверки, проведенной Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой выявлены факты разлива нефтесодержащей жидкости:

- 17 июля 2017 года на земельном участке в районе к.10Б - к.10 Вынгаяхинского месторождения в 300 метрах от начала участка на землях лесного фонда в квартале №420 выделы 16,250 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества. На лесном участке и на почве имеются следы нефтесодержащей жидкости черного цвета, общей площадью 1,7 га. На момент обследования данного лесного участка работы по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов не производились;

- 18 июля 2017 года в районе промысловой дороги к кусту №173 с правой стороны на лесном участке в квартале №157 выдел 141 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на участке местности с координатами N63°52"38.5"" (СШ), Е76°54"51.0"" (ВД), площадь разлива нефтесодержащей жидкости составляет 0,0555 га;

- 19 июля 2017 года в 5-10 метрах от обвалования, расположенного слева от въезда на куст №18Б в квартале №419 выделы 87,116,211 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на участке местности с координатами N63°46"07.2"" (СШ), Е76°48"45.1"" (ВД), площадь разлива нефтесодержащей жидкости составляет 1,4162 га;

- 19 июля 2017 года в 50 метрах от въезда на куст №26Б слева от дороги въезда на указанный куст в квартале №420 выделы 85,92 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на участке местности с координатами N63°45"22.1"" (СШ), Е76°52"29.0"" (ВД), площадь разлива нефтесодержащей жидкости составляет 1,042 га;

- 20 июля 2017 года в районе куста №30 в квартале №418 выдел 21 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на участке местности с координатами N63°44"26.0"" (СШ), Е76°44"04.8"" (ВД), площадь разлива нефтесодержащей жидкости составляет 0,0249 га;

- 20 июля 2017 года в районе куста №33 в квартале №420 выделы 59,85 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на участке местности с координатами N63°44"39.3"" (СШ), Е76°49"17.1"" (ВД), площадь разлива нефтесодержащей жидкости составляет 0,045 га;

- 20 июля 2017 года в районе куста №41 в квартале №546 выдел 161 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества на участке местности с координатами N63°43"45.9"" (СШ), Е76°49"34.2"" (ВД), площадь разлива нефтесодержащей жидкости составляет 0,1602 га (т.1 л.д.1-5).

Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

В силу части 3 статьи53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений КоАП РФ (статья 28.2, часть 2 статьи 28.4), постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении является процессуальным документом в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

В постановлении Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 сентября 2017 года Обществу инкриминируется нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, которое выразилось в загрязнении территории лесных участков нефтесодержащей жидкостью.

Согласно подпункту «в» пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N417, при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется: не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).

Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации трубопроводов обеспечиваются рубка горючих материалов (пункты 34,35 указанных Правил).

Таким образом, основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств данного дела является установление факта загрязнения территории горючими веществами при разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона, при обстоятельствах, сформулированных в постановлении о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении.

Эти обстоятельства устанавливаются доказательствами, предусмотренными частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ, которые должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении.

В ходе производства по делу АО «Газпромнефть-ННГ» отрицало совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, оспаривая факт загрязнения территории лесных участков горючими веществами при обстоятельствах, изложенных в постановлении о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении.

Опровергая данные доводы, должностное лицо административного органа в постановлении по делу об административном правонарушении № 149/Н от 2 октября 2017 года сослался на нарушение Обществом Правил пожарной безопасности в лесах, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ (т.1 л.д.302-307).

Согласно статье 12 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» классификация веществ и материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара или взрыва; горючие - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 КоАП РФ).

Суд нижестоящей инстанции верно пришел к выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, что подтверждается следующими материалами дела:

- актами осмотра территории по факту образования нефтеразлива от 17 июля 2017 года, 18 июля 2017 года, 19 июля 2017 года, от 20 июля 2017 года в ходе осмотра которых отобраны пробы почвы с кромки загрязненного участка для направления в лабораторию на исследование (содержание нефтепродуктов) (т.2 л.д.141-142,192-193;т.3л.д.2-3,57-58,109-110,128-129,150-151);

- актами расследования причин инцидентов, с приложением схем трубопроводов, от 26 марта 2015 года, 7 мая 2016 года, 4 июня 2016 года, 26 июня 2016 года, 15 декабря 2016 года, 10 мая 2016 года, 10 января 2015 года, в которых указаны технические и организационные причины произошедших порывов нефтепроводов, потери в добыче нефти, площадь разлива нефти (т.2 л.д.150-152,194-196; т.3 л.д.7-9,63-65;134-135,155-157);

- актами сдачи-приемки в производство работ по рекультивации нефтезагрязненных земель от 26 марта 2015 года, 7 мая 2016 года, 4 июня 2016 года, где в перечне выполняемых работ указана рекультивация нефтезагрязненных земель (т.2 л.д.156,200;т.3 л.д.45,93,115,137,159);

- актами рабочей комиссии по сдаче-приемке выполненных работ от 26 марта 2015 года (т.2 л.д.157);

- протоколами испытаний почв №17/596 от 8 августа 2017 года, №17/547 от 2 августа 2017 года, №17/549 от 2 августа 2017 года, №17/550 от 2 августа 2017 года, №17/551 от 2 августа 2017 года, №17/599 от 8 августа 2017 года, №17/611 от 8 августа 2017 года с указанием о содержании в почве нефтепродуктов и хлорид-иона (т.3 л.д.219-224);

- паспортами трубопроводов (т.2 л.д.143-149,211-222;т.3 л.д.10-16,101-107,121-126,143-148,160-165);

- актами ревизии и отбраковки ответственного нефтепромыслового трубопровода (т.2 л.д.153,199;т.3 л.д.44,99-100,114,136,158);

- расчетом ущерба, причиненного лесному фонду в результате порчи почв земель лесного фонда (т.2 л.д.155,198;т.3 л.д.5,60,112,131,153);

- планом проведения работ по рекультивации замазученного участка (т.2 л.д.158-166,201-210;т.3 л.д.46-55,94-98,116-120,138-142,166-170);

- заключениями экспертиз промышленной безопасности (т.2 л.д.168-190,223-248;т.3 л.д.18-43,66-92,172-203).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с иными материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований сомневаться в достоверности представленных доказательств не имеется.

В соответствии с пунктами 6.1,6.2,6.6,6.7 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» нефть является природным жидким токсичным продуктом, содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека, а также для окружающей среды. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям третьего класса по ГОСТ 19433. Из изложенного следует, что нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся) является горючим веществом.

Анализируя представленные письменные доказательства по делу прихожу к выводу, что на обследуемых загрязненных лесных участках находилась и по трубопроводам транспортировалась нефть и нефтесодержащие продукты, поэтому ссылка в жалобе на то, что в обжалуемом решении отсутствует указание на то, что обнаруженная жидкость отнесена к горючим веществам, признан несостоятельным.

Также, не заслуживает внимания довод жалобы о том, что акты расследования причин инцидентов не содержат информацию о разлитом веществе, а лишь фиксирует площадь разлива, в силу следующего.

Для доказательства факта разлива нефти и нефтесодержащих продуктов используется следующая информация:

- о местоположении инцидента;

- о технических и организационных причинах инцидента;

- о материальном ущербе (в частности площадь разлива и потери в добычи нефти).

При этом, в актах расследования причин инцидентов в разделе «о материальном ущербе» указано наименование вещества, разлитого в ходе произошедшего инцидента и его вес (графа «потери в добыче нефти»).

Довод жалобы о том, что инциденты произошли в 2015-2016 годах, что могло повлиять на возможные горючие свойства загрязняющей жидкости, считаю надуманным в силу следующего.

Как было указано ранее, нефть является природным жидким токсичным продуктом, содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека, а также для окружающей среды.

Последствием разлива нефтесодержащей жидкости на земельном участке является причинение экологического вреда, поскольку каждый компонент природной среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство. Нанесенный вред от разлива нефти представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает длительный период времени.

Поскольку инциденты имели место на территории арендованных Обществом лесных участков в границах лесничества, разливы нефтесодержащей жидкости на почву лесного участка нарушают правила санитарной безопасности в лесах, что образует объективную сторону административного правонарушения.

Материалы настоящего дела содержат документы, однозначно свидетельствующие о факте разлива нефти на обследуемых лесных участках.

Более того, исходя из толкования подпункта «в» пункта 33 Правил пожарной безопасности следует, что установленного факта загрязнения горючими веществами, такими как нефть и мазут, для квалификации правонарушения по статье 8.32 КоАП РФ является достаточным.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы суда, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ судом первой инстанции были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Каменской С.И. - без удовлетворения.

Судья /подпись/ С.И. Мосиявич