ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-313/2013 от 20.11.2013 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Загидуллин Н.А.               Дело № 7-313/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 20 ноября 2013 года административное дело по жалобе директора ООО «Авангард–Ремонтная Строительная Компания» Пластининой М.В. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 18 сентября 2013 года, которым постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 24 апреля 2013 года о привлечении Пластининой М.В., директора ООО «Авангард–Ремонтная Строительная Компания» к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере <данные изъяты>, оставлено без изменения,

установил:

директор ООО «Авангард – Ремонтная Строительная Компания» Пластинина М.В. обратилась в суд с жалобой на постановление начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 24 апреля 2013 года о привлечении ее к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ, которым онаподвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Судьей постановлено вышеуказанное решение.

В жалобе на данное решение директор ООО «Авангард-РСК» Пластинина М.В. просит принятые по делу постановления отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что ООО «Авангард-РСК» не является ресурсоснабжающей организацией, либо Управляющей компанией, срочных договоров с собственниками помещений в доме не имеет. Являясь коммерческой организацией, ООО «Авангард-РСК» вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом.

Выслушав защитника Афанасьева Э.Ю., представителя административного органа Светлакову О.Л., заключение прокурора Козельцева А.Н., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в прокуратуру Октябрьского района г. Ижевска поступило обращение Бакулиной Л.А., проживающей по адресу: <адрес> с доводами о неправомерных действиях ООО «УК в ЖКХ г. Ижевска – Авангард».

На основании общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № по <адрес>, оформленного протоколом №, и договора управления многоквартирным домом по №, указанный дом находится в управлении ООО «УК в ЖКХ г. Ижевска – Авангард».

ООО «УК в ЖКХ г. Ижевска–Авангард» заключило с ООО «Авангард-РСК» контракт № года на оказание услуг по содержанию жилищного фонда и придомовых территорий, в том числе дома <адрес>

В ходе проверки установлено, что согласно п. 1.1 Контракта, заключенного с управляющей компанией ООО «УК в ЖКХ г. Ижевска-Авангард», ООО «Авангард-РСК» приняло на себя обязательства по содержанию и обслуживанию общего имущества жилищного фонда.

Директором ООО «Авангард-РСК» Пластининой М.В. утвержден прейскурант на ремонтно-строительные работы по заказам населения на период с 1 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года, согласно п. 2.1 которого, выход мастера для ввода индивидуального прибора учета (ИПУ) в эксплуатацию с оформлением и подписанием акта приемки составляет <данные изъяты>

Согласно квитанции №, оформленной мастером ООО «Авангард-РСК» Бакулина Л.А., проживающая по адресу: <данные изъяты>, оплатила <данные изъяты> за выход мастера для опломбирования водосчетчиков в пользу ООО «Авангард-РСК».

По факту навязывания ООО «Авангард-РСК» дополнительной платной услуги по приемке узла учета и вызов мастера, и.о. заместителя прокурора Октябрьского района г. Ижевска возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.7 КоАП РФ в отношении директора ООО «Авангард-РСК» Пластининой М.В.

24 апреля 2013 года должностным лицом административного органа вынесено оспариваемое постановление <данные изъяты> о привлечении Пластининой М.В. к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Принимая оспариваемые постановления по делу, должностное лицо административного органа и судья районного суда исходили из того, что ООО «Авангард-РСК» в лице директора Пластининой М.В. навязывает гражданам дополнительные платные услуги в собственных интересах, взимает с граждан плату за выход мастера для ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию с оформлением акта приемки, что противоречит действующему законодательству, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, то есть обман потребителя.

С указанным выводом не согласиться не имею возможности.

В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения вмененного правонарушения) обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Обман потребителя по мнению административного органа и судьи районного суда выразился в навязывании дополнительных платных услуг, взимании с потребителей не предусмотренной законодательством платы за выезд специалиста на приемку приборов учета, производимых в собственных интересах.

Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок оплаты за коммунальные услуги, и т.д.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

При этом, в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов, определен Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07 апреля 2010 года № 149.

Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, Управляющая компания ООО «УК в ЖКХ г. Ижевска – Авангард» несет обязанность при обращении граждан осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

При этом, между ООО «УК в ЖКХ г.Ижевска –Авангард» и ООО «Авангард-РСК» заключен договор, в соответствии с которым последнее Общество приняло на себя обязательства по содержанию и обслуживанию общего имущества жилищного фонда, в том числе расположенного по адресу: <адрес>

Никаких объективных данных, свидетельствующих о том, что Бакулина Л.А. имела намерения получения за плату услуг, оказываемые ООО «Авангард-РСК» материалы дела не содержат.

Из представленного Журнала учета не возможно определить ни сведения о личности, делавшего заявку, ни адрес проживания, ни существо обращения.

Кроме того, как следует из объяснений участников процесса, ООО «Авангард-РСК» и ООО «УК в ЖКХ г.Ижевска –Авангард» пользуются одними и теми же номерами телефонов.

При таких обстоятельствах ООО «Авангард-РСК» навязывает гражданам дополнительные платные услуги в собственных интересах, взимает с граждан плату за выход мастера для ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию с оформлением акта приемки, что противоречит действующему законодательству, а директор Общества несет ответственность по ст. 14.7 КоАП РФ, то есть обман потребителя.

Вывод постановления и решения о наличии в действиях директора ООО «Авангард-РСК» Пластининой М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ является правильным.

Нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судьей нет усматривается.

Руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 24 апреля 2013 года и решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 18 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.7 КоАП РФ в отношении директора ООО «Авангард–Ремонтная Строительная Компания» Пластининой М.В. оставить без изменения, жалобу Пластининой М.В. – без удовлетворения.

Судья                             А.И. Буров