ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-313/2022 от 22.03.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-313/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Санкт- Петербург 22 марта 2022 года

Судья Ленинградского областного суда Тумановой О.В.,

при секретаре Курагине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пискуна Дмитрия Аркадьевича на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области от 08.07.2021 /ДЛ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22.12.2021,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области от 08.07.2021 должностное лицо - генеральный директор ООО «Транс-Бал» Пискун Д.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., за то, что 20.05.2021 в 09 часов 25 минут в ходе проверки сотрудниками отдела оперативного контроля Межрайонной ФНС № 7 по Ленинградской области соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в отношении транспортного средства автобуса марки ПАЗ с грз , принадлежащего ООО «Транс-Балт», осуществляющего движение по маршруту № 631 г. Гатчина остановка «Кирха» - г. Гатчина Варшавский вокзал, где была оказана услуга за проезд двух пассажиров стоимостью 30 рублей на общую сумму 60 рублей, однако водителем ФИО4 кассовый чек или бланк строгой отчетности (билет) на бумажном носителе выдан не был; контрольно-кассовая техника не применена; не обеспечено отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО), структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставлен бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом; не обеспечена возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код; не предоставлены проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов операторов фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

Решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22.12.2021 вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В установленный законом срок лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подана жалоба, в которой со ссылкой на неправильное применение норм права, просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить.

Защитник в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Выслушав защитника, изучив материалы дела и доводы жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (п.1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено указанным Федеральным законом N 54-ФЗ (п. 2 ст. 1.2).

При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета (п. 5.9 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из оспариваемого постановления, 20.05.2021 в 09 часов 25 минут сотрудниками отдела оперативного контроля Межрайонной ФНС № 7 по Ленинградской области на основании поручения № 233 от 20.05.2021 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ в отношении транспортного средства автобуса марки ПАЗ с грз , принадлежащим ООО «Транс-Балт» осуществляющим движение по маршруту № 631 г. Гатчина остановка «Кирха» - г. Гатчина Варшавский вокзал. В указанном автобусе оказана услуга за проезд двух пассажиров стоимостью 30 рублей на общую сумму 60 рублей. В результате произведенного расчета за проезд водителем ООО «Транс-Балт» ФИО4 кассовый чек или бланк строгой отчетности (билет) на бумажном носителе выдан не был; контрольно-кассовую технику не применял; не обеспечил отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом; не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-кода; не предоставил проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов операторов фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

Указанные нарушения зафиксированы в приложении к Акту проверки от 25.05.2021.

В действиях ООО «Транс-Балт» установлены нарушения требований п.п. 1, 2, 3.1, пп.1 п. 5.1, пп.3 п. 5.6, пп.2 п. 5.7, п. 5.8, 5.9 ст. 1.2, п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ и п. 27 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», поскольку выданные водителем ФИО4 документы (билеты) не содержат информации, позволяющей идентифицировать и бесплатно получить кассовый чек, используя Интернет-ресурсы оператора фискальных данных или налогового органа, то есть ККТ должна быть применена непосредственно при расчете в 09 час. 25 мин.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной налоговой службы от 08.04.2021 N АБ-4-20/4798@, если рабочая смена, в которую осуществлен расчет за оказанные услуги перевозки пассажиров, переходит на следующие сутки, то кассовый чек (бланк строгой отчетности) по таким расчетам, совершенным в указанную смену, может быть сформирован в течение суток, в которые была окончена смена.

Таким образом, отражение в Акте проверки № 500468 того обстоятельства, что 20.05.2021 в 09 час. 25 мин. в реестре фискальных данных отсутствовали сведения о произведенной операции, противоречит вышеизложенным требованиям Федерального закона N 54-ФЗ, а также разъяснениям Федеральной налоговой службы, содержащимся в письме от 8 апреля 2021 года N АБ-4-20/4798@.

При этом довод лица, в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что на сайте ООО «Транс-Балт» www.transbalt-tk.ru в разделе проверка билетов отражается корректная информация по спорным билетам: № 510869, серия 1 МК-021, номиналом 30 руб.; N2 510870, серия 1 МК-021, номиналом 30 руб. не получил надлежащей оценки в постановлении должностного лица и решении судьи.

Доказательств того, что должностным лицом в течение суток после продажи билетов, то есть до 21.05.2021 09 час. 25 мин., проводилась проверка наличия в информационных ресурсах оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, материалы дела не содержат.

Скриншот осуществления попытки доступа к сайту транспортной компании, который выдавал сообщение об ошибке 403 (доступ запрещен), датирован 04.06.2021, то есть по истечении 14 дней после проведения проверки и составления акта проверки.

Кроме того, из указанного скриншота не представляется возможным установить, по каким причинам сайт транспортной компании 04.06.2021 был недоступен.

Как следует из Акта проверки от 25.05.2021, должностными лицами Инспекции в адрес ООО «Такском» и ООО «Петер-Сервис Спецтехнологии» направлены запросы от 24.05.2021 №№ 08-07/08830, 08-07/08831 о предоставлении информации в соответствии с п. 8 ст. 4.5 Закона № 54-ФЗ, согласно которому Оператор фискальных данных в случаях проведения налоговыми органами контроля и надзора, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, обязан предоставлять, в том числе в электронной форме, в налоговые органы информацию и (или) документы по их запросам в течение трех рабочих дней с даты получения запроса.

Вместе с тем, на момент составления акта проверки ответ по запросам от операторов фискальных данных получен не был.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Однако материалы дела об административном правонарушении не содержат достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о совершении Пискуном Д.А., как генеральным директором ООО «Балт-Транс» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления, решение.

При таких обстоятельствах постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области от 08.07.2021 /ДЛ о привлечении генерального директора ООО «Транс-Балт» Пискуна Д.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22.12.2021, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области от 08.07.2021 /ДЛ о привлечении генерального директора ООО «Транс-Балт» Пискуна Д.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22.12.2021, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.15 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.В. Туманова

(судья А.В. Шаманина)