ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-314(2 от 02.08.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №7-314(2)/2021

Судья Барун Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 2 августа 2021 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на постановление заместителя руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора ФИО3*** от *** и решение судьи Советского районного суда г.Тамбова от 15 июня 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением военного прокурора Тамбовского гарнизона ФИО4 в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации *** возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора ФИО3 от ****** Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось в суд с жалобой о его отмене.

Решением судьи Советского районного суда г. Тамбова от 15 июня 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России – без удовлетворения.

Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением судьи, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось с жалобой в вышестоящий суд об их отмене.

Указывает, что при рассмотрении дела следовало учесть то, что привлекаемое к ответственности юридическое лицо осуществляет свою деятельность в целях реализации полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства по осуществлению теплоснабжения объектов казарменно-жилищного фонда Вооруженных сил РФ. В этой связи во избежание срыва бесперебойного теплоснабжения потребителей - объектов социальной и военной инфраструктуры, учреждение действовало в состоянии крайней необходимости и последствия необеспечения теплом объектов Министерства обороны РФ могли быть крайне негативными для неопределенного круга лиц.

Полагает, что судом не учтено, что имеющиеся нарушения имели место уже на момент организации ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ и не могли быть устранены по причине того, что финансирование учреждения производилось и до настоящего момента проводится в недостаточном объеме.

Кроме того, федеральный государственный энергетический надзор в вооруженных силах осуществляется уполномоченными структурами Министерства обороны, а именно 962 отделом государственного технического надзора (территориальный), а не Верхне-Донским управлением Ростехнадзора.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Кущеву А.М., поддержавшую жалобу, помощника военного прокурора Тамбовского гарнизона ФИО5, считавшего жалобу необоснованной, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Согласно п. 10 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 68 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация обязана поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ей приборы учета тепловой энергии, а также устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества теплоснабжения, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств; осуществлять эксплуатацию принадлежащих ей источников тепловой энергии и тепловых сетей в соответствии с правилами технической эксплуатации и техники безопасности.

Как следует из материалов дела и это верно установлено судьей районного суда, приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 г. № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

Согласно названному приказу и Уставу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 № 607, основной целью деятельности учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

*** ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы *** по г. Москве зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, КПП 770101001).

В эксплуатации ЖКС *** (г. Рязань) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ находятся объекты теплового хозяйства, расположенные на территории Тамбовской области, в том числе, котельная инв. *** на территории военного городка *** по адресу: ***, ***.

Котельная закреплена на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ на основании приказа Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ******.

В ведомственном разделе государственного реестра опасных производственных объектов зарегистрирован ОПО № *** от *** Системы теплоснабжения котельной *** ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Филиал ЗВО, ЖЭ(К) О ***, *** III класс опасности, по адресу: в/г***, ***, ***

*** военной прокуратурой Тамбовского гарнизона с участием государственного инспектора отдела общепромышленного надзора по *** Верхне-Донского управления Ростехнадзора и государственного инспектора отдела котлонадзора, государственного строительного надзора и надзора за подъёмными сооружениями по *** Верхне-Донского управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой *** (***) (далее - ЖКС *** (***) ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ») законодательства по эксплуатации объектов теплоснабжения Минобороны России, расположенных на территории войсковых частей (учреждений) Тамбовского гарнизона.

При проведении проверки были выявлены нарушения обязательных норм и правил промышленной безопасности.

В эксплуатации находится газовое оборудование (ГРУ, внутренние газопроводы, газогорелочные устройства, надземный газопровод среднего давления от ГРП до котельной) применяемое на опасном производственном объекте «Система тепло-снабжения котельной № 103» с истекшим сроком безопасной эксплуатации (более 20 лет), чем нарушены требования ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4,6 ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531; п. 76 технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. поста-новлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 870.

Не выполнена поверка сигнализаторов загазованности установленных на газовом оборудовании, в помещение котельной, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»; пп. 4, 6 ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531; пп. 53, 77 технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870.

Помещение котельной не оснащено системой контроля воздуха по содержанию в нем окиси углерода в объёме, предусмотренным проектом, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»; пп. 4, 6 ФНП «Правила безопасности сетей газо-распределения и газопотребления», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531; пп. 53, 77 технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870; п. 7.2 СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», указанного в «Перечне документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и осуществления оценки соответствия», утв. распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1005-р.

Нарушено антикоррозионное покрытие надземного газопровода среднего давления от ГРП до котельной № 103, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 4, 6 ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 531; п. 70 технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 870.

Не проведена экспертиза промышленной безопасности экономайзеров ЭБ2-142И, зав. № 758 и зав. № 12 после истечения срока их безопасной эксплуатации в 2015 году, чем нарушены требования ст. 7, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп. 394, 462 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 536.

Не проводится химический контроль качества питательной воды котлов Е-4-1,4ГМ (ДКВР-4-13 ГМ) зав. № 201546 и зав. № 21114, а именно: истек срок годности химических реагентов, требуемых для анализа воды, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 326 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 536.

Ответственным за осуществление производственного контроля не проводится периодический (не реже 1 раз в 12 месяцев) наружный и внутренний осмотр котлов Е-4-1,4ГМ (ДКВР-4-13 ГМ) зав. № 201546 и зав. № 21114 (нет подписи ответственного за производственный контроль под записями о проведенных осмотрах в паспортах котлов), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 410 Ф����������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????���������????????J?J??????


?j�??????J?J????Й?Й??????J?J?J??????
??????J???J??�??????J?J?J??�?

Не проводится поверка (настройка) не реже 1 раза в 12 месяцев предохранительных клапанов котлов Е-4-1,4ГМ (ДКВР-4-13 ГМ) зав. *** и зав. *** на испытательном стенде, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 308 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 536.

Не представлен паспорт на трубопровод пара Ду 150 мм. (паспорт отсутствует), не разработана и не утверждена эксплуатационная схема трубопровода пара, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп. 198, 199, 246, приложение № 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 536.

Не разработана и не утверждена производственная инструкция по эксплуатации трубопровода пара Ду 150 мм, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 364 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 536.

Не проводится планово-предупредительный ремонт трубопровода пара Ду 150 мм. (не ведется ремонтный журнал), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп. 247, 381 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 536.

Не проводится периодическое (не реже 1 раза в 3 года) техническое освидетельствование специализированной организацией трубопровода пара Ду 150 мм, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп. 447, 448 а) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 536

Ответственными специалистами за осуществление производственного контроля и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением не проводится периодический (не реже 1 раза в 12 месяцев до и после проведения планового ремонта) наружный осмотр трубопровода пара диаметром 150 мм, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 448 б) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 536.

Не проведена экспертиза промышленной безопасности на здание котельной, в связи с отсутствием данных о сроке службы здания в проектной документации, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 462 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 536, п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 года № 420.

Постановлением заместителя руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Перуновского Н.Н. от 18 мая 2021 года № Т5/250-183 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Факт совершения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актами проверок военной прокуратурой Тамбовского гарнизона с привлечением специалистов Верхне-Донского управления Ростехнадзора в *** деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России при эксплуатации котельных на территории Тамбовского гарнизона от ***; постановлением военного прокурора Тамбовского гарнизона о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ***; выпиской из приказа начальника директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ****** «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» с приложением перечня недвижимого имущества, согласно которому котельная *** на территории военного городка *** по адресу: ***, ***, на праве оперативного управления закреплена за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России»; уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Довод жалобы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о том, что нарушения допущены ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в состоянии крайней необходимости, связанной с обеспечением теплом объектов Министерства обороны РФ обосновано признаны судьей районного суда несостоятельным, поскольку выявленные нарушения требований промышленной безопасности представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, не устранение которых может привести к тяжелым последствиям.