Судья Пашкина О. А. Дело № 7-314/2019
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 23 сентября 2020 года жалобу Г.А.В. на решение судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 14 июля 2020 года,
установил:
Постановлением заместителя министра финансов Удмуртской Республики П.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ должностное лицо - министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Г.А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба Г.А.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики Г.А.В. просит отменить решение отменить, указывая на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Выслушав представителя административного органа, П.О.Г., полагавшей доводы жалобы необоснованными, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Удмуртской Республики от 13 марта 2006 года № 25 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» предусмотрено, что порядок предоставления субсидий транспортным организациям, осуществляющим перевозки на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения, в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением 50-процентной скидки по оплате проезда на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения определяется Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство). Министерство на основании договоров, заключенных с транспортными организациями, осуществляющими перевозки на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения, производит перечисление субсидий в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных (доведенных) Министерству законом о бюджете на эти цели на соответствующий финансовый год.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 21 июня 2017 года № 0183/01-04 утвержден Порядок предоставления субсидий транспортным организациям, осуществляющим перевозки на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения, в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением 50-процентной скидки по оплате проезда на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения (далее по тексту - Порядок). Данный Порядок определяет цели, условия, и порядок предоставления субсидии из бюджета Удмуртской Республики перевозчикам, транспортным организациям, осуществляющим перевозки на внутреннем водном транспорте пригородного и городского назначения (далее - перевозчики).
В силу пункта 2 Порядка субсидия транспортным организациям, осуществляющим перевозки на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения, в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением 50-процентной скидки по оплате проезда на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения предоставляется перевозчикам в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением 50-процентной скидки по оплате проезда на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, установленным п. 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 13 марта 2006 года №25 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике».
В соответствии с пунктом 3 Порядка главным распорядителем как получателем средств бюджета Удмуртской Республики, осуществляющим предоставление субсидии в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.
Административная ответственность должностных лиц по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, то есть, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Указом Главы Удмуртской Республики от 22 ноября 2017 года №Г.А.В. назначен министром транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (л. д. 79 административный материал).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 11 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 09 февраля 2015 года № 40, министр осуществляет права и несет обязанности главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных распорядителей и получателей средств из бюджета Удмуртской Республики.
Таким образом, Г.А.В. является субъектом вмененного административного правонарушения.
Из материалов настоящего дела следует, что Удмуртской транспортной прокуратурой проведена проверка использования бюджетных средств, при предоставлении субсидий Акционерному обществу «Летний сад им. М. Горького» (л. д. 78 административный материал).
В ходе проверки выявлено, что 17 июня 2019 года Акционерное общество «Летний сад им. М. Горького» обратилось в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики с заявлением о предоставлении субсидии в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением 50- процентной скидки по оплате проезда на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения, указав, что Акционерное общество «Летний сад им. М. Горького» с 10 июня 2019 года осуществляет перевозки пассажиров водным транспортом (л. д. 57 административный материал).
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 19 июня 2019 года №, подписанным министром Г.А.В., Акционерному обществу «Летний сад им. М. Горького» предоставлена субсидия в объеме бюджетных ассигнований, доведенных до Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики на цели, установленные пунктом 2 Порядка (л. д. 84 административный материал).
26 июня 2019 года между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и Акционерным обществом «Летний сад им. М. Горького» заключен договор №334 о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием услуг (л. д. 59-61 административный материал).
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ Акционерное общество «Летний сад им. М. Горького» перечислена субсидия в сумме 114 465,00 руб. (л. д. 62 административный материал).
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Пунктом 20 части 1 статьи 12 вышеприведенного Федерльного закона к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, отнесена деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
Нормами, содержащимися в пунктах 2 и 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2012 года № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», определено, что лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами. Деятельность по перевозкам пассажиров включает следующие работы: перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки морским транспортом пассажиров.
Между тем, лицензия на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (выполняемы работы – перевозки внутренним водным транспортом пассажиров) Акционерного общества «Летний сад им. М. Горького» получена 02 октября 2019 года (л. д. 54 административный материал), в связи с чем, на дату вынесения Приказа от 19 июня 2019 года № 0139/01-04 указанное юридическое лицо не отвечало требованиям, предъявляемым к перевозчикам, за период, предъявленный к оплате.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении министром транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Г.А.В. порядка получения права на возмещение из бюджета Удмуртской Республики недополученных доходов, предусмотренного положениями бюджетного законодательства Российской Федерации, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были оценены должностным лицом административного органа и судьей районного суда по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, действия Г.А.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, кроме того, доводы жалобы являлись предметом исследования при рассмотрении дела об административном правонарушении, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с выводами не имеется.
Ссылка в жалобе на отсутствие обязанности по проверке соответствия заявителя и его деятельности, с осуществлением которой у него возникает право на получение субсидии, противоречит требованиям Порядка и нормам бюджетного законодательства в указанной сфере, поскольку пунктом 22 Порядка на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики возложена обязанность по контролю соблюдения перевозчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Порядок привлечения Г.А.В. к административной ответственности соблюден.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению бюджетного законодательства, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
Лицо, привлечено к административной ответственности в сроки, установленные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя министра финансов Удмуртской Республики П.Н.В. от 13 марта 2020 года № 19 и решение судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 14 июля 2020 года оставить без изменения, жалобу Г.А.В. - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина