ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-314/2021 от 10.08.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Еременко Д.А. Дело № 7-314/2021

РЕШЕНИЕ

10 августа 2021 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Экспресс-пригород» на решение судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Экспресс-пригород»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора за безопасностью движения и пожарной безопасностью Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 № 2038/ЮЛ от 22 декабря 2020 года АО «Экспресс-пригород» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Экспресс-пригород» обжаловало его в суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 16 апреля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, АО «Экспресс-пригород» просит отменить принятые по делу акты, прекратив производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы указано, что требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В подтверждение своей позиции ссылается на апелляционное определение Новосибирского областного суда от 23 марта 2017 года дело № 33-2690/2016, в котором обязанности по выполнению мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры возложены на АО «Экспресс-пригород» только в отношении объектов, вводимых после 1 июля 2016 года.

Содержащийся в решении судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска вывод о том, что АО «Экспресс-пригород» не были приняты согласованные с общественным объединением инвалидов меры по обеспечению доступности инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры был сделан без достаточных оснований. Решение о привлечении АО «Экспресс-пригород» к административной ответственности вынесено на основании факта отсутствия на подвижном составе электропоезда ЭД4М подъемных механизмов. В отношении данного конкретного подвижного состава не предусмотрено наличие подъемного механизма.

В настоящее время для организации обслуживания маломобильных граждан функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ). В соответствии с уведомлением /ТТК от 31.01.2020 пригородный вокзал ст. «Новосибирск-Главный» включен в Реестр вокзалов и остановочных пунктов, на которых предоставляются услуги сопровождения и оказания помощи маломобильным пассажирам по заявкам. До этого времени оказание ситуационной помощи маломобильным гражданам оказывается АО «Экспресс-пригород» непосредственно в момент обращения такого лица за помощью. Все факты обращения за помощью фиксируются в Журнале по содействию маломобильным пассажирам. В АО «Экспресс-пригород» действует Корпоративный порядок обеспечения условия доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, пассажирских поездов и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, утвержденный решением Совета директоров АО «Экспресс-пригород» 6 июля 2018 года. За период 2019-2020 гг. обращений от инвалидов по вопросу несвоевременности оказания услуги или о ненадлежащем ее исполнении не поступало.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Булгаковой Т.В., а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений, изложенных в статье 7 Конституции Российской Федерации, политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов.

Данные положения согласуются с нормами международного права, которые закреплены в части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), согласно которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 (далее Закон о социальной защите инвалидов) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, как имеющую целью обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Требования и условия к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур закреплены в статье 15 Закона о социальной защите инвалидов.

В силу части 1 данной статьи Закона о социальной защите инвалидов, органы государственной власти различных уровней и организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов).

Согласно статье 16 Закона о социальной защите инвалидов юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 80.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе, обеспечение посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него без взимания дополнительной платы при помощи работников перевозчика и владельца инфраструктуры и вспомогательных средств.

В соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 33190-2019 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Технические требования для перевозки инвалидов и методы контроля», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.12.2019 № 1366-ст с 1 марта 2020 года вагоны, предназначенные для проезда пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, должны быть оборудованы (пункт 5.2):

а) вспомогательными посадочными устройствами для входа и выхода пассажиров-инвалидов, соответствующими требованиям, установленным в разделе 7;

б) специальными средствами сигнализации, информации и связи, соответствующими требованиям, установленным в разделе 13;

в) санузлом, специально приспособленным для пользования пассажирами-инвалидами, в том числе пассажирами-инвалидами в креслах-колясках, в соответствии с требованиями, установленными в разделе 11;

г) проходами, соответствующими требованиям, установленным в разделе 9;

д) устройствами для крепления кресел-колясок.

Приказом Минтранса России от 06.11.2015 № 329 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, пунктом 5 которого определено, что перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: б) помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда;

е) возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов (за исключением устройств с электрическим приводом);

з) предоставление при необходимости вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок, при сопровождении пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения.

Статьей 9.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Как следует из материалов дела, 4 декабря 2020 года в ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования подвижного состава железнодорожного транспорта в процессе его эксплуатации по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, пожарной безопасности, доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных граждан на территории станции Новосибирск-Главный Западно-Сибирской железной дороги, находящейся по адресу: <адрес>, в городе Новосибирске, были выявлены следующие нарушения:

в составе электропоезда серии ЭД4М (вагоны №, , головные вагоны №, ) не приспособлены для перевозки инвалидов. Вагоны не оборудованы местами для инвалидов, устройствами для их входа и выхода. Отсутствует возможность входа в поезд и выхода из него с помощью вспомогательных посадочных устройств, отсутствует возможность оставаться в своем кресле-коляске. В вагонах №, отсутствует возможность входа в поезд и выхода из него с помощью вспомогательных посадочных устройств, отсутствует возможность оставаться в своем кресле-коляске.

Выявленные нарушения подтверждаются Актом результатов планового (рейдового) осмотра обследования подвижного состава железнодорожного транспорта в процессе его эксплуатации № 72/1 от 4 декабря 2020 года.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения АО «Экспресс-пригород» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.

Судья районного суда по результатам рассмотрения жалобы АО «Экспресс-пригород» пришел к выводу о законности постановления по делу об административном правонарушении.

С выводами судьи согласиться не могу.

Как верно указано заявителем, частью 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Решением Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 14 декабря 2016 ОАО «Экспресс-пригород» обязано в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу при осуществлении на территории Новосибирской области пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения обеспечить перевозку инвалидов, в том числе, инвалидов в креслах-колясках, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (маломобильных групп населения) в вагонах электропоездов, отвечающих требованиям СГТ 2.5.1198-03.2.5, ГОСТ Р 51090-97, ГОСТ Р 50955-96, а именно оборудованных техническими подъемными устройствами для посадки/высадки инвалидов в креслах-колясках с низких и высоких платформ; отведенными местами для размещения инвалидов в креслах-колясках, оборудованными устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных колясок в продольном направлении или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда, а также оборудованными горизонтальными поручнями на боковых стенах для размещения в салоне электропоезда инвалида в кресле-коляске, сигнальными устройствами «выхожу на следующей остановке» с кнопками управления контактного типа и контрастной окраски и надписью «места для инвалидов» или соответствующей ей по смыслу пиктограммой; индивидуальными посадочными местами для инвалидов в креслах-колясках на местах для сидения с предусмотренными для них средствами крепления сложенных кресел-колясок, а также местами для сопровождающих инвалида в кресле-коляске лиц; средствами крепления индивидуальных средств вспоможения при передвижении инвалидов в местах индивидуальных посадочных мест; туалетом, специально оборудованным для пользования инвалидами в креслах-колясках; приборами и устройствами технических систем обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения инвалидов, а также ориентирующими и оповещающими (кнопки экстренного вызова) устройствами.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение дополнено указанием, что обязанности, возлагаемые настоящим решением на ответчиков относятся исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным в резолютивной части настоящего решения объектам и средствам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам.

Таким образом, и требования законодательства и судебное решение предусматривают обязанность ОАО «Экспресс-пригород» соблюдать требования законодательства о социальной защите инвалидов применительно к подвижному составу (вагонам головным и моторным), вводимым в эксплуатацию, реконструируемым или модернизируемым с ДД.ММ.ГГГГ

АО «Экспресс-пригород» представило сведения о том, что электропоезд ЭД4М в составе указанных в протоколе об административном правонарушении вагонов выпущен в 2001 <адрес> заявителя о невозможности модернизации и реконструкции действующих вагонов, постепенном вводе в эксплуатацию и замене на новые вагоны в соответствии с требованиями по обеспечению условий для перевозки инвалидов не опровергнуты.

Доводы судьи районного суда о нарушении АО «Экспресс-пригород» положений части 4 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов, предусматривающей, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме, не принимаю.

Протоколом об административном правонарушении АО «Экспресс-пригород» вменялось, что в составе одного электропоезда головные вагоны не приспособлены для перевозки инвалидов, вагоны не оборудованы местами для инвалидов, устройствами для их входа и выхода.

При этом в силу статьи 9.13 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортных инфраструктур и предоставляемых услуг, однако, указанные в протоколе об административном правонарушении и приведенные в настоящем решении нормативные акты не предусматривают обязательное исполнение таких требований к транспортным средствам, введенным в эксплуатацию до 1.07.2016.

Вопросы соблюдения прав инвалидов с учетом необходимости принятия согласованных с одним из общественных объединений инвалидов на территории населенного пункта мер для обеспечения доступа инвалидов к услугам в деятельности ОАО «Экспресс-пригород» в вину юридическому лицу не вменялись, не были предметом проверки при вынесении постановления должностного лица и не являлись предметом судебного рассмотрения при проверке доводов жалобы заявителя. Выводы судьи районного суда в данной части выходят за рамки предъявленного обвинения и не основаны на фактических обстоятельствах. ОАО «Экспресс-пригород» эксплуатирует более 40 составов, в организации действует утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 26.08.2020 № 1827/р Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, являющийся общедоступным документом.

Таким образом, действия ОАО «Экспресс-пригород», эксплуатирующего состав в числе вагонов, выпущенных до введения в действие норм в части обеспечения инвалидов услугами при перевозке на поездах пригородного сообщения, и не прошедших модернизацию (реконструкцию), не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора за безопасностью движения и пожарной безопасностью Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 2038/ЮЛ от 22 декабря 2020 г. в отношении АО «Экспресс-пригород» отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, жалобу АО «Экспресс-пригород» удовлетворить.

Судья