ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-3157 от 10.03.2017 Московского городского суда (город Москва)

Судья Орехова А.Ю.                                                             Дело № 7-3157

Р Е Ш Е Н И Е

10 марта 2017 г.                                                                           г. Москва

Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе исполнительного директора Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» Жемковой Е.Б. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 07 декабря 2016г., которым  Международная  общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» привлечена к ответственности  по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде  административного штрафа в раз мере 300000 (трехсот тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

18 октября 2016г. в отношении Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы.

Постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 07 декабря 2016 г. постановлено указанное выше постановление, с которым не согласилась исполнительный директор Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» Жемкова Е.Б. В своей жалобе она  просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как, являясь международной организацией,  общество не является субъектом правонарушения, а также  публикации, размещенные в сети Интернет, в которых дается оценка текущих событий, не может быть расценена как политическая деятельность организации, а является лишь частным мнением ее  членов.

Исполнительный директор Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» Жемкова Е.Б. в судебное заседание не явилась, направила в суд защитников Рачинского Я.З. и Кухлевскую Т.А., которые не возражали против рассмотрения дела в отсутствии законного представителя организации.

 Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитников Рачинского Я.З. и Кухлевскую Т.А., не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.

Частью 1 ст. 19.34 КоАП РФ установлено, что осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Как усматривается из материалов настоящего дела, в период с 05 по 30 сентября 2016 года в ходе проведения внеплановой документарной проверки сотрудниками Министерства юстиции РФ в отношении Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», расположенной по адресу: <***>, выявлено, что данная некоммерческая организация в период с 2013 года по май 2016 года регулярно получала денежные средства от иностранных организаций и граждан, а именно:

- <***>;

- <***>;

-<***>;

-<***>;

- <***>;

-  <***>;

- <***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>.

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

- <***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

- <***>;

- <***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

-<***>;

- <***>.

Также с 2013 года по сентябрь 2016 года «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» опубликовало на своем официальном сайте информацию и статьи политического характера, а именно:

-заявление Организации о Законе «об иностранных агентах», в котором указано, что «...никакие частные изменения не смогут исправить этот изначально неправовой и неконституционный закон.» (15 ноября 2013 г.);

-заявление Организации «О внесении Правозащитного центра «Мемориал» в реестр «иностранных агентов», в котором указано, что: «...нынешние принятые в чрезвычайном порядке нормы об «иностранных агентах» направлены не на решение реальных проблем, стоящих пред страной, но лишь на ослабление гражданского общества России. Нам остается вновь повторить то, что мы говорили последние   два   года,   с   момента   внесения   закона   об   «иностранных   агентах» в    Госдуму:    этот    закон    позорит    Россию,    он    не    подлежит улучшению или исправлению и должен быть отменен.» (22 июля 2014 г.);

-обращение Организации, в котором сообщается, что «...действия России против Украины подпадают под определение агрессии, данное в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года. В настоящее время дело дошло уже до прямого участия российских военнослужащих в боевых действиях на чужой территории - против законной власти соседней страны. Мы требуем немедленно прекратить российскую агрессию против Украины...» (29 августа 2014 г.);

-статья «Удар по Сахаровскому центру - это удар по интеллектуальной свободе», в котором содержится критика действия Министерства юстиции РФ: «...Мы требуем немедленно прекратить кампанию по навешиванию ярлыков на независимые организации. Эта кампания копирует худшие образцы травли инакомыслящих в советские годы...» (26 декабря 2014 г.);

-заявление Организации «Убийство Бориса Немцова: ответственность власти», в котором указано, что «...в последние годы и месяцы власть России и служащие ей средства массовой информации создали атмосферу ненависти к любому инакомыслию. Государственная пропаганда не только «высвечивает», подобно прожектору, мишень для убийц, но и создает у них ощущение безнаказанности. Оппозиционных и просто независимых общественных и политических активистов называют вражескими агентами, по сути объявляя их «разрешенной целью». Но пропагандой дело уже не заканчивается: с подачи власти создан «Антимайдан» - отряды штурмовиков, открыто провозглашающие своей целью силовое, за рамками закона, подавление оппозиции. Эти силы тесно связаны с «ополченцами», воюющими на востоке Украины, откуда в Россию возвращаются люди, имеющие опыт прямого и безнаказанного вооруженного насилия... Но мы можем определенно утверждать: именно российская власть создала все предпосылки для убийства Бориса Немцова» (28 февраля 2015 г.);

-комментарий члена Правления Организации Яна Рачинского о проекте федерального закона «О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)», в котором указано, что: «... никакие самые вопиющие преступления советской власти не были официально признаны преступлениями против человечности... Поэтому сфера действия закона (если он будет принят) окажется весьма ограничена. Серьезные сомнения вызывает ссылка на законодательство об экстремизме, неопределенность формулировок и произвольность применения которого хорошо известны. Оговорка, сделанная в ч. 1 ст. 3, совершенно не предохраняет от плачевных последствий. Думается, что приоритет должен быть отдан просветительным и воспитательным мерам, а не запретительным....» (22 сентября 2015 г.).

Однако с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обращалась, тем самым Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении, согласно которому в период с 05 по 30 сентября 2016 года в ходе проведения внеплановой документарной проверки сотрудниками Министерства юстиции РФ в отношении Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», расположенной по адресу: г. Москва, Малый Каретный пер., д. 12, выявлено, что данная некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента, однако с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обращалась;

-уставом Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»;

-выпиской из реестра ЕГРЮЛ;

-свидетельством о регистрации Организации;

- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 30.09.2016 г.;

- распечатками с интернет-сайта Организации.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.

Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Исследованные судьей доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного постановления.

При этом перечисленные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 2 и п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ч. 6 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева», при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Признавая наличие признаков участия организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, суд обоснованно исходил из того, что Организация участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике, а также путем формирования общественно-политических взглядов и убеждений в целях в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на решения и действия государственных органов.

При этом указанная деятельность не относится к деятельности в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительной деятельности.

Распространение на сайте Организации  мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике с целью формирования общественного мнения, а также для  привлечения внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества обоснованно признано политической деятельностью.

При этом ряд материалов опубликован, как видно из имеющихся в материалах дела скриншотов страниц, от имени Правления Организации или не имеет ссылки на автора.

Что касается ссылок на  распространение в сети Интернет членами Организации    оценочных   частных  мнений,   касающихся    законодательства    Российской Федерации, то суд при вынесении решения на данное обстоятельство не ссылался, в связи чем, данный довод не может служить основанием к отмене или изменению постановления.

 Утверждение о том, что размещение на сайте организации публикаций является реализацией права на свободу выражений мнений и не может быть отнесена к политической деятельности, основано на неверном толковании норм права. Политическая деятельность и право на свободу выражения мнений не являются взаимоисключающими понятиями. Политический процесс, в рамках которого осуществляется политическая деятельность,  не только не исключает, но и предполагает возможность выражения различных мнений.

С учетом изложенного, довод жалобы о том, что Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» не осуществляет политическую деятельность на территории Российской Федерации, является необоснованным, опровергается указанными выше доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Согласиться с доводом о том, что Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» не является субъектом правонарушения, поскольку  является международной организацией,  а не российской, имеющей структурные подразделения в других странах, не представляется возможным.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно  положений пункта 6 статьи 2  Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента – должна быть российской некоммерческой организацией, что также подтверждено в постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П.

Между тем,Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»  является российской некоммерческой организацией, поскольку она создана в соответствии требованиями Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Сведения о ней внесены в ЕГРЮЛ на территории Российской Федерации. Согласно Уставу Организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации.

Таким образом, совершенное Международной общественной организацией «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» деяние, выразившееся в осуществлении деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Административное наказание Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» назначено судьей в соответствии с требованиями  статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к ответственности.

Суд не усмотрел оснований для назначения наказания ниже низшего предела, установленного соответствующей санкцией ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ. Не указано на такие  обстоятельства и  в суде второй инстанции. Доказательств, что имущественное и финансовое положения  Организации не позволяет выплатить штраф в размере 300000 рублей не представлено.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено. Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 07 декабря  2016 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

Московского городского суда                                              Козлов И.П.