Судья ФИО6 дело № 7-316/2017
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 11 августа 2017 года
Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре Петровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном дело по жалобе ФИО1 на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 16 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного инженера АО «Астраханская геофизическая экспедиция» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора горного надзора и надзора за объектами металлургической промышленности, подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 17 февраля 2017 года главный инженер АО «Астраханская геофизическая экспедиция» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 16 мая 2017 года постановление административного органа от 17 февраля 2017 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставлено без изменения. Жалоба ФИО1 - без удовлетворения
Будучи несогласным с постановлением административного органа и с решением суда, ФИО1 обратился в суд второй инстанции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене указанного постановления и судебного решения. Заявитель указывает, что решением арбитражного суда Астраханской области постановление Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в отношении АО «Астраханская геофизическая экспедиция» отменено, в связи с чем считает, что в отношении него – как должностного лица АО «Астраханская геофизическая экспедиция», постановление о назначении административного наказания также подлежит отмене.
Суд второй инстанции, огласив жалобу, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Субъектом правонарушения могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов». Данный Федеральный закон № 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего закона; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности (часть 2 статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ).
Пунктом 2.2 Типовой инструкции по маркированию обжимными устройствами электродетонаторов и капсюлей-детонаторов в металлических гильзах, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора СССР от 5 октября 1984 года № 48, установлено, что лица, допущенные к маркированию средств инициирования, должны изучить рабочую инструкцию и пройти инструктаж у руководителя участка взрывных работ или технического руководителя предприятия (организации) с обязательной росписью в журнале инструктажа.
Согласно пункту 2.3 Типовой инструкции повторные инструктажи персонала, допущенного к маркированию средств инициирования, необходимо производить периодически не реже одного раза в 2 года, а также при выявлении случаев нарушения (несоблюдения) требований настоящей Инструкции.
В соответствии с пунктом 2.4. Типовой инструкции ремонт маркираторов должны осуществлять слесари или электрослесари. Качество проведенного ремонта и готовность маркиратора к работе проверяется лицом технического надзора с записью в специальном журнале, где также расписывается лицо, выполнившее ремонт. Для головки маркировочной, находящейся в эксплуатации, вводятся следующие виды обслуживания: профилактические осмотры (один раз в смену); периодическая проверка (не реже одного раза в полгода) (пункт 8.2 Типовой инструкции).
Заведующий расходным складом ВМ несет ответственность за: выполнение установленных правил хранения, размещения, приема, учета и выдачи маркированных средств инициирования на расходном складе ВМ, в раздаточных камерах и участковых пунктах хранения взрывчатых материалов; содержание маркираторов в исправном состоянии (пункт 3.1.4 Типовой инструкции).
Пунктом 472 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывных работ», утвержденных приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 года № 605, установлено, что возле камер, стеллажей и штабелей на складе ВМ должны быть вывешены таблички с указанием наименований взрывчатых веществ, средств инициирования или прострелочных и взрывных аппаратов, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения.
Как следует из материалов дела, в период с 23 января 2017 года по 10 февраля 2017 года Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Астраханская геофизическая экспедиция». Согласно Положению об осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Астраханская геофизическая экспедиция», утвержденному Генеральным директором АО «Астраханская геофизическая экспедиция», главный инженер ФИО1 возглавляет комиссию производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности и при проведении проверок соблюдения руководителями и инженерно-техническими работниками участков и объектов, правил и норм безопасности и в соответствии с пунктом 2.16 должностной инструкции главного инженера должен контролировать соблюдение действующих нормативно-правовых актов в области производственно-технической деятельности, правил по охране труда, правил по технике безопасности и пожарной безопасности, требований Ростехнадзора. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно: главным инженером ФИО1 АО «Астраханская геофизическая экспедиция» не обеспечено проведение инструктажа заведующего складом взрывчатых материалов ФИО4, допущенного к маркированию средств инициирования. Не обеспечено проведение повторного (не реже одного раза в 2 года) инструктажа заведующего складом взрывчатых материалов ФИО4, допущенного к маркированию средств инициирования. Не осуществляется производственный контроль за соблюдением работником предприятия требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, нормативно-правовых актов, а именно: на табличках, вывешенных возле штабеля ящиков электродетонаторов ТЭЗ-ЗП, штабеля ящиков детонирующего шнура ДШТВ-150/800, штабеля ящиков зарядов ЗПКС-100, штабеля ящиков электродетонаторов ПГ-170, указаны даты их изготовления. Не осуществляется производственный контроль за соблюдением работником предприятия требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности нормативно-правовых актов, а именно: заведующим складом взрывчатых материалов ФИО4 не производится техническое обслуживание (смазка, протирка, подготовка к работе) маркиратора в соответствии с требованиями раздела 8 приложения № 1 к «Типовой инструкции по маркированию обжимными устройствами электродетонаторов и капсюлей-детонаторов в металлических гильзах», утверженной постановлением Госгортехнадзора СССР от 5 октября 1984 года №48. Указанные действия (бездействие) должностного лица повлекли нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», Типовой Инструкции по маркированию обжимными устройствами электродетонаторов и капсюлей - детонаторов в металлических гильзах, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора СССР от 5 октября 1984 года № 48, Инструкции по использованию и технике безопасности при маркировании обжимными устройствами электродетонаторов в металлических гильзах маркировочными устройствами МКД-БЭИЗ-М и ЛД07.771.00.ПС, утвержденной 25 мая 2015 года главным инженером предприятия и согласованной с Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 года № 605.
Вина главного инженера АО «Астраханская геофизическая экспедиция» ФИО1 в совершении данного административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами, которые суд оценил по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Районный суд правомерно пришел к выводу о нарушении ФИО1 требований законодательства в области промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах. В этой связи, в действиях (бездействии) главного инженера АО «Астраханская геофизическая экспедиция» ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания, а также решения суда первой инстанции незаконными, не установлено. Административный орган, а затем и суд всесторонне, полно и объективно рассмотрели данное дело. В деле отсутствует сведения о вступлении решения арбитражного суда Астраханской области от 13 июля 2017 года в отношении АО «Астраханская геофизическая экспедиция» в законную силу, преюдициального значения для настоящего дела оно не имеет.
Правильно оценив представленные сторонами доказательства, районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для привлечения главного инженера АО «Астраханская геофизическая экспедиция» ФИО1 по части 2 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса. Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является обоснованным и минимальным. Иные доводы, приведенные в жалобе, не исключают совершение рассматриваемого правонарушения и подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм процессуального и материального права.
Принимая во внимание, что обстоятельства совершения главным инженером АО «Астраханская геофизическая экспедиция» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и иные доводы жалобы являлись предметом судебного рассмотрения, суд второй инстанции приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 16 мая 2017 года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 11 августа 2017 года.
Судья Астраханского
областного суда О.А. Сорокина