судья Лобастова О.Е.
дело № 7-317/2019 / 12-117/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г.Пермь 27 февраля 2019 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 09.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Пермского районного суда Пермского края от 09.01.2019 Глава сельского поселения-глава администрации Кондратовского сельского поселения ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1 просит об отмене постановления, приводя доводы о незаконности требований прокурора. Указывает также на нарушение процессуальных требований при возбуждении дела об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, прокурора Поносова А.В., полагавшего о необоснованности доводов, исследовав материалы дела, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного наказания.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1,22,27,30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 1 стать 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела, 25.09.2018 в администрацию Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края поступило представление заместителя прокурора Пермского района Глыбиной Л.В. от 14.09.2018, адресованное главе названной администрации К., об устранении нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве с требованиями о рассмотрении представления с участием прокурора, принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства, путём организации водоснабжения населения, причин и условий, способствующих совершению правонарушения; о решении вопроса о дисциплинарной ответственности виновных лиц; и о сообщении прокурору в 30-тидневный срок о результатах рассмотрения представления.
06.11.2018 в адрес заместителя прокурора Пермского района направлено письмо о результатах рассмотрения представления за № 01-14/2018-2015, за подписью главы сельского поселения-главы администрации Кондратовского сельского поселения ФИО1, из которого следует, что рассмотрение представления прокурора об устранении нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве состоялось 23.10.2018 в 12:00, в результате проверки проведенной до рассмотрения представления было установлено, что в целях подключения жилого дома, нанимателем которого является М., необходимо заявление последней об обеспечении занимаемого ею жилого помещения услугой водоснабжения.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 постановлением судьи районного суда к административной ответственности, установленной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с неисполнением ею представления прокурора и не восстановлении жилищных прав заявителя М.
Между тем выводы судьи районного суда не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно материалам дела представление прокурора с требованиями об устранении нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, за невыполнение которого ФИО1 привлечена к административной ответственности по настоящему делу было адресовано главе администрации Кондратовского сельского поселения К.
Рассмотрение представления прокурора состоялось 23.10.2018, служебная проверка проводилась до этой даты. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.12.2018 прокурором указана дата совершении правонарушения - 23.10.2018.
Вместе с тем, как следует из материалов дела ФИО1 избрана главой сельского поселения-главой администрации Кондратовского сельского поселения решением Совета депутатов Кондратовского сельского поселения от 30.10.2018 и вступила в должность с 01.11.2018, тем самым лицом, ответственным за исполнением требований прокурора, изложенных в представлении не являлась, в силу чего оснований полагать, что административное правонарушение совершено ФИО1 в связи с неисполнением последней своих служебных обязанностей в период с 25.10.2018 по 23.10.2018 не имеется.
Подписание ею ответа направленного в адрес прокурора 06.11.2018 о результатах рассмотрения представления прокурора 23.10.2018, т.е. после совершения действий свидетельствующих об отклонении представления прокурора, не может служить основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае ФИО1 не является должностным лицом, которому было адресовано представление прокурора и которое обязано было его рассмотреть. Более того, указанное представление прокурора было рассмотрено 23.10.2018, а ФИО1 вступила в должность с 01.11.2018.
При изложенных обстоятельствах нельзя признать обоснованными выводы судьи районного суда о наличии в деянии главы сельского поселения-главы администрации Кондратовского сельского поселения ФИО1, вступившей в должность после рассмотрения представления прокурора, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На указанные обстоятельства неоднократно указывалось ФИО1 и ее защитником Бехтеревым А.В., однако надлежащая правовая оценка данным доводам не дана.
Кроме того, пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Представление заместителя прокурора Пермского района от 14.09.2018 в числе прочих содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона.
Между тем данное требование не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Аналогичные положения установлены статьей 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ).
В случае, если работник является муниципальным служащим, на него распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными названным Федеральным законом.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении заместителя прокурора Пермского района императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.
Таким образом, невыполнение указанного требования представления заместителя прокурора также необоснованно вменено главе сельского поселения-главе администрации Кондратовского сельского поселения ФИО1 при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание изложенное, принятый по делу судебный акт законным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9,24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, вышеуказанное постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 09.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, отменить. Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение вступило в законную силу.
Судья- подпись